Игру Elden Ring от японской студии From Software ждали с нетерпением. Это бескомпромиссный soulslike в открытом мире, созданный при поддержке Джорджа Мартина, автора «Песни льда и пламени», более известного по названию первой книги «Игры престолов», — уже одна эта формула дает разыграться фантазии. Какой в итоге вышла одна из самых сложных игр последних лет и как в ней не потерять рассудок — в материале «Ленты.ру».
После выхода из дверей первого подземелья перед игроком открывается огромный мир: серые горы, блеклое небо, строения и уроды. Огромное количество уродов самых разных мастей. Практически никого кроме них — агрессивных, жутких, тупых, способных уничтожить тебя с одного удара. Все практически как в реальной жизни.
Играть в Elden Ring, проект от создателя мрачных миров серии Dark Souls, наверное, было бы гораздо приятнее во времена, когда все впереди и ярко светит солнце, а не в пасмурные февральские вечера. Тем не менее отрицать то, что это действительно потрясающая игра, которую мало с чем можно сравнить, невозможно.
Формула открытого мира, раньше не использовавшаяся в сериях Souls, здесь, действительно, как замечают многие, очень похожа на Zelda: Breath of the Wild. Никто не водит игрока по карте от метки до метки — тут и меток-то никаких нет, как нет и опции их включить. Все, что происходит, происходит здесь и сейчас.
Более того, нет и никакого журнала с заметками, чтобы можно было как-то следить за канвой сюжета, если что-то забыл. Даже вступление максимально коротко и неинформативно. Вот, была какая-то королева Марика Вечная, потомки которой присвоили себе обломки Древнего кольца и развязали смертельную войну. Все происходит в мире под названием Междуземье. Ну а главному герою, о котором ничего не известно, нужно отыскать эти самые обломки, восстановить кольцо и стать Старшим лордом. Все поняли? Ну вот, в дорогу.
С первых своих шагов молчаливый главный герой одного из нескольких доступных классов на выбор погружается в мир, в котором можно идти и ехать на все четыре стороны. Хотя основной ориентир есть — золотистое светящееся дерево. Ну и направляющий свет, который иногда попадается на дороге и указывает путь к первому донжону. Впрочем, проходить его вовсе не обязательно — если чувствуете себя в силах, можно найти путь к следующему высокоуровневому региону, замочить пару боссов и найти крутое оружие. Самое приятное, что найти такой обходной путь не так-то просто, но после того, как найдешь, приходит ощущение, что ты действительно раскрыл большую тайну.
В плане боя Elden Ring предлагает существенно больше возможностей, чем ее souls-предшественники. Схватки действительно сложные, как и положено играм этого жанра, и зазеваться тут смерти подобно. Однако теперь появился стелс-режим, который позволяет обходить слишком сильных врагов или наносить им скрытные удары со спины.
Учитывая, что такие гигантские открытые пространства, как в Elden Ring, невозможно пересечь без транспорта, в распоряжении протагониста есть конь, на котором также можно вступать в битву и совершать гигантские прыжки. Конь быстр, однако не может сдать назад, чтобы избежать удара противника, так что тут выбор тактики зависит от игрока.
Но все же хочется повторить, что основной особенностью Elden Ring является потрясающая свобода действий. Практически нет таких ситуаций, в которых перед тобой встает неприступная стена и ты с этим ничего не можешь поделать, пока не победишь стража у ворот. Да, каких-нибудь финальных боссов обойти нельзя, но это не значит, что кроме этого нечем заняться. Учитывая, что игрок не связан необходимостью следовать по сюжету (которого в принципе в привычном понимании нет), интересно все: немного подкачаться в области, куда еще не ходил, найти еще не встреченного NPC с задачей, которая сформулирована максимально туманно, или обнаружить новое снаряжение.
И это не просто методичное прочесывание местности — Междуземье изобилует сокровищами, интригой и опасностью за каждым поворотом. Процесс поиска таких секретов сложный и требует постоянного внимания, полагаясь только на собственную память и ум. Самое главное, схемы, по которым работает игра, никогда не становятся предсказуемыми. Неприметный подъемник может привести в глубокую пещеру, где поджидают приключения, а сбор трав у реки может закончиться битвой с драконом. Этим все не заканчивается — каждый такой случай ведет к встрече с новым NPC, к получению нового заклятия или возможности вызвать доселе неизвестное тебе существо.
В отличие от традиционно сложных боев, которые, впрочем, приносят огромное удовлетворение после победы над противником, навигация по карте чрезвычайно проста и приятна. По всей карте разбросана куча точек быстрого перехода, а система маркеров позволяет расставить на ней флажки, чтобы пометить интересующие игрока локации, в которые он пока не понял, как попасть.
Но Elden Ring не забывает и о своих корнях. В дебрях открытого мира скрываются и вполне классические подземелья в стиле Dark Souls, каждое из которых наполнено тайными закоулками, сложными боссами и пересекающимися проходами с дверями, которые можно открыть только в одну сторону. Это огромные замки, форты, усадьбы, лабиринты — выбор здесь огромный. По сути, если бы не было открытого мира, их все можно было бы объединить в еще одну игру серии Souls.
По своей сути геймплей Elden Ring больше напоминает именно классические Dark Souls. Тяжелые атаки, постоянная необходимость следить за полоской выносливости, в большинстве случаев неторопливый игровой процесс отличают ее от других игр FromSoftware.
Но что действительно отличает Elden Ring, так это по-настоящему впечатляющее обилие разновидностей уродов (стоит напомнить, что встретить кого-то кроме уродов в игре чрезвычайно сложно). Некоторые из них по-настоящему ужасают — что большое достижение в сложившейся ситуации.
Уроды сильны, умны и велики числом. Они крушат, бьют и отходят, потому и мочить их одно удовольствие. Есть, конечно, уроды послабее и поглупее, но они могут взять числом, окружить. Некоторые специально предназначены для любителей тактики «ударь-отбеги». В общем, игра очень сложная, но это правильная, хорошая сложность, рассчитанная не на быструю реакцию, а на выработку стратегии, изучение слабых мест врагов, изматывание их.
Без преувеличения, Elden Ring можно назвать самой лучшей, комплексной и амбициозной игрой From Software. Она не устает поражать и удивлять, предлагая новую форму открытого мира. Единственное, о чем жалеешь, что это не что-то жизнеутверждающее, а крайне мрачный мир, полный гротескных созданий, словно сошедших с картин Босха. И когда ад прорывается сквозь ткань мирозданья, так хочется чего-то жизнеутверждающего.