Отношения России и Европейского союза (ЕС) переживают очередной виток кризиса. Масштабное санкционное и политическое давление, а также поставки оружия Украине отражают стремление европейцев к постоянной эскалации напряженности. Так, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что конфликт на Украине должен быть выигран на поле боя. В ответ со стороны России последовало обвинение в том, что ЕС является всего лишь экономическим филиалом НАТО. Так или иначе, спецоперация расколола европейские страны: если Германия и Италия не намерены в ущерб своей экономике отказываться от российских энергоносителей ради Украины, то менее развитые в промышленном отношении страны Прибалтики, Польша и Чехия требуют от партнеров по ЕС решительных действий. Почему внутри ЕС нет единства по вопросу отношений с Россией и какую роль играет американский фактор во внутриевропейских делах — разбиралась «Лента.ру».
Спецоперация России на Украине и последовавшие за ней экономический и политический кризисы наглядно проявили существующие между европейскими странами противоречия. В первую очередь, в спорах по поводу усиления санкционного давления на Россию в разных отраслях экономики. Из Прибалтики и Польши сегодня слышны наиболее радикальные высказывания про необходимость прекращения диалога с Россией и скорейшее введение запрета на импорт всех российских энергоресурсов.
Польша открыто обвиняет Германию в торможении процесса принятия новых антироссийских мер, а также критикует недостаточные, по их мнению, объемы военной помощи Украине. Хотя власти Германии и Франции и высказываются за введение новых санкционных пакетов, делают они это не столь решительно: они все время напоминают про обратный эффект от ограничений и предпочитают сперва наладить сотрудничество с рядом ближневосточных стран, чтобы найти российскому природному газу достойную замену.
Как считает политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, наиболее значимым разногласием между европейскими странами стал вопрос наложения эмбарго на ввоз в ЕС российских энергоносителей.
В разговоре с «Лентой.ру» Федор Лукьянов отметил, что только Венгрия из всех европейских стран не придерживается на данный момент антироссийского курса. Действуя в рамках собственных национальных интересов, высокой зависимости от иностранных поставок энергии, венгры сегодня де-факто остаются на российской стороне.
Ранее президент России Владимир Путин подписал указ о торговле с недружественными странами, по которому для покупки газа у России западным компаниям необходимо открыть счета в российских банках. Со своей стороны, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил о готовности страны платить за газ в рублях. В настоящий момент Будапешт прорабатывает техническое решение этого вопроса. Показательно, что курс властей находит отклик у населения, о чем свидетельствует уверенная победа действующей партии власти «Фидес — Венгерский гражданский союз» на прошедших 3 апреля парламентских выборах.
Но если вынести за скобки «венгерский казус», то очевидно — сейчас все европейские страны объединены более или менее радикальной антироссийской повесткой.
Тем не менее решать экономические вопросы ЕС будет непросто. Связанные с внутренними особенностями позиции государств по внешнеэкономической политике сильно разнятся. Внутренние различия выражаются в банально разных объемах газовых резервов стран, зависимости экономик от импорта газа вообще и из России в особенности, в их готовности совершить очередной энергопереход в пользу зеленой энергетики или в быстром поиске альтернативных поставщиков. Власти каждой страны стремятся максимально реализовать собственные интересы, что затрудняет выработку удовлетворяющего всех общего решения.
При этом новый раунд споров может спровоцировать и политические противоречия. По мнению программного директора клуба «Валдай», политолога Тимофея Бордачева, усиление амбиций ряда европейских стран, прежде всего Германии, чревато усугублением существующего внутри ЕС раскола.
В условиях текущего разлада внутри ЕС партнерские отношения с США становятся своеобразным оплотом стабильности и предсказуемости для европейцев. Представители Белого дома все чаще совершают регулярные визиты в Европу для проведения переговоров.
