Моя страна
00:01, 25 апреля 2022

Эй вы, там, наверху! В России веками звонили в колокола. На Пасхальной неделе это может сделать каждый

Екатерина Каменченко (внештатный корреспондент)
Фото: Ильнар Салахиев / Коммерсантъ

С 24 по 30 апреля православные христиане празднуют Пасхальную неделю — радуются, едят куличи, крашеные яйца и звонят в колокола. Звонить в колокола в эти дни могут все желающие, есть даже такая поговорка: «В Светлую седмицу кто не звонарь». Традиция колокольного звона сопровождала русского человека от рождения и до самой смерти. Под него новорожденного крестили, молодоженов венчали, а покойников несли на погост. О традициях и правилах колокольного звона, о личном опыте и незабываемых ощущениях читайте в пасхальном материале «Ленты.ру».

Колокола на христианских церквях появились в глубоком Средневековье. По одной из легенд, пустынник и основатель отшельнического монашества Антоний Великий, живший в III-IV веке, собирая средства на восстановление монастыря, звонил в колокольчик, чтобы люди понимали: идет монах, и надо что-то ему пожертвовать.

По другой версии, епископ Павлин Ноланский веком позже увидел вещий сон. В нем ему явилось замысловатое изделие, по форме напоминающее купол, внутри которого болтался язычок, издававший при ударах о стенки весьма приятные звуки. Проснувшись, епископ распорядился немедленно отлить колокол из меди и повесить его у храма.

Поначалу к колоколам относились с подозрением, считая их наследием языческих времен. В Германии есть жутковатое предание о колоколе по имени «свиная добыча», который однажды откопало в кучи грязи стадо свиней. Колокол помыли и подвесили, но звонить он никак не хотел, проявляя явную «языческую сущность». Пришлось звать местного священника, чтобы освятить упрямую железяку и наставить ее на путь истинной веры.

На Руси колокола появились в X веке, с принятием христианства. Их звон собирал народ на службы, в них били при пожарах, всяческих безобразиях и во время сбора на войну. Люди полагали, что у колокола, как и у человека, есть голова, поясница, губа, язык и уши. И, разумеется, душа. Душа колокола — непокорная, призывающая людей к мятежу.

За непокорность колокола наказывали. После жестокого бунта в Угличе, в 1591 году, Борис Годунов вместе с крестьянами наказал и их колокол — за подстрекательство. Колокол сняли, перетащили на городскую площадь, отхлестали плетьми, кузнец-палач вырвал ему язык, отрубил уши, после чего его сослали в Сибирь.

В России любили колокола внушительных размеров, имевшие громкий и очень низкий звук, чтобы был слышен издалека. На богатых колокольнях висело по пять-шесть колоколов, и каждый весил не меньше центнера. И на все это был один звонарь!

Техника колокольного звона у российских и европейских звонарей различалась. На Западе для получения звука колокол раскачивали или били по нему железным молотом. Русские колокола дергали за язык, поэтому их часто называли язычными. Европейцы, которые посещали Россию в XVI-XVII веках, поражались количеству колоколов на русских церквях, их весу и искусству нашего звона.

Сейчас трудно сказать, когда в России появился обычай звонить в колокола на Пасхальной неделе. Целодневные, во все колокола звоны упоминаются в церковных уставах как обычай народный. Австрийский дипломат Иоганн Георг Корб, посетивший Москву в 1698 году, недоуменно писал: «Весь день слышен непрерывный звон церковных колоколов, хотя в храмах не проходит никакой службы...»

Немецкий посол при русском дворе в царствование Петра I Христиан Фридрих Вебер сообщал:

Еще один немец, барон Генрих фон Гюйссен утверждал, что в России «звонить женскому полу дозволяется только на Святой неделе».

В Пасхальную ночь колокол ударял, знаменуя воскрешение Христа. А потом всю неделю над городами и селами стоял трезвон, разгонявший темные силы. Духовное значение этого обычая заключалось в том, чтобы каждый мог «благовестить земле радость великую».

А вот на Страстной неделе, с четверга по субботу, колокола в храмах должны были молчать — считалось, что в это время на земле царят тьма и смерть. И их лучше не тревожить.

Люди верили, что звон колоколов обладает особой магической силой — отгоняет нечистую силу, хищных зверей, непогоду и болезни. Поэтому в дни Пасхи на колокольни в первую очередь пускали блаженных и болеющих. Много было и детей — опытные звонари, наблюдая за ними, могли выбрать самых способных, чтобы потом обучить звонарскому делу, которое считалось очень почетным.

С пасхальными звонами было связано немало примет и суеверий. Чтобы избавиться от веснушек и приманить завидного жениха, под колокольный звон девушки умывались святой водой. А крестьяне загадывали желания, изгоняли из домов нечистую силу и трясли плодовые деревья, чтобы те дали хороший урожай

Сегодня звонить в колокола можно во многих российских храмах. В Воронеже для посетителей открыт Благовещенский собор — чтобы позвонить, нужно подняться на 80-метровую колокольню. Колокольня Кафедрального собора Христа Спасителя на главной площади Калининграда тоже доступна для гостей. В Екатеринбурге горожане могут прийти в любой храм, где есть колокольня, и приобщиться к звонарскому искусству. А вот в Пензе в этом году у Спасского Кафедрального собора установят небольшую звонницу — храм пока находится на реконструкции.

