Россия — настолько огромная страна, что полет из одного ее конца в другой занимает более десяти часов, но некоторые россияне путешествуют без самолетов и поездов. Они ловят попутки и ночуют в палатках, а наградой за это становятся живописные горы и равнины, густые леса и голубые реки, бесценный опыт и настоящие приключения. Путешествующие автостопом россияне рассказали «Ленте.ру» о самых красивых местах в дороге, самых интересных встречах и о том, что чувствует проехавший почти 20 тысяч километров на попутках человек, когда видит свою главную цель.
Дмитрий Надеждин, Москва:
Я занимаюсь фотографией и, как и многие фотографы, очень люблю путешествовать, чтобы сделать красивые кадры и просто вдохновиться. У меня это в основном горные местности. Активно путешествовал автостопом на протяжении где-то четырех лет. Для меня это было способом изучать мир. Если взять самую северную точку и самую южную точку России — по этим направлениям я был везде: это вся Мурманская область, Карелия, весь Кавказ...
Конечная цель путешествий — ощутить единение с природой, наладить связь с собой, понять, кто ты, зачем ты здесь и почему с тобой происходят какие-то вещи. Поэтому очень часто я езжу в путешествия один. Без попутчиков я ездил, например, в Мурманскую область, в Крым, в Дагестан и вообще практически в каждую республику Кавказа.
Когда ты едешь один, у тебя есть время подумать, погрузиться в свой внутренний мир. А когда ты едешь с попутчиками, то это, во-первых, классная компания, с которой можно разделить этот путь. Во-вторых, для фотографов это возможность поснимать человека на природе.
Вообще автостоп был каким-то спонтанным решением. Сейчас я путешествую и с комфортом, но был период, когда я несколько лет передвигался только автостопом. Изначально меня на это сподвигли две девушки, с которыми я познакомился в Крыму. Они были младше меня, а мне тогда было лет 20. Сначала мы автостопом прокатались по Крыму, а потом поехали в Карачаево-Черкесию. И это было удивление: ого, это не только бюджетно, но и интересно! Ведь ты встречаешь нереальных людей в дороге: начиная с представителей каких-то простых профессий и заканчивая творческими или даже высокопоставленными. И ты понимаешь, что люди очень разные, работают на совершенно разных работах, совершенно по-разному живут, у всех разные взгляды на жизнь, разный уровень дохода... И все равно люди остаются людьми. Их объединяет умение поддерживать какой-то духовный баланс и относиться друг к другу по-человечески.
Больше всего запомнился человек, который подвозил меня в Дагестане. Кажется, его звали Магомед. И я до сих пор прекрасно помню всю его семью. Все произошло так спонтанно! Магомед был водителем КАМАЗа. Он подобрал меня в самом начале дагестанского трипа и подбросил до Хунзахского района, а там спросил, как я буду дальше двигаться и что вообще планирую делать. Я объяснил, мол, я с палаткой, не переживайте, все классно. Но он сказал: «Я так не могу, сейчас тебя встретят мои сыновья и проведут тебе экскурсию по этим местам». В итоге приехали двое ребят лет по 15-17. На машинах! Не знаю, насколько это вообще законно, но водили они великолепно, уверенно управляли механикой, да еще по горам, на своей «пятерке». Они сами ее ремонтируют, возятся с ней. Для меня это был шок. Отвезли меня на самую верхушку Хунзахского района и показали нереальные виды. Ехать по этим обрывам с такими ребятами было классно! И это было только начало.
В Дагестане все было вот так. Там было очень много людей, кто меня подвозил и настойчиво оставлял у себя. Вообще путешествие в Дагестан было одним из самых сложных и самых эмоциональных, потому что я был потрясен гостеприимством. И я бы не сказал, что это такой суровый регион. Туда многие ездят, и даже девушки одни ездят. В плане туризма это довольно спокойный регион. Особенно в селах, где и кроется самая красота, сохранились традиции и обычаи, в которых гость — это очень важный человек. И им приятно помогать туристам.
