В конце марта в МИД России заявили, что из-за введенных против страны санкций переговоры с Японией о заключении мирного договора более не имеют смысла. А ведь каких-то три года назад президент России Владимир Путин и тогдашний японский премьер-министр Синдзо Абэ договорились наконец активизировать переговоры и обсуждали амбициозные совместные экономические проекты на Дальнем Востоке. Теперь Япония в списке недружественных России стран, японские компании спешно покидают российский рынок, а в Токио всерьез допускают возможность военного столкновения с Москвой. Почему мирные переговоры зашли в тупик, чем опасно столь резкое охлаждение отношений и есть ли шанс на новую оттепель, — разбиралась «Лента.ру».
Синдзо Абэ, находившийся на посту премьер-министра Японии с 2012-го по 2020 год (дольше всех своих предшественников), отличился большим рвением в попытках поставить долгожданную точку в вопросе подписания мирного договора с Россией — вопросе, который не удается разрешить без малого 77 лет. Для политика это было важным вызовом еще и по личным причинам: такую же амбициозную задачу ставил перед собой его отец на посту министра иностранных дел. Абэ даже поклялся на могиле отца, что завершит начатое им дело.
В годы его премьерства в российско-японских отношениях наметился подъем. Политик 27 раз встречался с президентом России Владимиром Путиным, каждая их встреча пристально освещалась японскими и российскими СМИ, а каждое высказывание лидеров по проблематике мирного договора и территориального спора — обсуждалось по несколько дней.
В связи с распространением коронавируса в переговорах весьма ожидаемо была взята пауза. В разгар пандемии Абэ был вынужден подать в отставку по состоянию здоровья, а сменивший его на год Ёсихидэ Суга отводил переговорам с Россией далеко не первостепенное значение. А когда осенью 2021 года премьерское кресло занял Фумио Кисида, между двумя странами и вовсе начала ощущаться возрастающая напряженность. Еще в свою бытность министром иностранных дел политик запомнился сравнением Крыма с Курилами, и одним из первых заявлений на посту премьер-министра стало провозглашение японского суверенитета над островами.
После начала специальной военной операции на Украине ситуация лишь осложнилась. Япония присоединилась к международному санкционному давлению на Россию и ввела персональные санкции против Путина, а также ряда российских чиновников и бизнесменов. К настоящему моменту в ее санкционном списке — 101 физическое лицо и 130 организаций. Кроме того, японские власти лишили Россию статуса «наиболее благоприятствуемой нации» в торговле.
Сообщения о том, что украинское посольство в Японии организовало набор японских добровольцев для участия в боевых действиях на Украине, вызвали не менее острую реакцию у Министерства иностранных дел (МИД) России, которое не упустило возможности заодно припомнить японцам союзничество с нацистской Германией в годы Второй мировой войны.
Российский ответ на японские санкции, таким образом, выглядел вполне ожидаемым, поэтому сильного удивления или шока в Токио он не вызвал, отметил Кадзухико Того, политолог и бывший японский дипломат, курировавший отношения с Россией. «Однако ухудшение японо-российских отношений, проявлением которого стали эти меры, является сильнейшим потрясением для того прогресса, которого — не без взлетов и падений — удалось достичь со времен перестройки», — подчеркнул он в комментарии «Ленте.ру».
Впрочем, кризис в переговорном процессе возник не одномоментно и был вызван далеко не боевыми действиями на Украине. Несмотря на многочисленные встречи между Путиным и Абэ и регулярные консультации министров иностранных дел и рабочих групп, существенно продвинуться в вопросе подписания мирного договора и разрешения территориального спора не удавалось. Более того, с каждой такой встречей надежда на это лишь угасала. То, что переговоры зашли в тупик и из них вряд ли что-то выйдет, стало понятно еще до украинских событий, отметил глава Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
Корень проблемы заключался в расхождениях по существу самого процесса: так, японцы настаивают на разрешении территориального спора до подписания мирного договора; российская сторона же требовала сначала подписать документ, а уже потом решать судьбу спорных островов.
Более того, существовали существенные разночтения относительно того, как именно должен быть разрешен территориальный спор. Советско-японская декларация 1956 года, на основании которой Путин и Абэ условились активизировать переговоры, предусматривает передачу Японии островной гряды Хабомаи и острова Шикотан.
В России проститься с Хабомаи и Шикотаном тоже не спешили. Более того, согласно внесенным в 2020 году поправкам в Конституцию, это попросту невозможно: основной закон не допускает отчуждение части территории России. Тем не менее даже после внесения упомянутых поправок, несмотря на их осуждение японской стороной, о прекращении переговоров ни одна из сторон не объявляла. До настоящего момента.
Японское руководство встретило отказ России продолжать переговоры с нескрываемым разочарованием. Кисида отметил, что стремление Японии разрешить территориальный спор и подписать мирный договор остается неизменным, и посетовал, что российско-японские отношения пали жертвой событий на Украине.
Российское руководство, напротив, особых сожалений не высказывает. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев и вовсе поставил точку в переговорном процессе. Политик заявил, что обе стороны и так отдавали себе отчет в том, что достичь консенсуса по территориальному вопросу они не смогли бы в любом случае. «Так что переговоры о Курилах всегда носили ритуальный характер», — подчеркнул он.
Переговорный процесс между Москвой и Токио сопровождался развитием экономического сотрудничества между двумя странами. В 2016 году Путин и Абэ договорились о совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах: предполагалось, что российско-японские проекты заложат фундамент для подписания мирного договора. В 2018 году Абэ представил план сотрудничества с Россией из восьми пунктов: здравоохранение, градостроительство, малый и средний бизнес, энергетика, диверсификация промышленной структуры России, создание экспортной базы на российском Дальнем Востоке, передовые технологии и гуманитарные обмены.
