Пять лет назад, 3 апреля 2017 года, в метро Санкт-Петербурга прогремел взрыв. В 14:33 на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» террорист-смертник, находившийся в поезде, привел в действие одно из трех собранных им самодельных взрывных устройств (СВУ). В результате теракта погибли 16 человек (в том числе сам террорист), 67 пострадали. Два года спустя 11 человек, причастных к организации взрыва, получили сроки вплоть до пожизненного лишения свободы. «Лента.ру» вспоминает события тех дней и обстоятельства трагедии.
По воспоминаниям свидетелей, взрыв в вагоне поезда прогремел в тот момент, когда он отъехал от станции «Сенная площадь». От ударной волны почти все пассажиры упали на пол, стекла в вагонах вылетели. Свет в поезде погас, но он продолжил движение. Когда состав прибыл на станцию «Технологический институт», находившиеся на платформе люди увидели страшную картину: деформированные вагоны, повсюду следы крови и фрагменты человеческих тел. В результате взрыва на месте погибли 12 человек, не считая самого террориста-смертника; еще три пассажира скончались позже от полученных ран.
«Я ехал с "Сенной площади" на "Техноложку". Услышал хлопок, почувствовал сильный толчок и запах пороха. В соседнем вагоне погас свет. Поезд остановился не сразу. Когда мы доехали до станции и остановились, люди выбирались через разбитые окна, а сотрудники метро уже вытаскивали пострадавших. Кажется, взорвался четвертый или пятый вагон ближе к концу поезда. Я видел минимум четырех раненых или погибших. Люди на задымленной платформе были в шоке и метались в панике», — рассказал один из очевидцев.
«Я как раз пересаживалась на той ветке, на которой произошло ЧП. На этой станции все люди бежали, гарью пахло, было задымление, все бежали быстрее к эскалатору и на выход», — сообщила другая пассажирка.
По данным СМИ, за медицинской помощью после взрыва обратились 108 человек, однако в уголовном деле потерпевшими признаны 67; 10 из них получили тяжелые травмы, 28 — травмы средней тяжести, 29 — легкие. Между тем за полчаса до взрыва в поезде, в 14:01, на платформе станции «Площадь Восстания» сотрудники службы безопасности метрополитена нашли черную тряпичную сумку с еще одним СВУ. Бомба находилась у эскалатора, ведущего на станцию метро «Маяковская».
В первые же часы следствия по камерам видеонаблюдения оперативники установили, что террорист-смертник вошел в метро в 12:10 на станции метро «Академическая», при этом за спиной у него был рюкзак, а в руках — черная сумка. В 13:35 он попал в поле зрения камер в тот момент, когда оставил сумку у перехода на станцию «Маяковская» — там, где ее обнаружат спустя полчаса. В 13:54 тот же мужчина будет зафиксирован на переходе со станции метро «Владимирская» на «Достоевскую», а в 14:30 — садящимся на «Сенной площади» в поезд, следующий в сторону «Технологического института».
Следствие установило, что террористом был гражданин России Акбаржон Джалилов. Узбек по национальности, Джалилов родился в киргизском городе Оше 1 апреля 1995 года и в 2011 году получил российское гражданство. Он работал поваром в одном из суши-баров Петербурга. Вскоре выяснилось, что в 2016 году Джалилов через Турцию приехал в Сирию, где в городе Алеппо прошел подготовку по минно-взрывному делу и был избран на роль террориста-смертника.
Акбаржон Джалилов был готов выехать в любую страну мира для совершения теракта. Для выполнения этой задачи его специально учили не отпускать бороду, как это принято у мусульман, не привлекать внимание и скрывать свою набожность. Тренировочный лагерь, где проходил обучение Джалилов, принадлежал запрещенной в России террористической организации «Катиба Таухуд валь-Джихад» («Батальон единобожия и джихада»). Этим лагерем руководил Бирабиджон Махбубов по кличке Ахмад 1982 года рождения — уроженец узбекского города Андижана.
«Катиба Таухуд валь-Джихад» (КТД) — часть другой крупной и запрещенной в России террористической организации, «Джамаат Таухид валь-Джихад» («Армия единобожия и джихада»). Именно последняя в 1999 году стала костяком запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Что касается КТД, то, по версии следствия, она была создана на территории Сирии в 2013 году, ее основной задачей стала дестабилизация обстановки путем терактов. Лидером организации был Сирожиддин Мухтаров 1990 года рождения, который взял себе боевое прозвище Абу Салах аль-Узбеки.
