Культура
00:02, 26 апреля 2022

Мне до Бабушкинской. Сериал «Жизни матрешки» стал мировым хитом. Каким получился его новый сезон?

Илья Кролевский (Редактор отдела «Культура»)
Кадр из сериала «Жизни матрешки»

На Netflix вышел второй сезон «Жизней матрешки», мистического комедийного сериала звезды «Оранжевый — хит сезона» Наташи Лионн (кому-то из зрителей она также может помниться по роли в «Американском пироге»). Дебютная часть проекта, вышедшего в 2019-м, стала международным хитом, завоевавшим несколько технических «Эмми» и массу других номинаций. В продолжении Лионн по-прежнему развивает собственную метавселенную, все так же наполненную сверхъестественными и наркотическими трипами, черным юмором и тысячей выкуренных сигарет, — но при этом рассказывает совершенно новую историю. О том, какой она получилась, — в материале «Ленты.ру».

С того момента, как Надя Вулвоков (Наташа Лионн) застряла, а затем вылезла из временной петли, прошло уже много времени — вот уже приближается рубеж в 40 лет, которого нью-йоркская тусовщица ожидает с тихим ужасом. Не из-за нежелания взрослеть, но из-за опасения, что вселенная вновь решит преподать ей мистический урок в качестве подарка на день рождения. Этот страх сбывается — обычный поезд в метро привозит Надю в 1980-е. И если бы этого было мало, так героиня еще и оказывается в теле своей матери Норы (ее, как и в первом сезоне, играет близкая подруга Лионн Хлоя Севиньи).

Впрочем, Надю, успевшую ранее погибнуть и переродиться по меньшей мере несколько десятков раз, такими трюками уже не удивишь — путешественница во времени быстро берет себя в руки и решает от лица матери разобраться со всеми известными ей семейными несправедливостями. Например, вернуть растранжиренное Норой и ее дружком-альфонсом семейное золото (не забыв при этом по полной программе с этим самоуверенным жигало потусить). А позже — отправиться назад во времени еще дальше, во времена молодости собственной бабки-еврейки (Ирен Бордан), и попытаться найти и другие родовые богатства, украденные немецкими нацистами в оккупированном Будапеште. А вообще, раз пошла такая пьянка — почему бы не забрать новорожденную себя (предварительно саму себя родив) у матери-шизофренички и воспитать самостоятельно в 2022-м, минуя ошибки предков?

В похожий психотрип тем временем попадает и Алан (Чарли Барнетт), теперь уже бывший возлюбленный Нади, с которым та спелась в пору своих нескончаемых перерождений в первом сезоне. Бедолагу электропоезд увозит в Восточный Берлин, где его мать Агнес (Кэролин Мишель Смит), студентка по обмену из Ганы, оказалась вовлечена в кружок либерально настроенной молодежи, жаждущей сбежать в ФРГ. Пай-мальчика Алана мысли о незаконном пересечении границы, однако, приводят в неподдельный ужас — до такой степени, что хочется уже и по собственной воле расколоться перед случайно встреченным штази, сняв с себя груз заговорщической ответственности.

Второй сезон «Жизней матрешки» представляет совершенно новый, мало связанный с дебютной частью сюжет, но отталкивается от схожей концепции: в его основе также лежит избитый научно-фантастический кинотроп (в этот раз позаимствованный из «Назад в будущее» или «Эффекта бабочки» вместо «Дня сурка»), на основе которого Лионн рассказывает совершенно неожиданную историю. В данном случае — посвященную проблемам межпоколенческих отношений.

Вообще, оба сезона «Жизней матрешки» для Наташи Лионн — глубоко личная работа

Надя Вулвоков делит со своей создательницей не только общие черты характера, но и многие биографические моменты. Наташа провела юность как настоящая рок-звезда — уже с 16 лет актерская карьера позволила ей жить отдельно от матери, отношения с которой у нее были крайне напряженными, а в перерывах между работой артистка пропадала на рейвах и употребляла все, до чего могла дотянуться. Закончилось все это арестом за пьяное вождение, выселением из квартиры и продолжительным лечением зависимостей и разнообразных заболеваний. К слову, разработчицей видеоигр Лионн свою героиню решила сделать исключительно ради того, чтобы параллели между ней и Надей не превратились окончательно в одну сплошную линию — при всем желании рассортировать в собственном шоу тараканов из своей головы слишком уж тесное сходство с сериальной героиней Наташу искренне пугало.

Впрочем, страхи о работе над первым сезоном автор шоу переживала не в одиночестве — над ним работали еще и актриса Эми Полер и режиссер Лесли Хэдланд. В новой части, единолично взвалив на себя обязанности шоураннера (а также срежиссировав три из семи эпизодов и написав сценарии к четырем), Лионн взялась за разбор не менее бурной биографии своей семьи по женской линии — при этом не забывая делать эту историю актуальной не только для себя, но и для зрителя, находя в ней какие-то общие истины. Как минимум — о том, что какими бы ошибочными не казались нам поступки окружающих (особенно когда мы взираем на них через призму времени), сами мы регулярно принимаем решения не менее нелепые, и едва ли, оказавшись в чужой шкуре, смогли бы радикально изменить все к лучшему. Или, например, о том, что истинно верный путь в жизни прочертить никто и никогда не сможет — а те, кто считает иначе, лишь вводят себя в заблуждение.

Для Лионн это еще и невероятной мощи комедийный бенефис

Актриса за семь серий примеряет на себя уйму образов от накокаиненного Джека Воробья до едущего с катушек Джеймса Коула из «12 обезьян», попутно осыпая окружающих саркастическими остротами вроде «Я прекрасно осознаю, что мои легкие — это, по сути, два сморщенных Ника Кейва» или «Ты думаешь, я не опасна? Да я боролась с Мистером Кариесом!» Ну и какой еще артист (кроме, конечно, Эдди Мерфи в «Чокнутом профессоре») может похвастаться тем, что сыграл в одном проекте одновременно себя, свою мать и бабулю?

Как и в первом сезоне, в определенный момент «Жизни матрешки» прибегают к сюрреалистической деконструкции собственной вселенной — эксперименты Нади со временем вскоре приводят к смешению таймлайнов а-ля последний «Человек-паук», а затем и вовсе выносят героев в трансцендентные пространства. Все это показано через ставшие уже фирменными для шоу дезориентирующие психоделические сцены — персонажи двоятся и троятся, привычные места искажаются и трансформируются, диалоги теряют смысл, а пространство — форму.

При этом нельзя сказать, что эта ода сильным женщинам вышла идеальной — новая часть «Жизней матрешки» тащит за собой те же грехи, что были и в первом сезоне. Сюжетная линия Алана до последнего кажется совершенно оторванной от общего сюжета и нарушающей общий темп сериала; а чем ближе шоу приближается к финалу, тем чаще пересекает грань между удобоваримым пафосом и пафосным кринжем. Так, к примеру, выглядит последняя «вневременная» поездка Нади в вагоне со всеми близкими и родственниками. Или заключительная прогулка героини по темному нью-йоркскому двору под Shine On You Crazy Diamond — будто вместо того, чтобы поставить точку в своем околобиографическом абсурдистском романе, шоураннерка сделала жирную кляксу. Впрочем, если кому последнее и может сойти с рук, так это Наташе Лионн, сумевшей не только прожить жизнь деструктивной рок-звезды, но и вынести из нее житейские мудрости — да еще и рассказать о них всему миру.

Второй сезон сериала «Жизни матрешки» (Russian Doll) вышел на Netflix

< Назад в рубрику