Самым популярным алкогольным напитком в России остается водка — согласно опросу ВЦИОМ от декабря 2021 года, за это высказались 59 процентов опрошенных. На втором месте располагается пиво — ему отдают предпочтение 48 процентов россиян. Пиво ценят за его вкус, но, возможно, уже в ближайшее время вкус этого хмельного напитка для россиян может измениться. Как на это повлияют западные санкции? Что заменит импортное пиво на отечественных прилавках? И почему России стоит ждать появления совсем новых алкогольных напитков? В материале «Ленты.ру».
В начале апреля крупнейшие российские пивоваренные компании объявили о повышении цен. Оно составит от 5 до 20 процентов, причем сдерживать подорожание производители больше не смогут. Печальная новость для потребителей, но дело тут не только в санкциях.
Как рассказал «Ленте.ру» учредитель и главный редактор портала пивного рынка Profibeer Дмитрий Дробышевский, подорожание должно было случиться еще в прошлом году, но компании искусственно сдерживали цены.
В том же 2021 году случился мировой неурожай пивоваренного ячменя, из которого делают солод, что сильно повлияло на себестоимость пива, а в России уже чувствовался дефицит алюминиевых банок. С началом событий на Украине их производство сократилось еще сильнее. Из-за этого возрос спрос на бутылки, и цена этой тары тоже поползла вверх. Но главной причиной нынешнего подорожания все же стало прекращение поставок сырья из Европы.
Именно хмель сделал пиво таким, каким его полюбили миллионы людей по всему миру. Он не только является естественным консервантом, но и придает напитку приятную горчинку. В Западной Европе добавлять его в пиво начали примерно в XII веке, и влияние хмеля на вкус пива изначально было побочным эффектом — больше пивоваров интересовало именно повышение сроков хранения.
Хмель стал главной головной болью отечественных производителей после введения санкций. «Солода, дрожжи, хмели — практически все импортные. Да, есть у нас курский солод, есть чувашский хмель. Но их катастрофически мало для насыщения рынка, да и стоит признать, что качественно они все-таки хуже импортных», — рассказал в интервью «Ленте.ру» председатель Вятского пивного клуба Дмитрий Жезлов.
Впрочем, Дмитрий Дробышевский придерживается более мягкой позиции по этому вопросу. Он считает, что солода и дрожжей для производства отечественных сортов российским пивоварам хватит, но хмель — действительно серьезная проблема.
Хмель — растение капризное, требующее особого внимания и оборудования, которое неприменимо для других культур. Если комбайн для сбора пшеницы можно использовать для ржи и других злаков, то машина для сбора хмеля используется только для него. Да и в российском климате могут расти далеко не все сорта.
«К тому же хмелем нельзя просто засеять поле. Нужно поставить шпалеры, натянуть проволоку и так далее. Достаточно высокие вложения нужны только в то, чтобы просто сделать хмелевую плантацию. Кроме того, от посадки до первого урожая придется ждать три года», — рассказал Дробышевский.
Хмелеводство было достаточно широко развито в СССР, но горбачевская антиалкогольная кампания болезненно ударила по этой отрасли, а распад страны, по словам Дробышеского, окончательно добил ее, и в последние десятилетия Россия чрезвычайно зависима от импорта.
Помимо цен, одни из вопросов, которые волнуют любителей пива, — случится ли дефицит и вернутся ли на российские улицы памятные старшему поколению очереди за пивом из времен позднего Советского Союза? Здесь специалисты рекомендуют не переживать — недостатка пива не будет.
Дмитрий Дробышевский также считает, что нехватки пива в магазинах не будет, а традиционные российские сорта вроде «Жигулевского» и вовсе мало изменятся. Также мало пострадает вкус темного пива, в производстве которого хмель не так важен.
Впрочем, специалист отметил, что дефицит хмеля может внести достаточно серьезные изменения во вкус многих других сортов, и ощутят это, в первую очередь, любители горького пива. Как рассказал Дробышевский, пиво, сваренное на чистом солоде, получится слишком сладким. В современном производстве часть сахара съедают дрожжи, а далее вкус балансируется именно хмелем.
«Я думаю, что может сильно измениться сортовая палитра пива на полках магазинов. Скорее всего, пивовары будут стремиться закладывать как можно меньше хмеля в пиво, соответственно, это будут сорта не горькие, не охмеленные. Возможно, появятся легкие водянистые сорта», — рассказал Дробышевский.