Сирожиддин Мухтаров на территории Сирии готовил своих сторонников и был объявлен в международный розыск за терроризм. Примерно в сентябре 2015 года Мухтаров объявил России джихад после того, как российские войска начали операцию в Сирии. Он перенес всю свою террористическую деятельность в Россию и ряд стран Европы, чтобы добиться вывода из Сирии российских войск, поскольку они коренным образом поменяли там военную ситуацию.
Участники КТД были глубоко законспирированы, проходили боевую и психологическую подготовку в лагерях на территории Сирии и Турции, а затем перемещались в другие страны и ждали там специального сигнала. После его получения они должны были самостоятельно выбрать способ совершения теракта, подготовить его и провести, причем в очень ограниченные сроки. Способы можно было использовать разные, лишь бы вызвать как можно больше паники.
После теракта в Санкт-Петербурге следствие установило личность смертника Акбаржона Джалилова и быстро вышло на его петербургский адрес — квартиру на Гражданском проспекте, недалеко от метро «Академическая». 4 апреля следователи пришли туда с обыском и обнаружили составные части взрывчатки, запас саморезов и гаек, инструменты, скотч и даже обрывок газеты, вторая часть которой была найдена в сумке на станции «Площадь Восстания». На всех этих предметах эксперты нашли биологический материал самого Джалилова и еще нескольких лиц.
При обыске специалисты установили, что все горизонтальные поверхности в квартире Джалилова были протерты специальной жидкостью, уничтожающей всякие следы. Но заметавший следы не учел, что на вертикальных стенках мебели, в вытяжке и других труднодоступных местах эти следы сохраняются. По заключению экспертов Федеральной службы безопасности (ФСБ) России, именно в квартире на Гражданском проспекте варилась взрывчатка, распиливались, а потом соединялись корпуса огнетушителей, монтировались радиовзрыватели — то есть изготавливались СВУ.
6 апреля, три дня спустя после взрыва в метро, следователи нашли еще одну явочную квартиру КТД — на Товарищеском проспекте в Санкт-Петербурге. Там нашли третье СВУ и пульт управления от него. Как и первые два, оно было изготовлено из корпуса огнетушителя, заполненного взрывчаткой, саморезами и гайками. Эксперты установили, что взрывчатку для этой бомбы в квартире на Гражданском проспекте изготовил смертник Джалилов.
Выяснилось, что квартиру на Товарищеском проспекте арендовал 24-летний Ибрагимжон Эрматов. Он жил там с женой и двухлетним сыном, но в марте 2017 года приказал им уехать на родину, а свое жилище превратил в конспиративную квартиру КТД. Там оперативники задержали 23-летнего Азамжона Махмудова, 20-летнего Дилмурода Муитдинова, 28-летнего Бахрома Эргашева, 39-летнего Сайфиллу Хакимова, 26-летнего Мухаматюсупа Эрматова (брата Ибрагимджона) и 22-летнего Махамадюсуфа Мирзаалимова. При этом хозяина квартиры среди задержанных не оказалось.
Одновременно с этим в подмосковном поселке Лесной городок оперативники задержали 39-летнего гражданина Таджикистана Содика Ортикова; при нем нашли пистолет, переделанный под стрельбу боевыми патронами, и две тротиловые шашки. Вместе с ним в руках у сотрудников правоохранительных органов оказалась 46-летняя гражданка Узбекистана Шохиста Каримова. У нее изъяли гранату Ф-1 и составные части СВУ, в том числе два электродетонатора.
По версии следствия, все задержанные причастны к террористической деятельности. В день задержания, 6 апреля, они собирались устроить еще один взрыв в метро. Кроме того, они планировали на Chevrolet Lacetti (машину нашли у их дома) въехать в толпу прохожих в центре Санкт-Петербурга — специальный сигнал для этого должен был подать руководитель ячейки. Этот теракт участники КТД хотели совершить одновременно с аналогичным терактом в Стокгольме. Там 6 апреля 2017 года боевик КТД на грузовике въехал в толпу, убив пятерых и ранив 16 человек.