А в Махачкале я сильно не гулял, мне не особо интересна городская среда. Я любитель природы. Но я был и в Махачкале, и в Дербенте. У моря мне очень понравилось. И в Дербенте мне тоже повезло с радушными хозяевами. Под конец своих путешествий я предпочитаю оставаться в комфортных местах, чтобы отдохнуть. В Дагестане я целый месяц путешествовал с рюкзаком. И я остался в хорошем отеле, ночь там стоила прилично. Владелец отеля увидел меня с этим рюкзаком, мы разговорились, и он сказал, что не хочет с меня брать денег. Хотя он видел, что я не бедный, что у меня хорошие вещи, при себе камера. Но ему просто захотелось так поступить. Не знаю, из каких целей. Но для меня это был шок. Казалось бы, туристический город! Такое могло случиться только в Дагестане.
Вообще, конечно, в Дагестане прекрасно все! Природа так очень красивая! Я могу выделить свой личный ТОП, и на первом месте в нем будет самое, наверное, популярное место — Сулакский каньон. Это самый глубокий каньон в Европе. Все знают Сулакский каньон. Вода там бирюзового цвета, особенно в солнечную погоду.
Второе место — это гора Шалбуздаг. Но туда нужно ехать хотя бы немножко подготовленным. Необязательно ходить по отвесным скалам, но придется преодолеть достаточно высокий подъем. Гора высотой более четырех тысяч метров, подъем можно начать от двух с чем-то тысяч, если подъехать на машине. Мусульмане совершают туда паломничества, но я об этом не знал. Мне сказали, что там есть душ, место для ночлега и что это вообще очень классное место. Верующие мусульмане, среди которых встречаются и пожилые, и беременные женщины, поднимаются на самый верх этой горы, и для них это что-то вроде священного обряда. Я был потрясен духом дагестанского народа и силой их веры, потому что подняться на вершину этой горы, прямо скажем, непросто.
У меня были просто потрясающие эмоции. Я там познакомился с людьми, и мы втроем поднимались на вершину. Это очень красивое место! Надо смотреть фотографии, чтобы хотя бы чуть-чуть ощутить то, что ощутил я! Цвета камня там красновато-оранжевые, виды замечательные. Это одна из самых высоких точек в Дагестане. Там обустроен целый приют, где можно заночевать и перекусить. И меня там тоже приняли как своего, хотя многие знали, что я другого вероисповедания.
Третье место — водопад Тобот. Он находится на реке с таким же названием. Там несложно, можно буквально из соседней деревни выйти и дойти. Сверху он выглядит очень красиво: живописное ущелье и стекающий из него водопад. По этому ущелью можно прогуляться и получить колоссальное удовольствие, можно полетать на коптере и полюбоваться.
Автостоп — это не только умиротворенные пейзажи, иногда случается и адреналинчик. Например, в Ингушетии мы с попутчицей остановились на ночлег в горах и нашли там гильзы. Вечерело, все вокруг было окутано туманом, и мы немного испугались, откуда в такой безлюдной местности могут быть гильзы. Придумали даже легенду про безумного пастуха. Но местные над нами потом посмеялись, сказали, это всего лишь охотники. Хотя для меня гильзы не так страшны, как змеи. Очень боялся их встретить в Ингушетии, но нам повезло. Как ни странно, змей я встретил только в Крыму. Хотя это был всего лишь крымский полоз — неядовитая змея.
Пару раз попадал в неприятные и опасные ситуации. Но не в России. В Абхазии встретился с медведем. Я там ушел от Долины семи озер и пошел к горе Каменистая, остался один с палаткой в ущелье. Меня предупреждали, что там могут быть медведи, но я просто отмахнулся. Вечером стало как-то страшно, хотя обычно у меня такого не бывает. Поставил будильник на три часа ночи, чтобы встать и поснимать звезды, и уснул. Проснулся не от будильника, а от какого-то непонятного шороха. На палатку падала тень от медведя. Ходил где-то метрах в ста от меня, на вершинке.
