Ночью с 27 на 28 апреля в Лос-Анджелесе пройдет 94-я церемония вручения премии «Оскар»: впервые за два года самые престижные награды в мире кино раздадут в прежнем, знакомом по допандемийным временам формате — со всей (вакцинированной) элитой Голливуда в зале Dolby Theatre, красной дорожкой, папарацци и вечеринками для победителей. Будут у шоу впервые за несколько лет и ведущие — причем сразу три: Эми Шумер, Ванда Сайкс и Реджина Холл. В ожидании церемонии «Лента.ру» предсказывает будущих обладателей «Оскаров» — и называет тех, кто заслужил призы больше всего.
Кто заслужил: «Худший человек на свете» (Verdens verste menneske), режиссер Йоаким Триер, Норвегия
Йоаким Триер снял один из самых последовательно изобретательных фильмов года — портрет норвежки Юли с 25 до 30, более того, портрет, в котором трудно не считывать приговор всему поколению, настолько остроумен Триер в иронии к женщине, мечущейся между профессиями, мужчинами и, самое главное, полярными представлениями о самой себе. Тем любопытнее, что замечая и укрупняя недостатки своей никак не взрослеющей героини, Триер при этом напрочь отказывается ее судить, обнаруживая в себе ресурс не только к сарказму и стилю, но и к редкой эмпатии. Его можно понять, как минимум глядя на перформанс Ренате Реинсве в заглавной роли — ухитряющейся одновременно быть и невыносимой, и понятной, и магнетичной. Она, к слову, вполне заслуживала попаданию и в актерскую номинацию.
Кто получит: «Сядь за руль моей машины» (Doraibu mai kâ), режиссер Рюсукэ Хамагути, Япония
Впрочем, несмотря на то что под обаяние «Худшего человека на свете» наверняка подпадет немалое число членов Американской киноакадемии, очевидным фаворитом в этой номинации все же выглядит другой призер прошлогоднего каннского фестиваля «Сядь за руль моей машины». Да, парадоксально предсказывать оскаровскую победу трехчасовому фильму, важную роль в котором играют репетиции пьесы Чехова и персонаж, изъясняющийся на языке жестов, но тем не менее картине японца Рюсукэ Хамагути, умной, тонкой и даже неочевидно захватывающей, уже удалось собрать целый ворох разнообразных американских премий — а главное, выйти из гетто иностранного кино в плане оскаровских номинаций. Их у фильма сразу четыре, включая и главную категорию «Лучший фильм». Обычно для голосующих это становится решающим фактором.
Кто заслужил: «Лето соула» (Summer of Soul (...Or, When the Revolution Could Not Be Televised)), режиссер Амир (Квестлав) Томпсон
Документальная номинация на «Оскарах» в этом году полна качественных и важных фильмов (и, к счастью, избавлена от душеспасительной ерунды вроде прошлогоднего победителя «Мой учитель-осьминог»). И все равно на их фоне заметно выделяется одна впечатляющая своей мощью воздействия картина — «Лето соула», в котором дебютирующий в режиссуре барабанщик группы The Roots Квестлав сделал достоянием общественности десятилетиями считавшиеся утерянными архивные кадры Гарлемского культурного фестиваля-1969. Нина Симон, Стиви Уандер, Махалия Джексон — легенды черной музыки оживают на экране, а вместе с ними оживает перед зрителем и редкий момент покоя и чистой эйфории в турбулентной, беспокойной черной истории.
Кто получит: «Лето соула» (Summer of Soul (...Or, When the Revolution Could Not Be Televised)), режиссер Амир (Квестлав) Томпсон
Другие претенденты на «Оскар» в документальной номинации — как, например, «Аттика», сокрушительный рассказ о кровавом, жестоком подавлении бунта в одноименной американской тюрьме в 1971 году, или удивительный по своей формальной изобретательности документальный мультфильм «Побег» о судьбе одного афганского беженца в Дании — наверняка найдут своих поклонников. Но магия «Лета соула» в сочетании с тем фактом, что члены Американской киноакадемии в принципе любят награждать качественный музыкальный нон-фикшн («В поисках Сахарного человека»), почти гарантированно сделают фильм Квестлава победителем.
Кто заслужил: Трой Коцур, «CODA: Ребенок глухих родителей» (CODA)
Прошлогодний победитель «Сандэнса» «CODA: Ребенок глухих родителей», пожалуй, удостаивается слишком уж чрезмерных комплиментов — вот уже хватает и тех, кто считает его фаворитом в самой главной оскаровской номинации «Лучший фильм». Этой скромной, достаточно традиционной по форме и идеям драме о попытках здоровой дочери слабослышащих рыбаков вырваться из уз родительской жизни такое преувеличенное внимание даже скорее вредит, нагружая фильм лишними ожиданиями. Но вот перформанс Троя Коцура в роли отца семейства всех заслуг действительно достоин — именно он служит этому кино его живым, пульсирующим сердцем.
