С именем Владимира Жириновского связана вся история современной российской политики. На протяжении более чем 30 лет лидер ЛДПР оставался в центре внимания общества и прессы — скандалил, ругался, не стесняясь в выражениях, проходился по всем и всему, что ему не нравилось. Вождь либерал-демократов клеймил и либералов, и демократию, рассказывал со страниц «Плейбоя» о сотнях женщин и окружал себя молодыми партийцами. 2 февраля Жириновский попал в больницу после заражения омикрон-штаммом коронавируса и провел там больше двух месяцев. Помочь пожилому политику не смогли — 6 апреля он умер. За что Владимира Вольфовича любили и ненавидели — в материале «Ленты.ру».
Однажды на советских телеэкранах появился человек в меховой шапке и дубленке с ничем не примечательной внешностью. Стоя рядом с дверью типового советского учреждения, он давал интервью, в котором спокойно рассуждал о правильных вещах — о законе, о демократических выборах, о ситуации в стране, — спокойно и совершенно беззубо, в рамках конъюнктуры момента и тогдашней линии партии. Той самой, — Коммунистической, Советского Союза. Пожалуй, и Владимиру Жириновскому из 2020-х было бы сложно узнать того Жириновского из конца 1980-х.
И даже на первом съезде ЛДПСС в 1990 году из его уст звучали скучные слова вроде «определенное обоснование», «мы являемся прямыми продолжателями», «умеренно-центристское направление» и прочие фразы, от которых начинаешь зевать. Наверняка он тоже это понимал.
Жириновского тянуло в большую политику — еще в конце 1980-х Владимир Вольфович вошел в координационный совет «Демократического союза», однако пробыл там недолго и позже прибился к инициативной группе политика Владимира Богачева.
К тому времени Жириновский уже написал свою программу, которая сначала называлась «Программа кандидата в народные депутаты СССР», а потом «Программа Социал-демократической партии России». Она же стала программой создаваемой Богачевым Либерально-демократической партии Советского Союза. Две вещи, которые в ней поменялись, — слова «социал-демократическая» были заменены на «либерально-демократическая», а лидер Богачев сменился на лидера Жириновского. Богачев же стал координатором партии.
После этого Жириновский внезапно стал получать недюжинное внимание государственной прессы и телевидения. Ходили слухи, что ЛДПСС — это проект КГБ, но лидер партии яростно это опровергал как тогда, так и впоследствии. Тем не менее именно из-за этого 6 октября 1990 года на II чрезвычайном съезде партии Богачев поднял вопрос об исключении Жириновского, но через два дня Владимир Вольфович сам исключил Богачева. Так он застолбил за собой право абсолютного лидерства.
Подогревала слухи о сотрудничестве с КГБ и неожиданная поддержка Жириновским ГКЧП во время августовского путча 1991 года — тогда члены комитета (в том числе высокопоставленные силовики) отстранили Горбачева и пытались захватить власть, чтобы, как они считали, спасти СССР. Как рассказывал в интервью «Ленте.ру» философ и историк Петр Рябов, тогда он «в первый и последний раз» увидел человека, который активно поддерживал путчистов. По его словам, лидер ЛДПСС выбрался на балкон гостиницы у Манежной площади в Москве и громко выкрикивал лозунги в поддержку ГКЧП.
Когда пыль улеглась, а путчисты были схвачены, за поддержку Жириновским действий ГКЧП его партия получила предупреждение от Минюста, и тут же ЛДПСС показательно себя высекла: члены Высшего совета во главе с Владимиром Вольфовичем объявили себе же выговор. Тем не менее впоследствии лидер партии никогда не выражал сожалений о том, что поддержал путчистов, утверждая, что Госкомитет по чрезвычайному положению был создан в соответствии с законом, а значит, для законопослушного советского гражданина поддержка этого образования была вполне обоснованной.
