Пять регионов России скоро получат новый импульс для взаимодействия и экономического роста. Им станет новая трасса М-12, которая обеспечит скоростное автомобильное сообщение между Московской, Владимирской и Нижегородской областями, республиками Чувашия и Татарстан. Магистраль планируют достроить уже к концу 2024 года. Два участка будут запущены уже в этом году: в Московской и Владимирской областях. А через пару месяцев должны начать строительство продолжения трассы до Екатеринбурга.
Строительство скоростной автотрассы М-12 ведется по национальному проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (КПМИ), его транспортной части. Этот план объединяет девять федеральных проектов, направленных на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры в России.
Транспортная часть плана включает такие масштабные проекты, как создание международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай» и развитие Северного морского пути, железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла и Восточного полигона, железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, высокоскоростных железнодорожных магистралей, морских портов и региональных аэропортов.
Реализация КПМИ обеспечит создание транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг», благодаря чему ускорятся и подешевеют как грузовые, так и пассажирские перевозки в стране. Развитие транспортной сети считается одним из ключевых факторов роста экономики: упрощается налаживание взаимовыгодных связей, расширяются возможности для сотрудничества.
В будущем трасса М-12 станет частью международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай», что позволит раскрыть еще и экспортный потенциал расположенных вдоль нее регионов.
Российский участок этого транспортного коридора протяженностью 8,5 тысяч километров составит около 2,3 тысячи километров. Его первые участки уже заработали. В 2019 году была введена в эксплуатацию скоростная автодорога «Нева» от Санкт-Петербурга до Москвы и участок Центральной кольцевой автомобильной дороги в объезд Москвы (ЦКАД-3), по которому движение началось в ноябре 2021 года.
Строительство трассы М-12 стартовало в 2022 году. Первоначально был заявлен маршрут Москва — Нижний Новгород — Казань. Новая трасса вдвое сократит время пути от Москвы до Казани.
В Стратегии пространственного развития России указано, что трасса М-12 проходит по перспективным центрам экономического роста. В зоне тяготения маршрута проживает 40 процентов населения страны, это 62 миллиона человек. Кроме того, в перспективе трасса М-12 пойдет дальше, к наиболее экономически развитым регионам Урала.
В апреле 2021 года президент России Владимир Путин поручил продлить трассу М-12 до Екатеринбурга. Это увеличит ее протяженность на 560 километров.
Уже в июле 2021 года Марат Хуснуллин сообщил, что президент России Владимир Путин поставил новую задачу: дойти до Тюмени, до Челябинска и замкнуть кольцо в Екатеринбурге — это продлит трассу М-12 еще примерно на 600 километров. И совсем недавно, в середине февраля 2022 года, от курирующего зампреда правительства стало известно, что кабмин прорабатывает вопрос финансирования продления М-12 до Монголии.
Трасса М-12 ускорит транзитные перевозки, сделает более удобным транспортный доступ к крупным промышленным кластерам. По оценкам экспертов, она привлечет до 70 миллионов тонн внутреннего грузопотока. Это даст новый толчок к развитию всем окрестным территориям. Особенно актуально улучшение транспортной доступности для развития внутреннего туризма, набирающего популярность у россиян.
Немаловажно, что строительство и реконструкция дорожной сети в соответствии с КПМИ будут способствовать обновлению инфраструктуры на территориях, прилегающих к трассе. Через каждые 50-80 километров на трассе будут расположены АЗС, станции шиномонтажа, мини-отели и закусочные.
Макроэкономический эффект от трассы М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань оценивается в 2,4 триллиона рублей. Новая дорога объединит в зоне восьмичасовой доступности регионы, экономика которых завязана на поставки автомобильным транспортом. И как следствие, радикальное улучшение связанности окажет непосредственное влияние на рост экономики районов, по которым пройдет трасса — доходы вырастут как у предприятий, так и у населения. М-12, помимо промышленности, даст импульс развитию малого и среднего бизнеса. Например, будут строиться АЗС, отели, заведения общепита. Дорога избавит граждан из населенных пунктов, через которые сейчас проходит М-7, от грузового транзита. Ожидается, что разгрузка трассы «Волга» позволит снизить показатели аварийности на участке Москва — Казань.
Два участка будут запущены уже в этом году: в Московской и Владимирской областях. В Московской —- это самый загруженный участок дороги: от ЦКАД до так называемого малого бетонного кольца — пересечения с А-108 на обходе в Орехово-Зуеве. Он пройдет через шесть округов Подмосковья: Павловский Посад, Люберцы, Балашиха, Богородский, Электросталь, Орехово-Зуевский.
Появления трассы очень ждут местные жители, поскольку она значительно облегчит передвижение по области, а впоследствии и по стране, отметил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
До конца 2022 года также планируют открыть движение по части трассы М-12 во Владимирской области. «Это позволит переключить часть трафика с южного обхода Владимира и разгрузить дорожную сеть Владимирской области в целом, — отметил Марат Хуснуллин. — Нам важно, чтобы при строительстве трассы М-12 граждане как можно скорее ощущали положительный эффект от ввода каждого из ее участков».
Уже в работе, согласно КПМИ, больше половины транспортных развязок — 10 из 19 — на территории всех пяти регионов, по которым проходит трасса М-12. Такие развязки являются важным элементом трассы, они обеспечивают безопасное бессветофорное движение на пересечении с существующей сетью дорог, а также связь с населенными пунктами.
На трассе М-12 не будет никаких пересечений с другими дорогами, они будут соединяться развязками на разных уровнях, пешеходные переходы планируют делать надземными или подземными.
К маю 2023 года должны достроить первый новый мост на трассе М-12 — через Оку. Он соединяет Владимирскую и Нижегородскую области. Это второй по протяженности мостовой переход на трассе, его длина составит более 1,3 километра.
На правом берегу Волги сейчас готовится стапельная площадка для надвижки первого пролетного строения мостового перехода. С левого берега уже надвинуто 133 метра металлоконструкций, они соединили опоры, которые стоят в береговой части.
Кроме этого, в Татарстане в рамках строительства трассы М-12 идет возведение мостов через реки Меша и Свияга.
Третий по протяженности мост на трассе М-12 — через реку Суру — соединит Нижегородскую область с Чувашией, сократив путь из одного региона в другой.
На шестиполосном мосту через реку Клязьма на нулевом этапе М-12 в Московской области завершена надвижка главных балок пролетных строений, идет монтаж несъемной опалубки и подготовка к установке главных балок пролетных строений на опоры моста. После того как главные балки встанут на свои места, начнется бетонирование плиты проезжей части, а весной — укладка асфальта. Движение по мосту планируется запустить уже в конце 2022 года.
Cроки строительства трассы М-12 Москва — Казань сдвигаться не будут, заявил Марат Хуснуллин. По его словам, доля импорта в проекте минимальна, и хотя могли возникнуть проблемы с импортными поставками — асфальтоукладчиками, электрикой, осветительными приборами, — эти вопросы оперативно проработали, все проектные решения уже пересмотрены. Вице-премьер сообщил, что комплекс разработанных правительством антикризисных мер поддержит строительную отрасль в период новых вызовов. Марат Хуснуллин подчеркнул, что строительство трассы необходимо ускорить для снижения влияния инфляции, и дорожники возьмут высокий темп работ.