Джонни Вайсмюллер — один из лучших пловцов в истории. На счету американского спортсмена пять побед на Олимпиадах, 67 мировых рекордов, а также изобретение новой техники плавания, которую используют по сей день. Яркий след Вайсмюллер оставил и в мировой киноиндустрии: в 1930-1940 годах он был исполнителем главных ролей в фильмах о Тарзане, которые принесли ему мировую известность и богатство. Но в какой-то момент судьба Вайсмюллера совершила крутой поворот, и свои дни он закончил в нищете в больнице для душевнобольных. «Лента.ру» перелистала наиболее интересные страницы биографии великого спортсмена и актера.
Вайсмюллер родился в июне 1904 года в пригороде Темешвара, относившегося на тот момент к Австро-Венгрии. Позже эта территория перешла под крыло Румынии, сейчас город называется Тимишоара. Родители будущего спортсмена были этническими немцами, вскоре после рождения сына они решили эмигрировать в США, где обосновался их дальний родственник. Семья с семимесячным малышом отправилась в 12-дневное путешествие на пароходе «Роттердам». По приезде в Америку Вайсмюллер-старший сначала работал на шахте в Пенсильвании, а затем семья перебралась в Чикаго, где глава семейства занялся бизнесом, открыв небольшой бар.
Там Вайсмюллера-младшего ожидало серьезное испытание. У девятилетнего мальчика диагностировали полиомиелит — страшное заболевание, поражающее нервную систему и способное привести к летальному исходу. В редких случаях его удается перенести без тяжелых последствий, но организм ребенка справился. Помогло и грамотное лечение, а одной из рекомендаций врачей было плавание. Так Джонни оказался на озере Мичиган, где стал брать первые уроки. Очень скоро Вайсмюллер оказался в спортивной школе Христианской ассоциации молодежи, но развивать талант пловца вскоре ему стало затруднительно. Отец Джонни разорился, запил и развелся с матерью, которая осталась одна с двумя детьми (в США у пары родился второй сын Питер). Джонни бросил школу, чтобы пойти работать и помогать семье выжить.
Именно на последнем месте работы его заметил тренер по плаванию Уильям Бахрах, который обнаружил у подростка незаурядные способности. Специалист предложил Джонни начать профессионально заниматься плаванием, Бахрах верил, что из этого парня можно сделать великого спортсмена.
Очень скоро оказалось, что надежды Бахраха не были беспочвенными. Вайсмюллеру хватило года упорных тренировок, чтобы заявить о себе на всю страну. В августе 1921 года спортсмен выиграл чемпионат США на дистанциях 50 и 220 ярдов (около 45 и 200 метров соответственно) и стал первым кандидатом в американскую сборную. С попаданием в национальную команду у Джонни могли возникнуть проблемы из-за места рождения, однако ему удалось подтасовать данные и убедить всех в том, что он является уроженцем США. После этого заветный паспорт оказался у него на руках, и пловец получил возможность выступать на международных соревнованиях.
Если когда-то нарушение законов страны идет ей на пользу, то случай с Вайсмюллером именно такой. Уже в июле 1922-го спортсмен произвел фурор, установив мировой рекорд на 100-метровке вольным стилем. Позже в карьере это удастся ему еще 66 раз на различных дистанциях. К Олимпиаде 1924 года в Париже новоиспеченный американец подходил в ранге одного из главных фаворитов и ожиданий не обманул. Джонни взял три золотые медали: на стометровке, и 400-метровке, а также в эстафете 4 по 200 метров вольным стилем.
По современным стандартам три золотые медали на одной Олимпиаде — не так уж и много для пловца, однако в 1924-м мужчины разыгрывали в этом виде спорта всего шесть комплектов наград. Вайсмюллер победил во всех дисциплинах, где принимал участие. На стометровку на спине, 200-метровку брассом и заплыве на 1500 метров вольным стилем спортсмен решил не размениваться. При этом одного плавания на Олимпиаде Джонни было мало. Параллельно он успел выступить за сборную США по водному поло, с которой завоевал бронзовые медали.
Спустя четыре года на Играх-1928 Вайсмюллер снова помогал американским ватерполистам, но на этот раз добрался вместе с ними только до пятого места. Зато профильный вид спорта принес ему еще два золота. Американец победил на 100 метрах вольным стилем и в эстафете 4 по 200. На старт 400-метровки он решил не выходить. На этом выступления Джонни на Олимпиадах завершились, однако он навсегда вошел в историю как один из величайших пловцов. Да, по количеству золота американец далек от 23-кратного олимпийского чемпиона Майкла Фелпса и девятикратного победителя Игр Марка Спитца, однако у его великих соотечественников было гораздо больше доступных дисциплин.
Техника, с которой современные пловцы преодолевают дистанции кролем, практически полностью совпадает с той, которую первым стал показывать Вайсмюллер. Он привнес в плавание опущенную в воду голову, поочередные вдохи с помощью поворота лица в разные стороны, а также мощную ритмичную работу ногами. Техника оказалась инновационной и очень эффективной. Остальные пловцы ее быстро переняли. Долгие годы Джонни был непобедим в бассейне, а о секрете своего успеха говорил без ложной скромности.
В некоторых отечественных и иностранных источниках можно встретить историю о том, что в 1922 или 1923 году Вайсмюллер пересекался с великим русским поэтом Сергеем Есениным, который приезжал в США. Утверждается, что они заключили пари и устроили заплыв на короткую дистанцию в бассейне при отеле, который сенсационно выиграл поэт. Впрочем, эта история не имеет документальных подтверждений и вряд ли может быть правдивой по нескольким причинам.