Кто получит: Киаран Хайндз, «Белфаст» (Belfast)
Оскаровские перспективы Коцура — слабослышащего актера, возможности которого в киноиндустрии понятным и трагичным образом ограничены, — по мере приближения к церемонии становятся более солидными с каждым днем. Есть, впрочем, опасение, что члены Академии по своей старой привычке решат, что для малоизвестного артиста будет достаточно и номинации — и воспользуются возможностью, чтобы в очередной раз наградить звездного ветерана, за свои предыдущие роли оскаровского внимания не удостаивавшегося. В этом году такой фигурой выступает Киаран Хайндз, блестящий ирландский актер, вполне заслуживавший статуэтку, например, за «Мюнхен» или «Марго на свадьбе», — но уж точно не за «Белфаст», эту чудовищно слезливую картину, ухитряющуюся найти повод для ностальгии во временах кровавого конфликта в Северной Ирландии.
Кто заслужил: Онжаню Эллис, «Король Ричард» (King Richard)
Все пять номинанток в этой категории выдают мастерские, запоминающиеся перформансы — что, впрочем, не означает, что разворачивается эта игра в знающих, что с ней делать, фильмах. На ровном общем фоне своей страстностью и своим благородством выделяется выход Онжаню Эллис в роли матери будущих теннисисток Винус и Серены Уильямс из «Короля Ричарда». Впечатлить рядом с настойчиво пытающимся наработать на «Оскар» Уиллом Смитом — дорогого стоит! Задача, пожалуй, посложнее, чем у заламывающей руки во флешбэках «Незнакомой дочери» Джесси Бакли или закипающей на одной ноте внутренним напряжением Кирстен Данст во «Власти пса».
Кто получит: Ариана ДеБоз, «Вестсайдская история» (West Side Story)
При прочих равных Американская киноакадемия всегда выбирает самый броский из актерских перформансов — и в этом плане кому-то трудно будет превзойти Ариану ДеБоз, которая в «Вестсайдской истории» не только играет, но и танцует и поет. И все на убедительном, эффектном уровне! Кроме того, мюзиклы нередко приносят артисткам «Оскары» именно в этой номинации — подтвердят Энн Хэтэуэй («Отверженные») и Дженнифер Хадсон («Девушки мечты»). Нельзя недооценивать и фактор новизны — до «Вестсайдской истории» ДеБоз была более-менее неизвестной: в сущности, именно фильм Спилберга актрису миру и открывает.
Кто заслужил: Уилл Смит, «Король Ричард» (King Richard)
Мечта Уилла Смита получить «Оскар» — и его старательные попытки ее реализовать (помните «Али»?) — давно превратились в Голливуде в повод для шуток. Но стоит признать: игра актера в роли Ричарда Уильямса, человека, заявившего, что воспитает первых чернокожих суперзвезд тенниса, и слово сдержавшего, это и прямо не шутка. Присутствие Смита в кадре «Короля Ричарда» — это не присутствие в кадре глобального селебрити, но настоящий актерский мастер-класс. Он обогащает персонажа своей харизмой, а не паразитирует на нем. В идеальном мире для «Оскара» этого должно было быть достаточно — и, к слову, вполне может действительно хватить для победы.
Кто получит: Бенедикт Камбербэтч, «Власть пса» (The Power of the Dog)
Настойчивость Смита в погоне за «Оскаром» вполне может оказать актеру и медвежью услугу: Голливуд редко бывает снисходителен к выскочкам (даже с миллионами фанатов по всему миру), если у этих выскочек черный цвет кожи. Другое дело — Бенедикт Камбербэтч, представитель по-прежнему пользующейся в Америке непререкаемым авторитетом британской актерской школы, к тому же во «Власти пса» отыгрывающий более-менее саму суть актерской профессии в роли человека, всю жизнь превращающего в маскулинный перформанс, попытку скрыть от окружающих свою подлинную природу. Артисты этот выход оценят наверняка.
Кто заслужил: Кристен Стюарт, «Спенсер» (Spencer)
Пожалуй, самая интригующая из оскаровских номинаций в этом году — это «Лучшая актриса», настолько качественные и разнообразные по своей сути роли будут бороться за победу. Вполне заслуживает своей статуэтки, например, Пенелопа Крус, которая в «Параллельных матерях» Педро Альмодовара ухитряется не только вдохнуть жизнь в вымышленную (и эксцентрически написанную) героиню, но и выдержать рушащийся на плечи той груз испанской истории. Было бы замечательным и награждение Кристен Стюарт — решительно в «Спенсере» непохожей на принцессу Диану, но при этом сгущающей в своей игре драмы как будто куда более серьезные, чем предполагает трагедия непопадания нормального человека в церемониальный ритуал власти.