Но самая знаменитая звонница находится в Ростове Великом в Успенском соборе Кремля. Ее колоколам более трех сотен лет, и у каждого сохранились свое имя и свой голос. Так, самый большой колокол «Сысой» в 32 тонны весом звучит басом. «Полиелейный», поменьше (16 тонн), подпевает баритоном, а малыш «Лебедь» (8 тонн) звучит красивым «полетным» голосом.

Ростовские звоны можно послушать во время фестиваля колокольного искусства. В этом году он пройдет с 29 апреля по 1 мая в музее-заповеднике Ростовского кремля. А вот подняться на колокольню, чтобы позвонить, в Ростове нельзя — все колокола охраняются государством. Взамен устроители фестиваля предлагают гостям посетить пять других храмов и четыре монастыря в городе и его окрестностях, позвонить в колокола, полюбоваться видами, открывающимися с колоколен, и загадать желания.

Прежде чем подняться на колокольню, важно знать несколько правил. Так, если колокола находятся в доступном месте, например на звоннице в церковном дворе, то звонить можно свободно в любой час дня, кроме времени службы. Если же колокола висят на колокольне, то надо обратиться к церковнослужителю и подняться туда с сопровождающим. В некоторых храмах отведено специальное время для звона, после утренней и вечерней службы.

Поднявшись на колокольню, верующий православный христианин должен сначала выполнить небольшой ритуал: повернуться на восток, или к алтарю, и три раза прочитать пасхальный тропарь. Только потом можно приступать к звону.

Звонить в колокола правильно так. В левую руку возьмите одну-две тяги от колоколов низкого тона — это бас, которым задают простой ритм. В правую — тяги более высокого звука. Постарайтесь попадать правой рукой между ударами левой. Когда приноровитесь, можно будет разнообразить бой другими колоколами. Важно не волноваться и внимательно слушать мелодию, чтобы понять, что в ней можно улучшить, сделать быстрее или медленнее, добавить высоких или низких тонов.

Опытные звонари отмечают: чтобы хорошо управлять сразу несколькими колоколами, важна не сила удара, а чувство ритма и координация движений. Если же бить изо всех сил, то колокол будет «визжать» резким неприятным звуком. Недаром в старину говорили, что Светлая седмица — неделя рождения звонарей и смерти колоколов. Потому что иногда, если кто-то звонил с большим воодушевлением, колокол не выдерживал и лопался.

Есть несколько видов колокольного звона. Благовест — одиночные удары в самый большой колокол — используется на главных церковных праздниках. Трезвон — когда звонят в несколько колоколов одновременно. Перезвон — удары по порядку, от больших колоколов к меньшим. И перебор — наоборот от меньших к большим

«Было даже неловко — меня слышала вся деревня»

Впечатлениями о первом в жизни пасхальном звоне делится писательница Наталья Соловьева:

Звонить на колокольню мы ходили всей семьей: я, муж и сын Миша. Это было весной 2020-го, во время пандемии, в деревне Берново Тверской области, где у нас родовой дом. Я написала роман «На берегу Тьмы», в котором многие события связаны с Берновским храмом. Когда я собирала материалы для книги, нашла информацию, что Пасхальную неделю называют звонильной и что любой желающий может прийти позвонить в церковные колокола. В романе есть сцена, где мои герои поднимаются на колокольню. Писала ее, полагаясь на воображение — как оказалось, не ошиблась.

Мы были дома и услышали необычный колокольный звон. Кто-то звонил — неумело, как попало. Я вспомнила про традицию. Мы пошли в храм и попросили пустить нас на колокольню. Именно там стало особенно заметно, насколько же наш храм старый, какая старая лестница, в пролетах лежала какая-то старинная церковная утварь.

Колоколов в нашей церкви немного — храм бедный, деревенский. Некоторые колокола связаны и звонят одновременно, к некоторым, особенно звонким, привязаны веревки. Мне не удалось найти ритм, правильную последовательность и звонить мелодично. Было даже неловко — меня слышала вся деревня, а звон выходил не очень-то красивым. Даже стыдно стало мучить окружающих такой какофонией.

Мы позвонили все по очереди и любовались окрестностями. Я никогда раньше не видела деревню, реку и наш дом с высоты. И это было восхитительно.

«Главное — громко, быстро и звонко»

Степан Спирин, студент:

Это было в Москве, в храме Тихона Задонского в Сокольниках. Мы с друзьями попросились на колокольню. Давно об этом мечтали. С колокольни должен быть хороший вид, да и в принципе это классное приключение.

Поднялись мы вместе со звонарем. Я запомнил узкую лестницу с высокими ступеньками. Ее освещал только фонарь звонаря. Было таинственно. Он сказал: «Главное — громко, быстро и звонко». Звонили мы вразнобой. Но это был классный опыт.

< Назад в рубрику