Суд в Санкт-Петербурге направил на новое рассмотрение дело Геннадия Лося, известного как Подводный гангстер. В 90-е годы он командовал группой подводных диверсантов ВМФ, но был уволен со службы и подался в криминал. Лось стал одним из участников банды криминального авторитета по кличке Танкист и совершил дерзкий налет на инкассаторов. Следователи также подозревали бывшего спецназовца в нескольких убийствах. Пережив несколько покушений в период бандитских войн в Петербурге, Лось скрылся на юге России, где 20 лет жил яркой и полной жизнью под чужим именем. В истории неуловимого Подводного гангстера разбиралась «Лента.ру».
Июль 1997 года, Санкт-Петербург. К пункту обмена валют подъезжает инкассаторская машина Промышленно-строительного банка с наличными. Один из инкассаторов выходит из автомобиля с сумкой, внутри которой лежит больше 200 тысяч рублей.
Внезапно к инкассатору подбегают двое налетчиков в масках: один из них со спины почти в упор расстреливает перевозчика денег из пистолета ТТ, а другой выхватывает у него сумку с деньгами. Бросив истекающую кровью жертву, бандиты скрываются в петербургских дворах. Одним из налетчиков был Подводный гангстер: именно с этого нападения началась его преступная карьера.
Геннадий Лось родился в 1969 году в Краснодаре. Окончив школу, молодой человек переехал в Санкт-Петербург, где поступил в престижное Высшее военно-морское инженерное училище имени Дзержинского — старейший военный вуз России. Лось учился хорошо и совмещал учебу с занятиями спортом: он достиг больших успехов во вьетнамском рукопашном бое вин-чун.
Лось окончил вуз в августе 1994 года и был направлен на Ленинградскую военно-морскую базу. Спортивному и уверенному в себе молодому человеку предстояло пройти отбор в подразделение «Подводные диверсионные силы и средства» (ПДСС), группу подводных диверсантов. Попасть туда могут лишь лучшие из лучших: все кандидаты проходят строгий отбор.
Каждый боец группы должен быть эмоционально уравновешенным, не бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Подводный диверсант должен выдерживать большие физические нагрузки, хорошо переносить погружение на глубину и перепады давления.
Только после успешной сдачи всех высоких физических нормативов, психологических тестов и медкомиссии кандидат в подводные диверсанты становится курсантом и может начинать обучение.
Из всех курсантов, приступивших к обучению, к службе допускается не больше 70 процентов. Но Геннадий Лось не просто сумел пройти через все испытания и стать подводным диверсантом: вскоре он возглавил группу.
Лихие 90-е стали тяжелым временем для военных: им приходилось выживать. По словам адвоката Геннадия Нефедовского, который в то время работал в сфере госбезопасности, такая ситуация была во многих военных подразделениях. И Ленинградская военно-морская база, где служил Геннадий Лось, не стала исключением.
Ярким примером того, что происходило на Ленинградской ВМБ, стала ситуация вокруг его тогдашнего командира, вице-адмирала Александра Корнилова. Его заподозрили в превышении должностных полномочий.
Как следовало из документов, попавших в руки к следователям, на военно-морской базе — закрытом объекте — в нарушение всех правил швартовались торговые суда, в том числе иностранные. Кроме того, помещения ВМБ сдавались в аренду частным компаниям, порой безо всяких договоров. На фоне этого бардака Геннадия Лося в 1995 году досрочно уволили со службы из-за нарушений условий контракта. Данных о том, что именно нарушил командир подводных диверсантов, в открытых источниках нет. Как бы то ни было, старший лейтенант Лось решил, что армии его боевые навыки не нужны — а потому пошел к братве.
Юрий Бирюченко получил прозвище Танкист, поскольку в прошлом служил в танковых войсках. Он был неоднократно судим за убийства: в 80-х танк под его управлением наехал на солдата-срочника, с которым Бирюченко поссорился накануне, а в начале 90-х капитан Бирюченко в столовой воинской части выстрелил в затылок солдату, который ему дерзил.