Стоит вспомнить, например, мартовскую поездку президента Джо Байдена в Брюссель для встречи с главами стран-членов НАТО или участие госсекретаря США Энтони Блинкена в министерских встречах Североатлантического альянса и G7 в бельгийской столице в апреле. Результатом встреч стала выработка симметричных рестриктивных мер со стороны Брюсселя и Вашингтона против российских бизнесменов, компаний и секторов экономики.
За неимением других объединяющих основ лояльная позиция по отношению к США является сегодня централизующим фактором Европейского союза, заявил в разговоре с «Лентой.ру» Тимофей Бордачев. Именно в поддержании дружественных отношений с США и сохранении проамериканского курса заключается сегодня единая внешнеполитическая позиция ЕС.
Что интересно, при выработке внешнеполитического подхода по отношению к России европейские страны сегодня во многом предпринимают даже более активные действия, чем США. Этим ситуация существенно отличается, например, от западной политики в период холодной войны, когда инициатива по выработке стратегии и конкретных шагов на мировой арене принадлежала именно Соединенным Штатам.
В текущем же кризисе и США, и ЕС играют активную роль во внешней политике, а в связи с географической близостью Европы к Украине и России европейские политические деятели даже чаще выступают с громкими политическими заявлениями и анонсами новых экономических мер.
«Европа сейчас очень связана с Соединенными Штатами, и политика проводится единая. Более того, так получилось, что Европа находится в авангарде этой политики, США ее благословили на то, чтобы быть тараном против России, и ЕС эту функцию выполняет», — считает Федор Лукьянов. По его словам, в нынешних условиях ЕС обладает достаточной моральной и политической волей для проведения более самостоятельной внешней политики при общей координации курса со стороны США.
Гибридная война против России — новая реальность для Европейского союза, который все чаще применяет разнообразные меры давления, за исключением разве что прямого военного участия в боевых действиях. Так, ЕС принял очередной, пятый пакет рестриктивных мер против России. По словам главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, новый санкционный пакет включает в себя шесть основных пунктов.
Вводятся запрет на заход российских кораблей в порты ЕС, ограничения в отношении операторов автомобильного транспорта из России и Белоруссии. Кроме того, европейцы вводят полный запрет на операции с четырьмя российскими банками, а также запрещают экспорт ряда товаров из России, в том числе полупроводников и транспортного оборудования. Но наиболее существенным положением нового санкционного пакета является эмбарго на поставки российского угля, которое вступит в силу с августа 2022 года.
По данным глобального трекера Castellum.AI, Россия стала абсолютным мировым лидером по количеству введенных против нее санкций: с конца февраля было введено более пяти тысяч ограничений. Условием ослабления санкционного режима ЕС и США ожидаемо называют окончание боевых действий на Украине. До этого момента рассуждать о динамике развития отношений Запада с Россией можно лишь условно.
По мнению Федора Лукьянова, текущий кризис в российско-европейских отношениях имеет тенденцию к ухудшению с непредсказуемым финалом. «Ситуация ухудшается, и боевые действия далеки от окончания, это может продолжаться неизвестно сколько. Чем дольше это будет продолжаться, тем выжженнее будет поляна отношений России с ЕС», — заявил он.
Ярким символом ухудшения отношений с большинством стран-членов ЕС стали массовые высылки российских дипломатов из европейских столиц. Некоторых из них еще и объявили персонами нон грата по обвинениям в шпионаже. Россия пообещала симметрично ответить на каждый недружественный шаг. По мнению официального представителя Министерства иностранных дел (МИД) России Марии Захаровой, цель подобных демаршей состоит в том, чтобы «наказать Россию политически».
Но фундаментальной проблемой российско-европейских отношений является не дипломатическая мера высылки сотрудников российских посольств, а отсутствие конструктивной повестки дня, подчеркнул Федор Лукьянов. Он обратил внимание, что вопросы энергетических отношений с Россией в Европе сегодня перешли из раздела «вопросы» в блок «проблемы», от которых руководство стран ЕС стремится скорее избавиться.