В ходе первоначальных оперативно-следственных действий удалось установить руководителя российской ячейки КТД: им оказался гражданин России Аброр Азимов 1990 года рождения, уроженец Киргизии. По версии следствия, Азимов вступил в КТД в 2015 году, находясь в Стамбуле. Пройдя подготовку и успешно сдав экзамен, он получил право самостоятельно сформировать спящую ячейку террористической организации. Он отвечал за ее финансирование, конспирацию, проведение с участниками ячейки идеологических и религиозных занятий, их обучение азам террористической деятельности и обеспечение средствами связи, а также поиск компонентов для СВУ и их изготовление.
Уже в марте 2016-го Аброр Азимов, переехав в Россию, вовлек в ячейку родного брата Акрама 1988 года рождения. Тот выполнял роль курьера: возил из Стамбула в Москву наличные деньги. Затем Азимов завербовал остальных участников ячейки и приступил к их идеологической и практической подготовке — в частности, объяснял, как противостоять правоохранительным органам: обнаруживать видеокамеры и составлять маршруты их обхода, определять сектора наблюдения, подбирать места совершения терактов и выявлять слежку.
Азимов был единственным в ячейке, кто держал связь с руководством КТД, получал от него приказы и передавал подчиненным. Следователи выяснили, что непосредственно перед терактом смертник Джалилов сообщил Азимову о своей полной готовности. Тот перезвонил Бирабиджону Махбубову, заручился его поддержкой и дал команду Джалилову совершить взрыв. По оперативным данным, неизвестный сообщник Джалилова одновременно со взрывом в поезде метро должен был дистанционно подорвать второе СВУ, оставленное в переходе на «Маяковскую».
Но бомбу к тому моменту уже обнаружили и оцепили. Пульт управления ею так и не был найден. Между тем первый же допрос задержанных показал, что сразу после взрыва в метро 3 апреля Аброр Азимов сообщил остальным участникам, что у него умерла бабушка и ему надо ехать на похороны. Как позже выяснилось, команду немедленно покинуть Россию ему дал Бирабиджон Махбубов. Аброра Азимова задержали 17 апреля 2017 года в Одинцовском районе Подмосковья, возле платформы Сушкинская. Он намеревался выехать на Украину. При себе у террориста оказался пистолет, переделанный под боевой, граната РГД-5 и телефон.
В телефоне Азимова следователи нашли видеоинструкции по сборке СВУ, а позже получили и записи телефонных переговоров со смертником Джалиловым от 1 и 2 апреля. Тот, почти не конспирируясь, докладывал Азимову обо всех этапах изготовления бомб, способах сокрытия следов, готовности совершить теракт и погибнуть при взрыве. Изучая телефон Азимова, оперативники ФСБ также нашли его контакты с другими участниками террористической группы и руководителем Махбубовым, множество электронных пособий по конспирации и записи о подготовке теракта в метро.
Как выяснилось, родной брат Азимова Акрам в марте 2017 года летал в Турцию, где встретился с Махбубовым и получил от него деньги на подготовку теракта. Акрама Азизова задержали 19 апреля 2017 года в городе Московский (Новая Москва). При себе у молодого человека оказалась граната РГД-5. А 11 мая 2017 года на севере Москвы, в парке Дружбы, оперативники ФСБ нашли последнего участника террористической группировки Ибрагимджона Эрматова. Именно он арендовал квартиру на Товарищеском проспекте, где нашли третье СВУ, и участвовал в сборке всех бомб (его ДНК нашли на внутренней поверхности обоих неиспользованных СВУ).
Когда в здании Следственного комитета России (СКР) все задержанные оказались вместе, Ибрагимджон Эрматов, не зная, что разговор записывается, на родном языке дал сообщникам инструкции, что именно говорить на допросах. Этим инструкциям следовали все обвиняемые. Никто из них не признал свою вину, по большей части фигуранты утверждали, что оговорили себя под пытками. Но объективные доказательства опровергли эту версию защиты.
Адвокаты в суде пытались оспорить их: защитники, среди прочего, утверждали, что ДНК погибшего смертника «получено неизвестно когда, неизвестно от кого и неизвестно кем». Но в уголовном деле есть экспертиза родителей Джалилова, которая однозначно подтверждает: бомбу взорвал их сын. Второй Западный военный суд счел доказательства обвинения убедительными. В декабре 2019 года все фигуранты были осуждены: лидер террористов Аброр Азимов получил пожизненный срок, его подельники — от 20 до 28 лет лишения свободы.