Кто получит: Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй» (The Eyes of Tammy Faye)
Совсем по-другому в сравнении со Стюарт подходят к ролям в байопиках две другие номинантки на «Оскар»-2022. Так Николь Кидман при всей непохожести с легендой американского ситком-телевидения Люсиль Болл берется отыграть драму умной женщины в мужском бизнесе — и делает это с помощью грима и компьютерных эффектов. Но самое шокирующее перевоплощение осуществляет Джессика Честейн в роли на протяжении сорока лет необратимо мчащейся к позору шарлатанки-телеевангелистки Тэмми Фэй Баккер: актрису буквально не узнать на экране под килограммами грима и специфическим макияжем. Ничто на «Оскарах» не ценится так, как подобные трансформации — сколь бы незначительными ни были сами «Глаза Тэмми Фэй».
Кто заслужил: Джейн Кэмпион, «Власть пса» (The Power of the Dog)
Кэмпион уже вошла в историю как первая женщина, дважды номинированная на «Оскар» за лучшую режиссерскую работу (первый был в 1994-м с «Пианино» — и по-хорошему новозеландка должна была побеждать уже тогда). Та драматическая интенсивность, которой она добивается во «Власти пса», при этом с явным саркастическим прищуром рассказывая историю скрывающего свою гомосексуальность ковбоя, существенно превосходит такие разные по форме, но одинаково отталкивающие своей крикливостью упражнения в ностальгии, какие выдают Стивен Спилберг в «Вестсайдской истории», Кеннет Брана в «Белфасте» и Пол Томас Андерсон в «Лакричной пицце». Пожалуй, единственным из номинантов, кто в этом плане может с Кэмпион сравниться, остается Рюсукэ Хамагути с «Сядь за руль моей машины» — и выбор предпочтений между ними является делом вкуса.
Кто получит: Стивен Спилберг, «Вестсайдская история» (West Side Story)
В 1994-м Кэмпион в борьбе за статуэтку в режиссерской номинации опередил Стивен Спилберг со «Списком Шиндлера» — и хотя букмекеры считают фавориткой именно новозеландку, есть все шансы, что ровно этот расклад повторится вновь. Не стоит переоценивать прогрессивность Американской киноакадемии, в прошлом году уже отдавшей режиссерский «Оскар» женщине — постановщице «Земли кочевников» Хлое Чжао. После таких исторических прорывов премия нередко совершает показательный откат к старым привычкам и традициям (стоит напомнить о последовавшем через пару лет после победы блестящего «Лунного света» триумф патерналистской «Зеленой книги») — а никто среди номинантов не воплощает голливудские традиции так явно, как Стивен Спилберг. Тем более, когда он снимает ремейк оскароносного хита 60-летней давности!
Кто заслужил: «Сядь за руль моей машины» (Doraibu mai kâ), режиссер Рюсукэ Хамагути
Если по гамбургскому счету, то «Оскара» за лучший фильм года не очень-то заслуживает ни одна из десяти номинированных на премию картин — по той простой причине, что действительно лучшие ленты 2021-го, будь то очередная многосоставная и многослойная депеша от Уэса Андерсона «Французский вестник» или сокрушительная отповедь американскому насилию от Пола Шредера «Холодный расчет», оказались Академией и вовсе проигнорированы, оставшись без единой номинации. Но если нужно выбирать, то, конечно, выделяется «Сядь за руль моей машины» — как минимум в силу своей постановочной смелости. Это, в сущности, единственный из десяти фигурантов главной оскаровской номинации, предугадать режиссерские и сюжетные ходы движения которого невозможно; все остальные, по большому счету, раскрывают свои карты задолго до своих развязок.
Кто получит: «Власть пса» (The Power of the Dog), режиссер Джейн Кэмпион
На протяжении всех месяцев оскаровской гонки букмекеры и эксперты были солидарны: ни один другой фильм, по их мнению, не подходил на статус лауреата главного «Оскара» так, как «Власть пса» — не только в силу режиссерских достижений Кэмпион, но и благодаря работе по подрыву мифологии одного из самых американских киножанров, а именно вестерна. И только в последние пару недель в качестве главного конкурента «Власти пса» стала обозначаться «CODA: Ребенок глухих родителей» — как компромиссный и консенсусный, безопасный выбор для тех академиков, кого неспешный ритм и идейная прогрессивность фильма Кэмпион могли и возмутить. В конечном счете, впрочем, свою роль должны сыграть неравные ресурсы: за «Властью пса» стоит вложивший миллионы долларов в ее продвижение Netflix, уже давно пытающийся заполучить в свое студийное портфолио «Оскар» за лучший фильм.