Потом обложился фольгой, потому что было очень холодно. Заметил, что медведь отбегает от этих звуков, и тогда я специально начал греметь, шуметь и всячески его отпугивать. А потом произошло самое смешное — я просто уснул. Проснулся уже от жары и слепящего солнца. Это было очень странное путешествие.
А когда возвращался из Абхазии, познакомился еще с одним автостопером, и мы вместе поймали машину — грузовичок с прицепом. Впереди у него была «Газель», и места там было достаточно, но водитель-цыган сказал кинуть нам рюкзаки в открытый прицеп. Пока мы ехали, водитель постоянно кому-то звонил и что-то обсуждал на своем языке. Внезапно он решил нас высадить. Мы с товарищем вышли из машины, он забрал свой рюкзак, и машина стала трогаться. Я сначала подумал, вдруг водитель нас не увидел, но он смотрел в зеркала. Я скинул мой рюкзак с этого прицепа в последний момент. Водитель знал, что у меня там камера и другие ценные вещи — мы при нем это обсуждали с моим товарищем. До сих пор не понимаю, что это было: попытка нас обокрасть или просто случайность... Но обошлось.
Во время таких путешествий ты успеваешь подумать. Даже когда происходят такие экстремальные моменты или когда, например, возникают трудности с поиском попутки до темноты. Когда такое случается, ты в стрессе, на трассе, света нет, холодает... Ты как будто сам подталкиваешь себя в такие ситуации, которые вытягивают тебя из зоны комфорта, после чего ты начинаешь понимать, почему это с тобой произошло и для чего. Это целый путь — не просто бесплатные поездки. Это путь, который тебе кто-показал или который ты нашел сам, но в котором ты обязательно находишь что-то свое. Мне кажется, я за эти поездки поменял вообще все свое отношение к жизни, потому что автостоп — это еще и работа над собой.
Ирина Денщикова, Липецк:
В путешествия тянет сама дорога, получаемый опыт, яркие впечатления, расширение кругозора и познание нового, ну и в целом люблю проводить время на природе и в движении. Автостоп дает максимальное погружение в посещаемый регион или страну: общение с местными из совершенно разных слоев населения, более глубокое знакомство с людьми, менталитетом, культурой, изучение жизни изнутри, практика языка. Еще это предельная концентрация событий в путешествии, новые встречи и внезапные повороты. Многих ярких и теплых моментов и встреч иначе просто бы не случилось.
Также в автостопе привлекает автономность, отсутствие привязки к наличию транспорта и его расписанию, ощущение свободы, своеобразная практика большего доверия людям и событийность. Ну и существенная экономия в случае длительных поездок, позволяющая путешествовать больше, но это далеко не самый важный критерий. Путешествия в более традиционном формате неинтересны. Меня вдохновляет дорога, путешествия, природа, музыка, творчество, общение с людьми, искренность, доброта.
Первое путешествие автостопом произошло случайно. Однажды мы собирались с другом в соседний город на выходные прогуляться на день города к знакомым, в последний момент не оказалось достаточного количества денег на билеты, но отказываться от планов не хотелось, общие знакомые посоветовали попробовать автостоп, мы и поехали. Хотя услышали о таком явлении впервые и вообще не представляли, что это, доехали туда и обратно вполне успешно. Уже после поездки начала интересоваться автостопом, изучать практическую информацию в интернете, общаться с людьми и спустя месяц уехала в первое самостоятельное месячное путешествие по Беларуси и Украине.
Я с раннего возраста жила сама по себе, поэтому про первую поездку близкие даже особо не знали, а потом быстро привыкли к моему образу жизни. Им самим интересно смотреть фотографии, читать отчеты и слушать истории, в целом все друзья и родственники скорее поддерживают.
Лично я фанат северной природы и гор, поэтому любимыми регионами являются Карелия, Мурманская и Архангельская области, в которых я была уже очень много раз, Якутия и Магаданская область, Сахалин, Алтай и Кавказ, а также Калининградская область. И везде есть что-то интересное, даже самое маленькое путешествие — целый кладезь историй.