Впрочем, Кистанов призвал не переоценивать масштаб осуществляемых проектов и тот вклад в экономическое сотрудничество двух стран, который могло бы внести подписание мирного договора. «После подписания мирного договора нам сулили мощные перспективы, вливание японского капитала в Россию и поток новейших технологий. Но ничего этого не могло быть, это было не больше, чем морковка, которую перед нами вывешивали», — сказал он.
Так или иначе, сейчас японские власти предлагают свернуть сотрудничество по восьми пунктам, поскольку продолжать взаимодействие с Россией «в прежнем ключе невозможно». Неясна и судьба 2,1 миллиарда иен (почти 17 миллионов долларов США), выделенных в бюджете Японии на 2022 год для реализации этого плана.
Да и в целом санкции, введенные Японией в этот раз, отличаются от тех, что вводились в 2014 году: если тогда они носили преимущественно символический характер, то сейчас их масштаб действительно оказался беспрецедентным для отношений двух стран — для их обеспечения японские власти даже планируют внести изменения в валютное законодательство страны. Японский бизнес, который в последние десятилетия стремился нарастить сотрудничество с Россией, с тревогой наблюдает за последними событиями, отметил Того. Экс-дипломат подчеркнул, что введенные Японией санкции оказались «палкой о двух концах», ударившей не только по России, но и по деятельности японских предприятий.
В то же время Япония не спешит выходить из крупнейших совместных проектов с Россией, в частности нефтегазового проекта «Сахалин-2»: японские компании Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 и 10 процентами акций соответственно, а 60 процентов произведенного сжиженного природного газа импортируется именно в Японию. При этом как расплачиваться за газ в рублях, как потребовал Путин, в Токио пока не очень понимают.
Еще один неизменный «спутник» переговорного процесса России и Японии — гуманитарные обмены, в первую очередь касающиеся бывших японских жителей Южных Курил и их семей. Договоренность о безвизовых поездках на острова была достигнута еще при президенте СССР Михаиле Горбачеве, первые из таких визитов состоялись уже в 1993 году. Изначально эти обмены затрагивали исключительно бывших жителей островов, которые приезжали на Курилы, чтобы ухаживать за могилами родственников. Постепенно в списки были включены представители профильных организаций, политики, бизнесмены, журналисты и ученые.
В ответ на введенные санкции Россия свернула программу безвизовых обменов, что ожидаемо породило гнев и отчаяние среди бывших жителей остров, которые и так последние два года не могли навестить могилы родных из-за пандемии. Для многих, возможно, это мог быть последний шанс побывать на малой родине — средний возраст бывших жителей Курил 86 лет. «Это ужасно. Бывшие жители островов брошены на произвол судьбы», — пожаловался журналистам сын 91-летнего выходца с Итурупа.
Стоит отметить, что часть таких поездок осуществлялась по другой программе, предусматривающей облегченный порядок визитов на Южные Курилы именно с целью посещения могил. По заверениям посла России в Японии Михаила Галузина, обмены по этой линии прекращены не будут, поскольку в Москве «в полной мере озабочены гуманитарной стороной вопроса». Так или иначе, из-за введенных Россией мер «северные территории» стали еще более недосягаемыми для японцев, отмечает Кадзухико Того.
Санкции и контрмеры, а также обмен взаимными обвинениями, безусловно, сильно отбросили отношения России и Японии назад, и их эффект будет ощущаться еще долгое время. Член верхней палаты японского парламента Мунэо Судзуки и вовсе допустил сценарий «столкновения» России и Японии в отсутствие переговоров по мирному договору и судьбе спорных территорий. По его словам, Япония может для этих целей объединиться с США.
Впрочем, Кистанов отнесся к такому прогнозу с большим скепсисом. Специалист предположил, что японский политик, некогда имевший достаточное влияние на политику страны в отношении России, попросту попытался привлечь к себе внимание и «попиариться».
Выглядит нереалистичным и сценарий вовлечения Соединенных Штатов в этот конфликт: двусторонний договор безопасности предусматривает, что Вашингтон придет на помощь Токио только в случае нападения на те территории, которые Японией контролируются, — чего с Курилами нет. А один на один Япония «не полезет», резюмировал Кистанов.
Хотя войны между двумя странами не произойдет, перспективы у российско-японских отношений все равно не самые радужные. Формулировка «в нынешних условиях», использованная в заявлении МИД России о прекращении переговоров, дает слабую надежду на то, что, когда кризис минует, стороны вновь смогут сесть за стол переговоров. Однако и российский, и японский эксперты сошлись во мнении — очень маловероятно, что это произойдет при нынешних руководствах обеих стран. «Меры, предпринятые обеими сторонами, делают невозможными конструктивные контакты между нашими лидерами. В обозримом будущем даже после окончания [боевых действий на Украине] прямые контакты между Путиным и Кисидой исключены», — отметил Кистанов.
Сейчас под переговорами между Россией и Японией была подведена черта, и отношения двух стран достигли дна, с досадой признал Кадзухико Того. Впрочем, бывший дипломат не согласился с тезисом Медведева о том, что этот вопрос был закрыт бесповоротно и окончательно. Бывший дипломат не исключил, что дискуссии возобновятся в будущем и в конечном итоге, пойдя на взаимные уступки, Россия и Япония все же смогут довести дело до конца.