По мнению многих историков, легендарная северная страна Гиперборея, описанная в древнегреческой мифологии, находилась на российском Кольском полуострове, а в сказках и преданиях коренных жителей сохранились мифические подземелья Гипербореи. Этот край на протяжении веков притягивал не только геологов, но и художников, очарованных девственной и загадочной природой Русского Севера. О творческом путешествии вдоль северных широт Кольского полуострова выдающихся современных живописцев в рамках проекта «Гиперборейский травелог» — на «Ленте.ру».
Одним из первых художников, отразивших удивительные по красоте арктические пейзажи, стал ученик Куинджи Александр Борисов, которого считают первым живописцем Арктики, а еще называют Русским Нансеном. Он с юности мечтал о путешествии по Северному Ледовитому океану и поэтому летом 1894 года с удовольствием согласился поучаствовать в морской экспедиции Сергея Витте. Тогда художник впервые посетил Кольский полуостров и создал около 150 этюдов, часть которых была представлена в 1897 году на Петербургской выставке. Работы получили очень высокую оценку зрителей и критиков.
«Это все превосходные и верные, как зеркало, картинки, строго нарисованные и необыкновенно написанные. В них ярко выражена любовь этого Русского Нансена к черной воде океана, с белыми льдинами, свежесть и глубина северных тонов, то мрачных, то озаренных резким светом низкого солнца», — оценил арктический цикл Борисова Илья Репин. А Павел Третьяков приобрел две его картины из этой серии — «В области вечного льда. Лето» и «Весенняя полярная ночь».
В 1898 году художник вновь посетил Кольский полуостров, а также остров Вайгач и архипелаг Новая Земля, где перезимовал. Путешествуя по Арктике, Борисов нанес на карту ряд мысов и заливов, некоторые из которых получили имена художников. Но он признавался, что главная его задача была художественная и что путешествовать по тундре без палитры было бы невыносимо, поскольку в хорошую погоду меланхоличные туманные пейзажи становились неестественно яркими и красочными.
«Хотелось написать целую серию картин и показать всему свету те необычайные красоты загадочного полярного мира», — писал он, вернувшись из экспедиции-пленэра.
В советские годы интерес художников к пленэрам в Арктике не ослабевал, но в основном их работы были посвящены индустриализации Севера. Мощь производственного освоения арктических территорий отразилась в произведениях таких выдающихся мастеров, как Василий Немирович-Данченко, Евгений Вучетич, Александр Дейнека, Матвей Манизер, Аркадий Пластов, Александр Самохвалов, Георгий Мотовилов и Владимир Фаворский.
В марте этого года делегация заслуженных художников России, среди которых такие яркие представители русской школы живописи, как Андрей Захаров, Николай Буртов, Михаил Салмов и Андрей Селенин, провела на Кольском полуострове серию северных пленэров в рамках проекта «Гиперборейский травелог». Травелог предполагает рассказ о путешествии разными видами искусств, в данном случае — это живописное повествование о магии Севера.
За семь дней художники побывали рядом с вечно бегущей рекой Кох на Кох-пороге, у подножья горы Варс, а также на Ковдорском горно-обогатительном комбинате. Очень полюбился им и волонтерский приют «Лапушка» для собак-отказников породы хаски, в котором проживают также и северные олени, интересные живописцам, проникшихся саамскими мотивами.
Кроме того, в детской художественной школе Ковдора прошли мастер-классы для молодых и взрослых жителей города, увлекающихся живописью. С самыми маленькими своим опытом поделился заслуженный художник России из Москвы Николай Буртов, с юными — член Союза художников России Андрей Селенин из Санкт-Петербурга, а взрослые занимались с академиком Российской академии художеств Андреем Захаровым. Обращаясь к заслуженным художникам, исполнительный директор Ковдорского ГОКа Олег Михайлов выразил надежду: «Будет здорово, если те, кому вы передавали свое искусство живописи на мастер-классах, когда-нибудь также будут знамениты и будут выставляться, как и вы, по всему миру».
«Удивительно, что в небольшом городе происходит большой старт такого крупного проекта. Отмечу, что все эти работы написаны не по какому-то государственному заказу, а по зову сердца. Никто нас не просил написать трубы комбината или оленей. Красота в ваших широтах — безгранична, здесь много мотивов», — отметил заслуженный художник России, академик Российской академии художеств Андрей Захаров.
Пленэр Союза Художников России был организован правительством Мурманской области, администрацией Ковдорского района и компанией «ЕвроХим» в рамках проекта «Гиперборейский травелог». А его итогом стал вернисаж в городском Дворце культуры Ковдора, пожалуй, одно из самых ярких культурных событий в городе. По словам городского главы Сергея Сомова, «такого количества и качества картин мы в Ковдоре еще не видели». Он выразил надежду, что это станет первым шагом к открытию в городе художественной галереи. По замыслу организаторов пленэра, в будущем экспозиция картин проекта «Гиперборейский травелог» будет выставляться в Мурманске и Москве.
Стоит отметить, что Ковдор находится в отдалении от главного транспортного коридора Кольского полуострова, это край еще непознанный, не исследованный туристами. А местные краеведы-энтузиасты уже нашли здесь несколько десятков загадочных артефактов. Поэтому город, известный до недавнего времени только добычей руды, приобретает туристическую привлекательность. Сюда уже едут за вековой северной культурой и уникальной энергетикой.