Из самых необычных путешествий по России могу выделить Колымский тракт — более 2000 километров грунтовой дороги с впечатляющими видами, суровым климатом, почти без связи и городов от Якутска до Магадана. На обратном пути мы с напарником совершенно случайно встретили в полной глуши нашего общего друга, проехали часть пути вместе и зависли в крохотном заброшенном поселке в ожидании попутных машин аж на четверо суток. За день проходили одна-три машины, естественно, почти все останавливались, но были забиты и не могли взять даже одного.
На третий день мы отправили на забитом «КАМАЗе» моего напарника, терпение которого начинало сдавать, и еще через сутки уехали сами. На самом деле мы неплохо проводили время на природе, в первую ночь мы побывали в гостях у местных (которых в когда-то крупном поселке осталось всего семеро), а потом нас позвали жить к себе рабочие небольшой артели, выделив нам отдельную комнату, так что по распорядку, позавтракав в артельной столовой с утра, каждый день мы выходили на трассу ждать машин, по очереди заглядывали в гости к местным на чай и болтали, пока кто-то оставался ждать попуток, а к ночи возвращались отдыхать.
В Якутск мы все в итоге приехали почти в одно время. Мы сменили много машин, останавливаясь по пути в гостях в паре поселков и городов, а уехавший днем ранее так и ехал все это время на том же «КАМАЗе», но узнали мы это только когда наконец добрались до города.
Кстати, в этом году планирую наконец туда снова.
Вспомнилась и одиночная поездка по зимникам в Нарьян-Мар. Я встретила свой день рождения в дороге среди белоснежной тундры, застряв в НАО на несколько дней дольше запланированного, так как из-за внепланового раннего потепления зимник постоянно закрывался.
И запомнилась самая первая поездка в Дагестан и Чечню во времена, когда там еще совсем не было туристов, и удивительное радушие и гостеприимство местных, когда почти каждый встреченный звал в гости, угощал и стремился показать родные красоты. Тогда даже спонтанно попали на большую дагестанскую свадьбу!
Мне в целом везет на хороших и интересных людей. В дороге все, как правило, останавливаются уже с целью помочь и с доброжелательным настроем. Конечно, бывают и негативные моменты, но их абсолютное меньшинство, и тоже очень хорошая психологическая практика.
Но в плане менталитета люди везде одинаковые. Просто нужно с пониманием и уважением относиться к чужим культуре, ценностям и традициям. По-настоящему тяжело в общении с людьми и понимании их действий и мышления мне было не в России, а в таких странах, как Китай, Иран, Боливия и Перу. Думаю, это связано с тем, что все это очень древние этносы с тысячелетними историей и культурой.
В любое путешествие в первую очередь берем мозги и паспорт. Не помешает и некоторое количество денег. Все остальное опционально. Набор вещей и туристического снаряжения зависит от стиля путешествия, климата, сезона, требуемого уровня комфорта и многих других факторов.
Если брать автостоп, в пути явно не помешает яркая одежда, светоотражающие элементы и фонарик для голосования в вечернее время. Это и безопасность, и более быстрый способ уехать.
По количеству денег — нужно буквально от нуля до плюс бесконечности. В данном случае все сугубо индивидуально. Вопрос исключительно в том, на что и, главное, как человек тратит деньги. Универсальная формула для подобного рода путешествий — исходить примерно из той же суммы, которую вы тратите за аналогичный период времени в обычной жизни дома. Лично у меня зачастую получается даже бюджетнее.
Я часто люблю говорить: «Лучший совет начинающим — начните». И в данном случае, пожалуй, не буду изменять себе. Лишь бы начать. Тот, кому это действительно нужно, решится сам.
Я бы посоветовала начинать с небольших поездок. Например, в соседний город или регион, чтобы понять, каково это, насколько это вообще подходит и что потребуется в пути, а в дальнейшем уже постепенно расширять географию.
В путешествиях больше всего меня привлекают свобода, простор, желание узнать, увидеть, познакомиться, поделиться... Автостоп в качестве способа путешествовать я выбрал по нескольким причинам. Первая — путешествовать я начинал студентом. Учился на техника-спасателя. Средств и возможностей заработать у меня тогда было не так много. Автостоп же — самый экономичный способ поездить по стране. Но не только. Это еще и самый интересный способ, потому что, путешествуя автостопом, ты знакомишься с огромным количеством добрых людей. Всех их объединяет одно — они решили тебя подвезти.