Тогда убийцу признали невменяемым и отправили в психбольницу. В 1994 году Бирюченко выписали из медучреждения. Вскоре у него появилась своя группировка, известная дерзостью и жестокостью.
В СМИ группировку Танкиста называли бандитским спецназом: своих подельников Бирюченко отбирал из бывших силовиков, за спиной которых была не одна спецоперация. И бывший командир подводных диверсантов Геннадий Лось оказался для главаря идеальной кандидатурой: вскоре его приняли в ОПГ, и он, благодаря своему прошлому, получил кличку Подводный гангстер.
В июле 1997 года Лось вместе с подельниками Пятовым, Султановым и Белоусовым устроили засаду рядом с пунктом обмена валют. Они знали, что туда приедут инкассаторы Промышленно-строительного банка — и вскоре те действительно появились. Когда один из инкассаторов вышел из бронированной машины, Белоусов выхватил у него сумки с наличными, а Султанов расстрелял жертву в упор из пистолета ТТ.
Налетчики сбежали с места нападения, забрав добычу, — всего около 220 тысяч рублей. Во дворах Бумажной улицы их ждало такси, на котором бандиты скрылись в лабиринте проходных дворов. План «Перехват» никаких результатов не дал: бандитский спецназ хорошо знал, как работают правоохранительные органы и как их обмануть. День спустя раненый инкассатор скончался в городской больнице №26.
Администрация Промышленно-строительного банка обещала за любые сведения о преступниках 25 тысяч долларов — но это никак не помогло в их поиске.
Дело о налете на инкассаторов Промышленно-строительного банка следователи не могли раскрыть два года — до тех пор, пока один из налетчиков, Белоусов, сам не пришел в милицию с повинной. Однако никого из подельников он не сдал, а сам в 2005 году получил три года лишения свободы.
В 2015 году его приговорили к десяти годам лишения свободы. Третьего участника дерзкого ограбления, Пятова, оперативники нашли мертвым в 2017 году: его уголовное преследование прекратили в связи со смертью.
Ничего не знали следователи лишь о Геннадии Лосе: они догадывались, что нападение на инкассаторов было не единственным преступлением в послужном списке Подводного гангстера. В частности, Лося подозревали в убийстве из 90-х, которое было совершено в его родном Высшем военно-морском инженерном училище имени Дзержинского.
Всего через несколько дней под Колпином из этого автомата Калашникова был застрелен бизнесмен, поссорившийся с Лосем. В том же 1999 году в Петербурге пропал еще один местный житель, у которого был конфликт с экс-подводником. Между тем охоту на Геннадия Лося вели не только правоохранительные органы.
К концу 90-х годов обострилось противостояние между петербургскими ОПГ — и в 1998 году кто-то заложил бомбу под машину Лося. Но исполнитель заказа поторопился и привел самодельное взрывное устройство (СВУ) в действие раньше времени, что и спасло Подводному гангстеру жизнь — он отделался травмами ног.
Вскоре Лось пережил еще одно покушение и понял, что ему пора отходить от дел, если хочет жить. На прощание Подводный гангстер сдал милиционерам конкурентов из другой ОПГ, а затем окончательно исчез из Санкт-Петербурга.
Оперативники потеряли след Лося больше чем на 20 лет, а он между тем резко изменил свою жизнь. В Липецке Лось сумел получить поддельный российский паспорт на имя Дениса Давыдова. По данным МВД, Лось также менял внешность, правда, как именно, полицейские не раскрыли.
Затем мужчина вернулся в родной Краснодар и занялся там легальным бизнесом. А когда его альтер эго исполнилось 45 лет, Лось даже вполне официально поменял паспорт.
Он открыл в Краснодаре собственное агентство недвижимости «Азбука жилья». При этом у правоохранительных органов не было никаких претензий ни к самой фирме, ни к ее руководителю. Причем под новым именем Лось не только обзавелся новой работой, но и новым хобби — он увлекся кубинской сальсой.
