В марте пробуждаются все, в том числе и музыканты, годами не выпускавшие новые альбомы. За прошедший месяц свои свежие работы представили и легенды пост-панка Bauhaus, и канадские инди-рокеры Arcade Fire, и даже внезапно объединившийся с Pet Shop Boys дуэт Soft Cell. Российские же артисты занялись переосмыслением уже записанной музыки: у Shortparis вышла обновленная версия «Яблонного Сада» с участием Хора ветеранов имени Козлова, а воссоединившиеся летом прошлого года 3H Company модернизировали свой трек «Адекватно». «Лента.ру» рассказывает, какие еще интересные релизы принес прошлый месяц, и делится главными из них в плейлисте на «Сберзвуке».
Arcade Fire — The Lightning I, II
В мае у канадских инди-рокеров Arcade Fire должен выйти шестой альбом WE, который последует за пластинкой 2017 года Everything Now — пестрым и не в меру радостным синти-поп взрывом, на раз-два поднимающим настроение, но слегка страдающим от отсутствия какого бы то ни было музыкального курса. Уже сейчас можно предположить, что WE станет работой более меланхоличной: во-первых, потому что в числе продюсеров окажется сотрудничавший с Томом Йорком и Radiohead Найджел Годрич, а во-вторых, потому что об этом свидетельствует первый сингл The Lightning I, II. Лидер коллектива Вин Батлер рассказывает, что название альбома родилось благодаря подаренной его бабушкой книге с надписью WE (неизвестно, вдохновлялся ли Батлер Федором Замятиным или речь была о другом произведении), а концепция разделенного на две части релиза строилась в преодолении сил, которые нас разделяют, и переходе от «я» к «мы».
В общем-то похожую тему единения, а, может быть, даже и слияния Arcade Fire затрагивают и в The Lightning I, II. В этой композиции музыканты звучат повзрослевшими, погрустневшими и куда больше напоминающими, например, The National, чем самих себя образца 2017-го, но все это не так важно, ведь оба амплуа отлично подходят канадцам, которые сумели выплыть из волны инди-рока 2010-х и сохранить интерес аудитории по сей день.
3H Company — «Адекватно»
Летом некогда культовые 2H Company объявили о внезапном воссоединении и создании нового проекта 3H Company. Как состав участников (Илья Барамия, Миша Феничев и Михаил Ильин), так и тексты треков остались все теми же, а сам проект 3H Company оказался нацелен не столько на выпуск новых материалов, сколько на переработку уже записанных ранее песен. Переосмысленные и действительно зазвучавшие более увлекательно старые хиты вошли в альбом «8 жизней» и теперь начали дополняться соответствующими сюрреалистичному духу 2H Company клипами. Первый из них — «Адекватно» — одновременно вызывает смех и ощущение чего-то липкого, жуткого и грязного, поэтому зрителю, как и главному персонажу видео, действительно оказывается нелегко прощупать границы адекватного. Запутавшись в этих рамках, остается только лишь бродить по квартире в панельке, перемещаясь от свадьбы к поминкам под модернизированный и заметно потяжелевший саунд группы.
Soft Cell & Pet Shop Boys — Purple Zone
Pitchfork назвал совместную пеню Soft Cell и Pet Shop Boys битвой титанов британской электронной поп-музыки 1980-х, хотя на самом деле Purple Zone гораздо больше напоминает натянутую попытку погрузиться в былые времена и одновременно поразмышлять о трудностях времен современных. Из этой коллаборации не получилось ни взрослой попытки осмыслить прожитое, ни эйфоричной электроники, из-за чего возникают вопросы о том, не обернется ли чудовищной скукой *Happiness Not Included — запланированный на май первый альбом Soft Cell за 22 года. Ведь если участник дуэта Дэйв Болл считает Purple Zone «лучшим поп-моментом со времен 1980-х» и предупреждает, что группа не пытается повторить успех Tainted Love, то, возможно, плохо запоминающийся коллаб с Pet Shop Boys так и останется самым ярким элементом анонсированного ими возвращения.
Shortparis, Хор ветеранов им. Ф. М. Козлова — «Яблонный Сад»
Shortparis стали прорывом в 2019 году и заполонили все фестивали в 2020-м, вызвав своим стремительным взлетом дискуссии о том, долго ли будет длиться их популярность. Ответ лежит в 2022-м: Shortparis по-прежнему интересны и, что, пожалуй, еще более важно, актуальны — даже вопреки своему непластичному и окаменелому стилю. В прошлогоднем интервью работавший с ними автор проекта CoH Иван Павлов сказал, что питерскую группу стоит воспринимать как «современный театр, перформанс и авангардный шаманизм» — во второе и вылился очередной клип «Яблонный Сад». Изначально песня вошла в прошлогодний альбом, а в этом года была перезаписана с участием хора. Мелькающие в клипе зловещее фортепиано, суровая вьюга, выкопанная могила и строчки «Спит родная земля / Вечер изувечен» говорят о взглядах и чувствах участников Shortparis четче любых прямых речей.