Ситуация на Украине стала поистине катализатором глобальных процессов. С одной стороны, она укрепила единство западных стран в их антироссийской повестке, с другой — способствовала упрочению контактов России с дружественными ей странами.
Спецоперация и последовавшее масштабное санкционное давление укрепило сотрудничество России с союзной Белоруссией. Следуя примеру Москвы, Минск составил свой список недружественных стран и ввел запрет на расчеты с их резидентами. Также Белоруссия объявила о переходе на российские рубли в расчетах за газ с апреля. По мнению президента страны Александра Лукашенко, вводимые санкции формируют новый водораздел между Востоком и Западом, а в случае Москвы и Минска стимулируют развитие внутреннего рынка, производства и технологий.
Другим последствием жесткой антироссийской политики ЕС и США стало упрочение отношений России и Китая. В экономической сфере это выражается в росте взаимной торговли: только за первые месяцы 2022 года товарооборот вырос на 38,5 процента, до 26,431 миллиарда долларов.
По итогам российско-китайского саммита в Пекине стороны согласовали план по наращиванию двусторонней торговли товарами и услугами до 200 миллиардов долларов к 2024 году. Можно предположить, что в условиях возможного лишения России режима наибольшего благоприятствования в торговле с западными странами и новых санкций в отношении российского бизнеса Китай превратится в главного торгового партнера нашей страны на ближайшие десятилетия.
Как сообщала британская газета The Guardian со ссылкой на источники, политическая инициатива по укреплению двустороннего сотрудничества исходит не только из России, но и со стороны Китая. Отмечается, что за поддержание тесных контактов с Россией якобы лично высказывался председатель КНР Си Цзиньпин, которого с Путиным «объединяет мнение о США как о деспоте».
По ситуации на Украине власти Китая подчеркивают необходимость взвешенного и грамотного урегулирования для избежания эскалации и более масштабной гуманитарной катастрофы. Сохранение каналов для диалога России с Западом, по мнению Си Цзиньпина, необходимо для создания устойчивой системы безопасности в Европе. «Китай поддерживает диалог между Европой, Россией, США и НАТО. За многие годы накопились противоречия, следует найти пути решения проблем и способствовать установлению сбалансированной, эффективной и устойчивой структуры европейской безопасности», — заявил Си Цзиньпин.
Одновременно в мире сохраняется значительная группа стран, занимающих нейтральную позицию по отношению к текущему кризису. В эту группу можно включить и несколько крупных региональных игроков — например, Индию и Бразилию. Так, индийское руководство заняло схожий с Китаем нейтралитет, не присоединившись к масштабным санкционным мерам западных стран. В МИД Бразилии же демонстративно осуждают антироссийские санкции, отмечая их влияние на глобальные цепочки поставок. Эти страны, по мнению Тимофея Бордачева, продолжат придерживаться нейтральной позиции и дальше.
Ситуация на Украине уже привела к изменению расклада сил на мировой арене, в частности к усилению раскола по линии Восток — Запад. Нельзя забывать и про глобальные экономические риски от противостояния — ущерб мировому рынку продовольствия, нарушение хозяйственных связей, прекращение бизнес-контактов. Как считает Федор Лукьянов, в результате нового экономического кризиса проиграют все, но в меньшей степени — Китай и Соединенные Штаты.
Однако для полного ощущения эффекта от происходящих событий необходимо дождаться окончания российской кампании на Украине и утихания экономической войны Запада против России. Что же касается спецоперации, то уже понятно, что целью России на Украине является достижение не только региональных, но и более глобальных задач. Среди них можно назвать и повышение авторитета России в мире, и возвращение потерянного после распада СССР статуса мировой державы, и даже масштабное переустройство всей системы международных отношений. Однако насколько достижимы окажутся эти цели — время покажет.