В 1992 году, после развала СССР, по понятным причинам ЛДПСС была переименована в Либерально-демократическую партию России (ЛДПР). И именно в начале 1990-х окончательно оформилась ее идеология. В программных тезисах вполне ясно говорилось, что ее основной задачей является «возрождение и укрепление Российского государства в границах СССР на 1977 год». Упоминалось там и о «мировом заговоре против славянского народа», согласно которому Россию планируют окружить «китайцами, мусульманами, немцами, прибалтами», а потом и «полностью покончить с русскими».
Программным заявлением самого Жириновского стала его книга «Последний бросок на Юг», вышедшая в 1993 году, в которой он описывал необходимость «миротворческого похода» российской армии к Индийскому океану, дабы «рассечь» угрозу, таящуюся на Ближнем Востоке, и показать всем геополитическую значимость «великой державы» — то есть России.
Такие заявления в те годы воспринимались либеральной общественностью достаточно негативно, доходило до того, что Жириновского называли «Гитлером в картузе», поскольку именно этот головной убор стал его фирменным аксессуаром, как, скажем, кепка Ленина.
Тем не менее уставшему и от коммунистов, и от либералов обществу бравурная и до смешного противоречивая риторика лидера ЛДПР пришлась вполне по душе. А раз так, почему не проголосовать за такого бодренького товарища — хоть посмеемся. И народ проголосовал: в 1993 году партия Жириновского получила 22,92 процента голосов, став самой крупной в первом созыве Государственной Думы.
Лидер ЛДПР отлично прочувствовал момент и понял, что куда лучше продуманной и последовательной политики (продуманного и последовательного за 70 лет россияне наелись) работают эпатаж, популистские заявления на грани фола и абсурдные высказывания, причем не только о политике, но и о себе самом.
Одно из них Жириновскому припомнил во время телепередачи Александра Любимова «Один на один» политик Борис Немцов, который в 1995 году был губернатором Нижегородской области. Немцов развернул перед лидером ЛДПР журнал «Плейбой», в котором было опубликовано интервью с лидером либерал-демократов. Немцов указал на строчки, в которых было сказано, что Жириновский переспал с 200 женщинами, после чего пообещал вылечить его от сифилиса «двумя уколами». В тот же момент Жириновский схватил стакан с соком и плеснул в лицо Немцову. Чуть не завязалась драка, но Любимову удалось разнять противников.
Свою вспыльчивость Жириновский демонстрировал и в Госдуме, громогласно обвиняя всех подряд во всем подряд. Его речи часто заканчивались возгласами вроде «Подонки! Негодяи!», а его выкрик «Однозначно!» стал клише. Любому юмористу достаточно было сказать это слово, и всем сразу становилось понятно, кого пародируют.
Жириновский был таким громким, что его заметили на Западе. Там лидеру ЛДПР пророчили будущее диктатора России. Опасались, что такой человек уж точно развяжет третью мировую войну. Его называли (и до сих пор называют) «фанатичным русским националистом», а его образ лег в основу российского диктатора-националиста Дмитрия Арбатова, который в видеоигре 2001 года Ghost Recon по сценарию писателя Тома Клэнси исполняет практически все планы Жириновского.
Называть его русским националистом, конечно, достаточно смешно, ведь фамилия отца Владимира Вольфовича — Эйдельштейн. Своих еврейских корней Жириновский никогда не стеснялся, хотя и не афишировал. По его словам, он действительно произносил знаменитую фразу, что мать его русская, а отец — юрист, однако уточнял, что просто ответил на вопрос из зала, написанный на бумажке, где его спрашивали о национальности матери и профессии отца.
Страхи тех, кто боялся, что в лице Жириновского Россия вскоре получит если не нового Гитлера, то точно Муссолини, не оправдались. Уже на выборах Госдумы второго созыва лидерство в ней захватила КПРФ, а за ЛДПР проголосовали всего 11 процентов избирателей. Однако Жириновский и его партия заняли свою нишу и с тех пор никогда не теряли ее, болтаясь вокруг десятипроцентной отметки.
Скорее всего, это вполне устраивало Владимира Вольфовича: он определенно не бедствовал и, как человек эпатажный, всегда оставался объектом пристального внимания публики.