Более того, многие пивоварни, по мнению главного редактора Profibeer, могут добавить в свой ассортимент напитки, которые не зависят от хмеля (сидры, медовухи, грюйты), или расширят производство безалкогольной продукции.
У любителя пива вполне может возникнуть вопрос: а может быть, небольшие крафтовые пивоварни смогут хотя бы частично возместить потери западных сортов? Но здесь специалисты обнадежить не спешат.
«Будет ли сколько-нибудь значимый эффект замещения на полках исчезнувших импортных сортов нашими, в том числе крафтовыми? Вряд ли… Крафтовое пиво остается очень нишевым продуктом, к тому же и до всех этих событий оно зачастую было дороже импортного», — рассуждает Дмитрий Жезлов.
Он добавил, что, например, бельгийской пиво в России научились варить некоторые пивовары-частники, но это буквально единичные случаи, и заменить пиво из Бельгии просто нечем. К тому же крафтовые пивоварни столкнулись с теми же трудностями, что и гиганты, — проблемы с поставками солода и оборудования.
Дмитрий Дробышевский считает, что крафтовые пивоварни от санкций пострадают в первую очередь, так как оригинальность многих сортов небольших производств достигается именно за счет оригинального охмеления, а материалы закупаются за границей.
Более того, эксперт сказал, что пока у пивоваров есть запасы хмеля, закупленные до санкций. Да, цены вырастут, но в ближайшие несколько месяцев не стоит ожидать серьезных перемен в ассортименте магазинов, однако со временем они произойдут неизбежно. Если, конечно, ситуация не изменится в лучшую сторону.
Неизбежно будет изменяться и ассортимент заведений общественного питания. Как рассказал Дробышевский, импортное пиво реализовывалось в России именно сегментом ресторанно-гостиничного бизнеса, и с его уходом этим предприятиям предстоит подыскать замену исчезающим сортам среди отечественных или найти новых иностранных поставщиков.
Этот сегмент рынка наиболее чувствителен к санкциям, поскольку совсем недавно он уже пострадал из-за пандемии коронавирусна. Здесь, по мнению эксперта, все будет зависеть от предпринимательской изворотливости и креативности владельцев. Впрочем, среднестатистическому заведению выжить будет в любом случае непросто.
Что же касается стран, которые не ввели санкции против России, специалисты считают, что они могут кое в чем помочь, но надеяться на полное замещение потерь импорта из Европы не приходится.
Дело в том, что все производство того же хмеля в Китае ниже чем закупки России в Германии. «Китай производит примерно 1200 тонн хмелепродукта. А, как говорилось, только Германия в 2020 году нам поставила 1912 тонн. То есть импорт из Германии перекрывал весь хмель, который в принципе производят в Китае. При этом у Китая большой внутренний рынок, для которого они работают в первую очередь», — рассказал Дробышевский.
По мнению Дмитрия Жезлова, небольшие пивоварни могут использовать китайское или отечественное оборудование для замещения импортного, а вот гиганты могут столкнуться с проблемами. «Для небольших пивоварен с поставкой оборудования, комплектующих и запасных частей не проблема перейти на китайскую и отечественную оснастку, а вот для крупных предприятий санкции и нарушение логистики поставок могут стать не менее серьезной проблемой, чем импортное сырье», — считает председатель Вятского пивного клуба.
Впрочем, в 2019 году в России был запущен в производство первый хмелеуборочный комбайн. До этого нашим хмелеводам приходилось пользоваться или уже рассыпающейся советской техникой, или завозить ее из-за рубежа. По мнению Дробышевского, это большой прорыв, но забывать о том, что выращивание хмеля требует времени, тоже не стоит.
«Тут дело в том, что нужно было в свое время развивать собственное хмелеводство, а не загонять его. Что имеем не храним, а теперь вот плачем из-за отсутствия своего хмеля», — сокрушается главный редактор Profibeer.
Тем не менее, если не считать повышения цен, которое уже затронуло практически все продукты, любителям пива не стоит ждать совсем уж драматических событий. Да, из продажи исчезнут какие-то западные сорта, да, у пива на какое-то время может поменяться вкус или качество, и это, конечно, поводы для грусти. Но не стоит забывать, для того чтобы выжить в трудные времена, пивоварам придется проявить креативность, и, возможно, через некоторое время рядом с подорожавшим пивом на полках появятся новые напитки.
«В плюсе — пиво никуда не денется с полок магазинов, возможно, несколько уменьшится ассортимент выпускаемой продукции. В минусе — несомненно, все пиво станет ощутимо дороже», — считает Дмитрий Жезлов.