Каждая поездка оставляла хорошие впечатления. Больше всего запомнился мужчина на бензовозе, который меня вез практически из Якутска в поселок рядом с Магаданом. Я с ним ехал по «Колыме» — это очень сложная дорога, где асфальтного покрытия примерно километров десять. Дня четыре мы провели вместе. Я узнал о нем практически все — начиная с его детских воспоминаний до нынешнего момента. Были и армейские истории, и более глубокие темы для разговора, которые не со всеми водителями успеваешь обсудить.
Это, конечно, было эмоционально сложно как для него, так и для меня, но в моих глазах он выглядел настоящим героем. Ехали мы относительно медленно, потому что на этой трассе легко проколоть колесо, а колес у него было немного. Да и в целом далеко не каждый водитель при всем желании и возможности взял бы попутчика на такое расстояние, тем более с возможностью получить крупный штраф — пассажирам на бензовозе нужно иметь допуск к аварийно-опасным грузам, а у меня его не было.
Первый мой маршрут был такой: из Челябинска до Петербурга, из Петербурга через Москву в Воронеж, из Воронежа через другие города до Крыма, из Крыма я доехал до Кавказа, поездил по Кавказу, оттуда доехал до Астрахани, а из Астрахани по Волге — через Саратов и Самару вверх поднялся обратно до Челябинска. До Санкт-Петербурга я ехал со своим приятелем, а дальше уже сам.
И уже много машин проехало. Мы тогда ехали из Челябинска до Уфы — наш первый город, первая поездка. И просто очень повезло, что автовоз остановился. Он ехал, по-моему, до Нижнего Новгорода, подвез нас до объездной дороги. Эмоции были невероятные: незнакомый человек вообще с другого конца России на огромной фуре... И это было только начало.
Первое мое путешествие длилось практически два месяца. В начале июля я выехал и где-то 28 августа вернулся в Челябинск. За эти два месяца я даже умудрился заболеть. Это было ужасно. Результат купания на леднике Безенги под водопадами. Родители, конечно, беспокоились, как и любые другие родители, но при этом они безумно гордились, что их ребенок путешествует по России. Часто мы с ними созванивались.
Второе мое масштабное путешествие продлилось три месяца. Я поехал на Камчатку. До этого восточнее Челябинска никогда не уезжал. И если первое путешествие было закольцовано, то это путешествие было в один конец. Обратно я долетел на самолете. Когда я отправлялся в путешествие, то даже не знал, как доберусь до конечной точки — на самолете или по воде? Останутся ли у меня вообще деньги на это к концу путешествия? Смогу ли я доехать? Полная неизведанность. Я не купил ни одного билета на поезда или автобусы и добирался до Дальнего Востока полностью на попутках. Купил только билет на самолет от Магадана до Елизова, потому что никаких дорог, кроме моря и воздуха, там нет.
В первое свое путешествие я проехал около десяти тысяч километров, во второе — 19 тысяч. Это связано с тем, что расстояние между городами там стало куда больше — что от Хабаровска до Якутска, что от Якутска до Магадана. В первом путешествии я потратил 25 тысяч рублей за два месяца, во втором — около 70-80 тысяч. Это с билетами на самолет, без них — около 60 тысяч. Основная часть уходила на еду, а еда на Камчатке дороже. Например, молочка. В средней полосе литр молока стоит около 60 рублей, а на Камчатке я покупал пол-литра рублей за 80. Цены в разы отличаются! На хостелы я практически не тратился — жил в палатке и пользовался каучсерфингом.
Больше всего меня удивил Алтай. Там протекает безумно красивая голубая река Катунь. Когда летом видишь заснеженные горные вершины — это вообще волшебно. Часто меняется пейзаж. Сложно словами описать, но Алтай — это, наверное, один из лучших горных массивов из всех, что в жизни видел. И на картинках, и вживую. Невероятное зрелище.