При этом Жириновский не изменял себе — то есть его высказывания не становились мягче. Скорее, наоборот. Хитом стало видео с эпизодом его визита в Багдад в 2002 году, где он, определенно находясь в весьма приподнятом состоянии духа, произносил послание президенту США Джорджу Бушу, призывая «ковбоя» не шутить с войной.
Всю эту браваду лидер ЛДПР обильно приправлял нецензурной лексикой.
Не упускал случая он и подколоть своих прошлых и нынешних политических противников. Помимо ритуальных отсылок к КПРФ по любому поводу и заявлений, что в любой беде виноваты коммунисты, Жириновский всегда находил возможность поговорить о первом президенте России Борисе Ельцине, выходце с Урала.
«Там дебилы живут. От Перми до Екатеринбурга — это страшное. Это население дебильное. Оно, может быть, здоровое, но если взять его по интеллекту, то оно тупое до упора», — рассказывал политик в интервью 2012 года каналу «Совершенно секретно». Позже, естественно, он говорил, что имел в виду далеко не всех жителей Урала, а только конкретных индивидуумов, но из песни слов не выкинешь, и интернет помнит все.
Жириновский регулярно выдвигал свою кандидатуру на пост президента России, но на этом поприще не добился никаких успехов. Ни разу избиратели не отдавали за него больше 10 процентов голосов. Впрочем, во время президентских кампаний он отрывался по полной, достаточно вспомнить его дурацкие рекламные ролики 2012 года, в которых он, сидя в шубе на санях, с силой бьет кнутом запряженного в них грустного ослика. Животное политик сравнивает с Россией и обещает заменить «паршивого маленького ослика» удалой тройкой.
В последние годы Владимир Вольфович нашел себя в роли гостя всевозможных политических ток-шоу, где делал совершенно абсурдные заявления, которые не мог позволить себе никто другой, а конкуренция тут жестокая.
Одним из последних аккордов в карьере Жириновского стал чрезвычайно грустный видеоролик, в котором лидер ЛДПР высылает четырехлетней девочке Даше игрушку — интерактивную собачку. Сурово глядя в экран, он произносит: «Даша, не рано ли тебе мечтать об интерактивной игрушке? У меня такой собачки не было — даже плюшевой». Цитировать дальнейшее содержание этой тирады необязательно, достаточно упомянуть, что там фигурируют бабушка, Красная Шапочка, заместитель Жириновского Василий Власов, одиночный пикет, автозак и свадьба.
Политик любил жизнь, но больше всего он афишировал свои походы в баню и пляжный отдых с молодыми людьми из партийного актива ЛДПР. Одним из немногих, кто осмелился прямо сказать, как странно это выглядит, был журналист Юрий Дудь. Но Жириновский все подозрения отверг: это не мальчики, а будущие депутаты из самой большой в России действующей молодежной партийной организации.
С началом пандемии коронавируса энергия Владимира Вольфовича перешла на эту тему. Политик неоднократно хвастался тем, сколько прививок от COVID-19 он себе сделал. Накануне нового 2022 года он сообщал, что вакцинировался восьмой раз.
Жириновский и дальше планировал вакцинироваться, жить и руководить ЛДПР. В марте 2021 года, когда Михаилу Горбачеву, первому и последнему президенту СССР, исполнилось 90 лет, вождь либерал-демократов заявил, что написал заявление, в котором попросил освободить себя от всех занимаемых должностей с 1 мая 2036 года — когда ему самому исполнится 90 лет.
Увы, судьба распорядилась иначе. 2 февраля 2022 года политик был госпитализирован с поражением легких, вызванным заражением омикрон-штаммом коронавируса. Жириновскому проводили интенсивную терапию в Центральной клинической больнице Москвы, долгое время в ЛДПР продолжали докладывать о том, что их лидер стабилен и даже читает новости о спецоперации на Украине, которую он «предсказал».
Но Жириновский не смог победить болезнь. Сердце Владимира Вольфовича остановилось 6 апреля.