Культура
00:01, 12 марта 2022

Так себе решение. Райан Рейнольдс вернулся из будущего в 2022-й в новом фантастическом боевике. Что из этого вышло?

Ярослав Забалуев (кинокритик «Ленты.ру»)
Кадр: фильм «Проект «Адам»

На Netflix, который хотя и уйдет в ближайшее время из России, но пока доступен пользователям, чей срок подписки на сервис еще не истек, вышел «Проект "Адам"» — спасенный платформой фантастический боевик-долгострой с Райаном Рейнольдсом в главной роли. «Лента.ру» рассказывает, как Рейнольдсу и режиссеру Шону Леви удалось оживить дух классических фильмов Роберта Земекиса и других хитов восьмидесятых вроде «Полета навигатора».

Путешественник во времени Адам Рид (Райан Рейнольдс) угоняет футуристический самолет и, весело нахамив оппонентам по ходу вооруженной погони, прыгает из 2050-го в 2022 год. Здесь ему предстоит провести некоторое время: он получил ранение, да и летательному аппарату нужен определенный срок, чтобы восстановиться. Спрятаться он решает у себя дома — точнее, у совсем юного себя (Уолтер Скобел), 12-летнего астматика, регулярно огребающего в школе, переживающего смерть отца (Марк Руффало) и тайно осуждающего маму (Дженнифер Гарнер) за то, что она ходит на свидания с усатыми «пустышками». Помимо восстановления сил старшему Адаму нужно смотаться еще и в 2018-й, чтобы найти пропавшую без вести жену (Зои Салдана). Она, впрочем, скоро сама находит супруга — одновременно с бойцами из будущего, ведомыми зловещей Майей Сориан (Кэтрин Кинер), которая когда-то спонсировала исследования старшего Рида в области путешествий во времени. Собственно, так два Адама окончательно понимают, что их реальная задача — восстановление межвременного порядка любой ценой. Для этого они и отправляются в 2018-й, где папа еще жив, а Сориан еще не превратилась в чудовище.

Как это нередко бывает с большими голливудскими фильмами, «Проект "Адам"» когда-то был закреплен за Томом Крузом. Было это 10 лет назад, в 2012-м, и тогда картина должна была носить более громкое название «Имя наше — Адам». По всей вероятности, и масштаб происходящего на экране предполагался несколько иной — не меньше, чем у вышедшего в 2013-м «Обливиона» с тем же Крузом, где главный герой тоже присутствовал сразу в нескольких версиях. Вполне возможно, сходство проектов стало одной из причин, по которым «Адам» погрузился в производственный ад и в итоге встал на паузу. Из анабиоза фильм достал вездесущий Netflix. Давнишний сценарий наняли переписать Джонатана Троппера — шоураннера сериалов «Воин» и «Видеть», глуповатых, но эффектных. Режиссером назначили Шона Леви, который подтянул на главную роль Райана Рейнольдса — вместе они уже работали на прошлогоднем блокбастере «Главный герой».

Есть некоторая логика с заменой центрального действующего лица с Круза на Рейнольдса. Райан это и есть в некотором смысле «Круз 2.0» — миловидный артист, взваливший на себя нелегкий труд придать современным блокбастерам более или менее человеческое обаяние. Понятен в этом смысле и их наметившийся тандем с Леви: постановщик прежде чем взяться за «Живую сталь», поднаторел в ромкомах и семейных хитах типа «Ночи в музее». «Главный герой» в этом смысле был непростым материалом: виртуальная реальность требовала чего-то вроде манифеста, а на это Рейнольдс и Леви способны не вполне. Зато вот «Проект "Адам"» дуэту пришелся точно в пору.

В первые несколько минут картина выглядит просто невероятно мило: встреча сорокалетнего и двенадцатилетнего Адама, выяснение, кем они друг другу приходятся, с помощью клички собаки и любимой песни папы и т.д. Или вот накачанный Рейнольдс помогает младшему разобраться с хулиганами, которые поколачивают мальчика за слишком длинный язык — милота да и только. Другое дело, что вся эта схема выглядит слишком предсказуемой, будто бы фильм снят для людей, вовсе не видевших никакого голливудского кино, снятого раньше, допустим, года 2010-го. Тут-то и появляется Зои Салдана, а с ней и первая масштабная драка, которая здесь служит в качестве первой инъекции бодрящего адреналина. В боевых сценах Леви очень ловко обходит возрастные ограничения: с одной стороны, они сняты резкой экшн-камерой, а с другой, аккуратно обескровлены. Этому есть вполне логичное объяснение: во время перестрелок пули преимущественно врезаются в надежную футуристическую броню, а окончательное поражение противнику лучше всего наносить, разнося его (буквально) в пыль в рукопашной с применением чего-то вроде двустороннего лазерного меча.

Также плакат намекает одновременно на «Полет навигатора» и немного на «Назад в будущее». На классическую трилогию Роберта Земекиса «Проект "Адам"» вообще кивает вполне сознательно. Во второй половине, когда появляется герой Марка Руффало, который рассуждает об устройстве времени и отказывается знать будущее, родословная фильма выстраивается совсем внятно. Леви, конечно, не такой выдающийся сказочник, как Земекис, но, с другой стороны, этот классик тоже давно не снимал ничего сопоставимого со своими шедеврами. Странно только, что его фамилии в «Проект "Адам"» нет даже в качестве продюсера — картина безусловно украсила бы фильмографию.

Главный козырь Леви и Рейнольдса — в обаятельной непритязательности. «Проект "Адам"» это прежде всего умело и остроумно рассказанная история, не претендующая ни на обобщения, ни на визионерский гиперпрыжок. Старший Адам-Рейнольдс неслучайно почти весь фильм ходит в отцовской куртке — весь фильм сложен из таких знакомых элементов. Вполне вероятно, в других руках они превратились бы в еще одну ностальгическую свалку — вроде спилберговского «Первому игроку приготовиться», где не последнюю роль играл, кстати, «Куб Земекиса». Здесь же все эти привычные штуки не просто пылятся, а вполне зримо оживают и обживаются, позволяя зрителю хотя бы на пару часов вернуться в тот уютный мирок, которого в нашей версии будущего уже, пожалуй, не существует.

Фильм «Проект "Адам"» (The Adam Project) вышел на Netflix

< Назад в рубрику