А в 2016 году гроза бандитского Петербурга встретил спутницу жизни: влюбленные поженились, и у них родился сын. Давыдов с супругой спокойно брали уроки танцев и ходили на фестивали. При этом новая семья Подводного гангстера не догадывалась, кто он такой. А своей родне о переезде в Краснодар Лось просто не сообщил. Но его прошлое дало о себе знать 20 апреля 2021 года.
По одной из версий, на след Геннадия Лося оперативникам, сам того не зная, помог выйти Танкист. В 1999 году его объявили в международный розыск за похищения людей и убийства, в 2002 году задержали в Праге, а затем этапировали в Петербург и осудили. В 2008 году Бирюченко вышел из мест лишения свободы и залег на дно.
Но вечно сдерживать свой взрывной нрав Танкист не мог: в апреле 2019 года под Новгородом было найдено тело 47-летнего петербургского ресторатора и скульптора Михаила Долгополова. Следователи выяснили, что Долгополов вышел из своей сырной лавки на улице Белинского, сел в автомобиль Ford и исчез.
Отследив локацию его телефона, сыщики приехали в деревню Вайя. В одном из коттеджей они нашли окровавленное постельное белье, а в стене — пулю от пистолета ТТ, любимого оружия банды Танкиста. Вскоре оперативники задержали предполагаемых киллеров, и те назвали в качестве заказчика преступления Юрия Бирюченко, который якобы заплатил им 50 тысяч долларов за убийство его должника Долгополова.
Танкист сумел ускользнуть от оперативников — к их приезду его дом был пуст. Бирюченко нашел приют на малой родине — в Житомирской области Украины. Никаких претензий у местной полиции к беглому криминальному авторитету не было: на Украине он стал известен как православный меценат.
Но поиски Танкиста заставили сотрудников правоохранительных органов повторно отрабатывать все его связи. Видимо, именно на этом этапе в уголовном розыске Санкт-Петербурга и вспомнили о том, что некогда знаменитый Подводный гангстер бесследно исчез.
Около 12:00 20 апреля 2021 года полицейские нагрянули в офис «Азбуки жилья». Трое из них вошли в кабинет главы агентства недвижимости: за столом сидел сам Геннадий Лось, а у дверей стоял еще один мужчина — обоих уложили на пол. Гендиректор, казалось, ничуть не удивился задержанию и вел себя спокойно: процедуру он знал хорошо.
На вопрос об имени и дате рождения он быстро и четко сказал: «Давыдов Денис. 15 августа 1972 года». Впрочем, уже на следствии (им занимались военное управление СКР и военная прокуратура) Геннадий Лось признался в том, кто он, полностью признал свою вину и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве.
Его признали виновным по трем статьям УК РФ — о разбое, убийстве, а также приобретении и использовании поддельного паспорта. Суд приговорил Лося к 13 годам исправительной колонии строгого режима — решение оказалось весьма мягким при таком наборе статей. Причем оно не устроило как обвинение, так и защиту Лося.
Но если военный прокурор просил изменить приговор, дополнив описательно-мотивировочную и резолютивную части рядом уточнений, то адвокат осужденного настаивал на его смягчении. Сам Геннадий Лось сразу же заявил ходатайство о расторжении досудебного соглашения, объявив, что следствие не исполнило свое обещание.
А 23 марта в ходе рассмотрения дела в апелляционном порядке Лось рассказал суду, что многие годы был тайным военным контрразведчиком. По словам Подводного гангстера, он якобы ездил на опасные задания и помог силовикам разгромить крупную ОПГ, а имя скрывал лишь потому, что опасался мести братвы.
Правда, зачем Лосю нужно было совершать преступления, находясь на столь серьезной службе, он пояснить так и не смог. Как бы то ни было, суд постановил вернуть его дело на новое рассмотрение уже иным судейским составом, удовлетворив ходатайство военного прокурора.