В указанный промежуток времени Есенин действительно посещал США вместе с супругой Айседорой Дункан, однако сложно представить, что он пересекся там с Вайсмюллером. Американец к тому моменту уже был мировым рекордсменом, но продолжал активно тренироваться и готовиться к главным победам на Олимпийских играх. До статуса кинозвезды и светского льва ему было еще очень далеко. Вряд ли 18-летний спортсмен был очень уж заинтересован в знакомстве с малоизвестным для него поэтом и участии в каких-то странных пари.
Есенин действительно был очень хорошо развит физически, современники отмечали его силу, ловкость и выносливость. Поэт также прилично плавал, но вряд ли настолько здорово, чтобы тягаться с лучшим атлетом мира. Джонни использовал инновационную технику плавания и разрывал соперников на главных мировых соревнованиях, а лучшие советские пловцы тех лет преодолевали стометровку почти на 20 секунд медленнее американца. Первым из советских атлетов повторить достижение Вайсмюллера смог Николай Борисов только в 1935 году.
После Олимпиады в Амстердаме Вайсмюллер без преувеличения стал национальным героем. Фотографии идеально сложенного пловца красовались на первых полосах самых популярных газет и обложках глянцевых журналов. Будь в те времена Instagram, по числу подписчиков американец точно посоперничал бы с Криштиану Роналду. Однако и в далеком 1929-м у великого спортсмена было множество способов монетизировать свою популярность. Джонни начал рекламировать модные бренды и участвовать в показах, активно посещать всевозможные телешоу.
В такой ситуации вполне логичным виделся старт карьеры пловца в Голливуде, и он состоялся. В том же 1929-м кинокомпания MGM предложила Вайсмюллеру роль Адониса в фильме «Прославление американской девушки», и пловец согласился. Костюмерам над образом Джонни трудиться особо не пришлось: в картине на нем нет ничего, кроме фигового листа, прикрывающего самое пикантное место. В MGM были восхищены телосложением спортсмена, назвав его единственным человеком в Голливуде, «который естественен во плоти и может сниматься без одежды».
Настоящий успех в кино пришел к Вайсмюллеру через три года, когда тот же MGM, являвшийся в то время лидером американской киноиндустрии, задумал снять серию фильмов о Тарзане (не путать с Сергеем Глушко). Джонни был идеальным претендентом на роль, тем более никаких особенных актерских навыков от него не требовалось. Основной задачей пловца было красиво прыгать, а необходимый для озвучивания текст ограничивался несколькими десятками коротких фраз из серии «Тарзан кушать» и «Тарзан спать». С этим нехитрым набором Вайсмюллер справлялся отлично. Главной же фишкой героя стал протяжный клич, который вошел в историю кино, а впоследствии его даже зарегистрировали как товарный знак.
Всего Джонни снялся в 12 картинах о Тарзане, последняя из которых вышла в 1948 году. Съемки принесли ему около двух миллионов долларов. Сейчас эта сумма не выглядит какой-то фантастической, но не стоит забывать об инфляции. В годы расцвета популярности Вайсмюллера на гонорар пловца можно было приобрести товаров и услуг больше примерно раз в десять, чем сейчас.
Вайсмюллер не планировал уходить из кино после окончания франшизы. Для него быстро нашлась новая главная роль в серии фильмов об охотнике «Джон из джунглей». Ничего принципиально нового от спортсмена на экране не требовалось: ему все так же нужно было красиво бегать и прыгать, произнося минимум текста. Джонни согласился и снялся еще в 13 фильмах за шесть лет, но затаил обиду на режиссеров.
После окончания франшизы о Джоне из джунглей карьера киноактера у Вайсмюллера фактически завершилась, так как возраст больше не позволял играть накачанного красавца. Он принял участие еще в нескольких фильмах, в основном играя самого себя, а затем решил вернуться в родной Чикаго. Там спортсмен пустил заработанные деньги в дело и организовал бизнес по продаже плавательных бассейнов, но прогорел. Однако гораздо больше средств пловец потерял из-за жен, которых у него было аж семь! При каждом новом разводе капитал Вайсмюллера стремительно таял: вместе с женами улетучивались недвижимость и сотни тысяч долларов.
К началу 1970-х бывшая звезда Голливуда натурально осталась без средств к существованию. Вайсмюллер был готов на любую работу и в итоге согласился стоять на террасе одного из клубов в Лос-Анджелесе и издавать свой знаменитый клич Тарзана. Позже пловец переехал в Лас-Вегас, где в отеле «Цезарь Палас» при входе приветствовал гостей. Его коллегой был легендарный боксер Джо Луис, работавший в казино при гостинице охранником. Концы с концами Джонни также помогали сводить эпизодические роли в кино, а к концу 1970-х спортсмен начал испытывать проблемы с психикой.
Поначалу Вайсмюллеру помогали таблетки и амбулаторное лечение, но с годами болезнь прогрессировала. К тому же у спортсмена, находившегося уже в солидном возрасте, обострились проблемы с сердцем. Последние дни пловец провел в клинике для душевнобольных в мексиканском Акапулько, где умер в январе 1984 года. Похоронили Вайсмюллера там же, не посмев нарушить завещание пловца. Когда гроб с телом спортсмена опускали в могилу, работники кладбища включили записанный на пленку клич Тарзана.