Известный британский архитектор Норман Фостер за свои 86 лет успел поработать в разных частях мира и установить мировые рекорды. С 1990-х годов он одним из первых внедрял в своих проектах передовые технологии, создавая здания не только красивыми, но и экологичными. К 2025 году основанное им бюро Foster + Partners решило построить в Нью-Йорке небоскреб, который будет работать только от энергии воды. Фостер является обладателем Притцкеровской премии, которая в архитектуре считается аналогом Нобелевской, и носит неофициальный статус одного из главных современных архитекторов, изменивших облик многих городов мира. Звезда архитектуры — в галерее «Ленты.ру».
Один из своих самых известных проектов Норман Фостер реализовал в Лондоне — в 2004 году его бюро возвело на улице Сент-Мэри-Экс одноименный небоскреб высотой в 41 этаж. Он считается первым высотным зданием британской столицы, построенным по экологичным канонам. Строение из стекла изумрудного оттенка привлекает своей формой, которая сужается к вершине, из-за чего его прозвали Огурцом или Корнишоном. Необычная для небоскреба конструкция способствует естественной вентиляции, создавая внутри комфортную среду.
Небоскреб считается одной из современных достопримечательностей Лондона. На площади более 64 тысяч квадратных метров располагается штаб-квартира перестраховочной компании Swiss Re, офисы, магазины, рестораны, а на самом верхнем этаже — смотровая площадка, откуда открывается вид на город. «Любите ли вы высокие здания или ненавидите их, Корнишон — в высшей степени искусное дополнение к горизонту Лондона», — охарактеризовали небоскреб в The Daily Telegraph.
В том же году Фостер завершил проект на юге Франции — висячий мост Мийо, который стал частью трассы A75 в долине реки Тарн и соединил два плато. Мост обеспечил автолюбителям прямой путь из Парижа на побережье Средиземного моря. Проект хвалили издания всего мира: многих восхищало то, что архитектор не стал прятать мост на фоне пейзажа, а наоборот — сделал его заметной частью ландшафта.
Виадук высотой 343 метра стал рекордсменом и получил статус самого высокого автомобильного моста в мире. Его секции достигают в длину 342 метра, а мачты возвышаются над проезжей частью на 87 метров. Со временем виадук превратился в одну из достопримечательностей Франции и важный логистический пункт. «Туманным утром кажется, что виадук скользит сквозь облака. Но если с земли такой захватывающий вид, то водители видят не что иное, как широкоформатный шедевр», — говорится на сайте бюро.
В 2006 году Фостер построил 46-этажный небоскреб Херст-тауэр на Манхэттене в Нью-Йорке. В здании находится штаб-квартира медиаконцерна Hearst Corporation, которому, среди прочего, принадлежат журналы Cosmopolitan, Esquire, Harper's Bazaar и Marie Claire. По просьбе заказчика в проекте архитектор должен был соединить две эпохи: современное стеклянное строение с диагональной сеткой возвышается над каменным основанием, созданным в 1928 году. Фасад башни покрыт стальной решетчатой конструкцией — она состоит из треугольных элементов, из-за чего на нее ушло на 20 процентов меньше материала, чем на традиционные каркасы.
Фостер стремился сделать небоскреб одним из хороших примеров экологичного строительства. Башня сделана из стали, переработанной на 85 процентов, и потребляет на 25 процентов меньше энергии, чем аналогичные постройки: девять месяцев в году вентиляция работает, захватывая воздух с улицы. Небоскребу также нужно на 30 процентов меньше воды, так как он использует накапливающиеся на крыше осадки. Херст-тауэр получила высокую оценку общественности — ее назвали «лучшим произведением корпоративной архитектуры, которое украсило Нью-Йорк в последние десятилетия».
Бюро Фостера успело поработать и в России: в 2021 году по его проекту в Екатеринбурге создали 15-этажное здание штаб-квартиры «Русской медной компании». В основу дизайна постройки легла деятельность предприятия: фасад сделан в виде кристаллической решетки меди треугольной формы. Для облицовки каркаса из нержавеющей стали выбрали медный оттенок, который переливается на солнце.
Архитекторы хотели отказаться в проекте от идеи обычного офиса и сделать интерьер здания приближенным к домашнему. Для большего уюта в кабинетах положили ковры. Здание занимает площадь 18,4 тысячи квадратных метров. Внутри есть открытые пространства и помещения для уединенной работы. Из окон открывается вид на город и реку Исеть.