Joy Orbison — Pinky Ring
Лондонский продюсер Джой Орбисон, в прошлом году выпустивший один из самых любопытных электронных релизов still sleepping vol. 1, представил сингл Pinky Ring, вдохновленный, по его словам, желанием создавать новые треки для клубных ночей и драм-н-бейс-вечеринками, на которые диджея водила его девушка. Очевидным танцевальным бэнгером Pinky Ring никак не назовешь, но Орбисон и сам давно не интересуется такими прямолинейными композициями. Его изломанный трек с нарезанными вокальными партиями лучше бы сработал на разгоне вечеринки, чем на ее пике, и вместе с тем сумел бы раскрыть разные слои звука в уединенном домашнем прослушивании. Похоже, что как раз эта многофункциональность и параллельно идущая нагроможденность композиций Орбисона позволяют ему уже более десяти лет оставаться не последним человеком зарубежной электронной сцены, за которым действительно интересно следить.
Sudan Archives — Home Maker
В первой песне за три года американская исполнительница и скрипачка Sudan Archives примеряет на себя амплуа отчаянной домохозяйки, оригинально обыгрывая само понятие дома: в ее треке Home Maker оно одновременно становится спасением, помогающим с психологическими проблемами и страхом изоляции, и основой для другой линии повествования — наполненной флиртом и романтикой («Разве ты не чувствуешь себя как дома, когда я жду тебя?»). Сама артистка, выбравшая довольно неожиданную оптику при записи классического R&B-трека, превращает домашний быт в некий магический и увлекательный процесс, во время которого она пытается балансировать между сексуальностью и созданием уютного пространства. Последним же штрихом в прорисовке этого домашнего царства оказывается стилизованный под старую съемку клип, где как раз находится место и сексуальности с танцами в откровенных нарядах, и уюту в виде летающих в кадре подушек.
Aldous Harding — Fever
Альбом Warm Chris новозеландской певицы Альдус Хардинг оказался одной из самых приятных и теплых инди-поп-новинок марта, в которой довольно незамысловатые мелодии усиливаются гибким вокалом самой артистки. Все начинается с гладкого тонкого голоса на первой композиции Ennui, перескакивает на приторный полушепот в Tick Tock и обретает некую грубоватость в сингле Fever, заставляя в большей степени следить за интонациями Хардинг, чем за музыкой, ее сопровождающей. Сама певица говорит, что эти трансформации происходят столь органично, что она уже воспринимает собственный голос как один из возможных инструментов:
Песня Fever — одно из таких перевоплощений. Проследить многоликость исполнительницы можно не только в звуке, но и в клипе, который по большому счету и представляет из себя калейдоскоп образов певицы. При этом назвать эту работу обязательной или выдающейся не получается — уж слишком камерным и неброским кажется творчество Хардинг, которая работает если и не исключительно для себя, то явно не для слишком большого круга слушателей.
Chance the Rapper — Child of God
Один из самых влиятельных хип-хоп-артистов современности Chance the Rapper выложил сингл, в котором продолжает линию, заданную еще в пластинке 2019-го года The Big Day: семья, любовь и, конечно же, вера в бога. На этих столпах в принципе держится весь материал Чэнса, и если в рамках большого хронометража альбома такой позитивный госпел-рэп может утомлять, то в формате синглов любить музыку артиста оказывается куда легче. Тем более, когда на фитах звучит ганский исполнитель Мозес Самни, а в клипе за спиной у исполнителя разворачивается настоящий творческий процесс, который хоть как-то разбавляет привычную работу Чэнса с духоподъемным посылом «Просто делай свое дело, дитя». В клипе именно этим и занимается габонская художница Найла Опианга: пока музыкант зачитывает строки о необходимости двигаться дальше, она создает гигантское полотно с женскими телами, впоследствии отправившееся в Музей современного искусства в Чикаго.
Bauhaus — Drink the New Wine
Сейчас когда-то казавшийся концом света период локдауна по разным причинам многим видится райским временем — и любить его стоит хотя бы за то, что самоизоляция подтолкнула немало музыкантов взяться за новый материал. Даже тех, от кого ничего не было слышно 14 лет, — пионеров пост-панка Bauhaus, выпустивших песню Drink the New Wine и даже пообещавших устроить тур в США. Свою первую за долгие годы песню британские легенды создали, в очередной раз используя технику сюрреалистов «изысканный труп» — то есть практически вслепую. Каждый из четырех участников записывал свою минуту композиции, не зная, как звучат отрывки остальных, а затем музыканты объединялись для создания пятой минуты трека. Результат ожидаемо получился разношерстным и не слишком складывающимся в единое произведение, но, кажется, одна лишь возможность вновь услышать по-прежнему блистательных Bauhaus затмевает любое желание хоть как-то придираться к их свежему материалу.
ROSALÍA — SAKURA
Motomami — третий студийный альбом испанской суперзвезды Росалии, одна из самых ожидаемых и чудовищно распиаренных работ 2022-го года, разговоры о которой пошли задолго до даты премьеры и даже успели утомить. Тем не менее сказать, что шум вокруг пластинки был напрасным, нельзя: те, кто полюбил исполнительницу за необычные эксперименты с фламенко и латиноамериканской музыкой в целом, найдут в нем еще более широкий диапазон, включающий автотюн, джаз и семплирование уже засемплированных мелодий — например, отрывок авторства Burial, решившего переработать песню Рэй Джея. Все это уже давно выпадает за рамки ярлыка «испанский поп», однако нисколько не уменьшает интереса к феномену Росалии — ее дерзкий альбом Motomami уже завоевывает чарты и в ближайшее время явно не собирается исчезать из информационного поля.