Также запомнился Байкал. Когда я был на Байкале, на острове Ольхон, он был окутан пожарами с Якутских лесов. Было интересно ходить по острову, который закрыт на карантин из-за коронавируса. Плюс был пожарный режим. Все это вместе со смогом создавало ощущение, будто я чуть ли не один на этом острове. Сам с собой наедине. Конечно, были и другие туристы, но я их встречал крайне редко.
И не могу не отметить Приморье, Камчатку и Сахалин. В общем, вся гряда Дальнего Востока — это великолепно. Камчатка для меня — это Халактырский пляж с черным вулканическим песком, белыми заснеженными вулканами по 3,5 тысячи метров и Тихим океаном. Сахалин — это горный массив, который пролегает между Тихим океаном и морем. А Владивосток — это как юг для Центральной части России, только для Сибири и Дальнего Востока. То есть туда можно ехать, как в Крым.
Удивительно, что я столько проехал и не встретил ни одного медведя. Зато когда я ехал в Хабаровск, то увидел амурского тигра, переходящего дорогу. Это было так необычно. Он так быстро перешел дорогу и напоминал здорового кабана.
В каждом городе у меня завелось минимум по одному знакомому. И люди везде разные. Например, на Кавказе ты точно можешь быть уверен, что голодным-холодным тебя не оставят. А когда я был в Петропавловске-Камчатском, то заметил, что менталитет у местных немного отличается от нашего. Там все друг друга знают, городок небольшой, и плюс он по сути закрытый: куда ни посмотришь — море. И если вдруг у тебя кто-то украдет машину, ее найдут на следующий день. Она далеко не уедет, да и по частям ее будет сложно продать. И у людей там, как мне показалось, более человеческое отношение друг к другу.
И я не всегда был один. Например, из Кемерова до Красноярска я ехал с человеком, которого я, можно сказать, впервые видел. Это была девчонка, подруга моего одногруппника. Она тоже решила попутешествовать автостопом, и мы какое-то время провели вместе. Также из Иркутска до Улан-Удэ я ехал с девчонкой, с которой познакомился на Байкале. Мы просто шли по полю друг другу навстречу, встретились, удивились (потому что там никто не ходил по этой дорожке), познакомились и один кусочек пути проехали. И, насколько помню, из Владивостока до Хабаровска я проехал с девчонкой, которая пригласила пожить у себя во Владивостоке. Неприятных встреч у меня вообще не было, мне везет на людей. Но я все равно всегда ношу с собой перцовый баллончик — на всякий случай. Конфликтов лучше избегать, даже если речь идет о голодных собаках, например. С ними договориться сложнее, чем с людьми, зато от них помогает перцовый баллончик.
А один из самых эмоциональных моментов случился со мной в одиночестве. Я тогда подлетал на самолете к Камчатке и впервые увидел в иллюминатор ее горный массив. И я понял, что нахожусь совсем рядом к той цели, к которой шел три месяца — с начала июля до конца сентября.
Хотя главное в путешествии — не сама цель, а путь. У самурая нет цели, есть путь. И даже если я по каким-то причинам не долетел бы до Камчатки, то я бы все равно был очень рад тому пути, что я прошел. Важнее всего — наслаждаться самим процессом путешествия. Конечно, цель тоже важна. Когда вы доходите до финиша в марафоне, то радуетесь не медальке, которую вам вешают на шею, а тому, что вы преодолели все трудности на пути и дошли до цели. Но вспоминать вы будете именно моменты, когда преодолевали трудности, а не получение медали.
Преодолев эти 29 тысяч километров, я с уверенностью могу сказать, что у меня расширилось представление о том, насколько большая и красивая у нас страна. Потому что, когда ты живешь в одном городе и особо никуда не выезжаешь, твой кругозор очень и очень узок. А когда ты начинаешь кататься по стране и знакомиться с людьми, то узнаешь Россию намного глубже. Только во время таких сложных путешествий ты понимаешь, насколько Россия необъятна и сколько в ней замечательных людей, которые готовы помочь тебе не за деньги, а просто так.