Творение Фостера в Германии украшает здание Рейхстага — в 1999 году архитектор придумал для него стеклянный купол и превратил это место в популярную достопримечательность Берлина. На месте разрушенного старого купола Фостер возвел стеклянную прозрачную конструкцию, пропускающую солнечный свет. Она находится прямо над сессионным залом парламента, поэтому посетители могут понаблюдать за работой политиков. Купол стал символом демократии страны, ее развития и живым музеем немецкой истории.
Фостер реализовал проект на основе экологических канонов: благодаря прозрачности внутреннее пространство освещается солнечными лучами, экономя электроэнергию. Здание также функционирует за счет биотоплива — рафинированного растительного масла, что предотвращает 94 процента выбросов углекислого газа. Работа Фостера получила положительную оценку, купол называли фонтаном маленьких зеркал и великолепных аквариумом.
В 2002 году, через несколько лет после окончания строительства купола Рейхстага, Фостер построил в Лондоне 45-метровое здание Сити-холл для администрации Большого Лондона. Здание площадью 12 тысяч квадратных метров выполнили полностью из стекла, а на крыше разместили террасу, откуда открывается вид на город. У здания нет фасада в привычном понимании — он состоит из сферических конструкций, диагонально сдвинутых по оси, что помогает создать баланс тени и света.
Наравне с другими проектами одной из задач Фостера в этой постройке стало энергосбережение — City Hall потребляет только четверть энергии, которая необходима типичному офисному зданию. Он охлаждается за счет естественной вентиляции и грунтовых вод, которые поступают через скважины. Проект вызвал неоднозначную реакцию властей — здание сравнивали с луковицей и половой железой.
В 2006 году бюро Фостера украсило своим проектом столицу Казахстана Нур-Султан — архитектор спроектировал Дворец мира и согласия. Здание высотой 62 метра в форме пирамиды стало местом для проведения Конгресса лидеров мировых и традиционных религий. Постройку облицевали светлым камнем с вставками из разноцветного стекла. На реализацию проекта ушел 21 месяц. Кроме конференц-залов внутри здания есть оперный зал на 1,5 тысячи мест и общественные пространства.
Фостер приложил руку и к горизонту немецкого Франкфурта-на-Майне, создав в 1997 году 55-этажный небоскреб Коммерцбанк-тауэр. Одно время здание считалось самым высоким в Европе. В основе небоскреба лежит равносторонний треугольник с закругленными углами. В 1998 небоскреб получил премию Королевского института британских архитекторов (RIBA).
Небоскреб стал первой в мире офисной башней, построенной по экологичным принципам. Архитектор спроектировал его с учетом движения ветра и солнечного света, чтобы создать оптимальные условия для естественной вентиляции. Здание полностью питается от возобновляемых источников энергии и потребляет на 20 процентов меньше ресурсов, чем прогнозировалось.
Помимо офисных зданий в Лондоне бюро Фостера доверили работать над внутренним двором Британского музея. Изначально в помещении располагалась библиотека, и посетителям было неудобно переходить из одной части здания в другую. Фостер сделал двор просторным общественным пространством и, подобно Рейхстагу в Берлине, возвел над ним стеклянную крышу — на нее ушло более трех тысяч стекол, соединенных стальной конструкцией. После реконструкции посещаемость музея увеличилась на 40 процентов, а посетители впервые более чем за 150 лет смогли свободно перемещаться по основному этажу музея. В декабре 2000 года здание открыла лично королева Елизавета II. Сооружение Фостера назвали самым удивительным в Лондоне.
Работы бюро Фостера добрались и до Азии — архитекторы реконструировали в Гонконге здание 1960-х годов, где раньше располагалось местное правительство. Административную постройку превратили в роскошный отель The Murray на 336 номеров. Авторы проекта не стали кардинально менять облик здания, а сохранили оригинальную белую сетку фасада и широкие арки в четыре этажа. Помимо номеров в отеле есть бар на крыше и рестораны. «Наш дизайн отеля создает диалог между старым и новым, давая ему новую жизнь и новую цель, с уникальным характером, заложенным в ткань здания», — поделился глава бюро Фостера Люк Фокс.