В сети наконец вышел переживший пандемию, пересъемки и перемонтаж вампирский кинокомикс-долгострой «Морбиус» с Джаредом Лето в роли кровососущего суперзлодея из вселенной Человека-паука. Это многострадальное кино, скорее всего, станет самым ненавидимым широкой публикой фильмом года — пока ни одна другая картина не удостаивалась в 2022-м такого потока издевательских мемов и уничижительных рецензий. «Лента.ру» разобралась, заслуживает ли «Морбиус» такого хейта.
Доктор Майкл Морбиус (Джаред Лето), с трудом удерживая свое слабое, измученное редкой болезнью крови тело на костылях, выходит на сцену получать заслуженную Нобелевскую премию. Или все-таки не выходит? Как выясняется из разговора гениального ученого и врача с его страдающей от того же безымянного недуга юной пациенткой, от Нобелевки за изобретение искусственной крови Морбиус на самом деле отказался — потому что своей подлинной цели, обнаружения лекарства от все той же болезни, пока не достиг. Именно ради этого он отправляется сначала в Коста-Рику, где отлавливает полчища летучих мышей-вампиров (куда смотрят зоозащитники?), а затем — в нейтральные воды, чтобы на борту корабля провести на самом себе незаконный эксперимент по переливанию уникальной крови этих экзотических паразитов. Болезнь отступает — вот только на смену приходит новая напасть. Морбиус и сам становится вампиром.
Свою жизнь в комиксах Морбиус, суперзлодей с обретенными во время научного эксперимента псевдовампирскими способностями, начинал как один из врагов Человека-паука, порожденный семидесятнической модой на хоррор. Стоило комиксистам в девяностых присмотреться к нему внимательнее, как доктор превратился уже скорее в героическую фигуру, которой жажда крови приносит больше страданий, чем возможностей. Что ж, подобная переменчивость взгляда на персонажа характерна и для первого фильма о Морбиусе — несмотря на то, что проект добирался до релиза почти пять лет, пережил досъемки, перемонтаж и переосмысление с помощью боссов киновселенной Marvel, но так и не выработал единой, цельной интонации.
В самом деле Морбиус здесь то ломает драму тяжелобольного, чьи часы сочтены, то демонстрирует неожиданную светскость, отпуская нелепые шутки о высокой моде, то сокрушается по поводу своей кровавой зависимости, то упивается сверхспособностями, принимая — нередко по ходу боя — демонстративно плакатные позы. Изрядно попивший на съемках крови остальной группе Джаред Лето (по свидетельствам очевидцев, даже в туалет в перерыве отправлявшийся в образе — то есть на инвалидной коляске и с получасовыми исчезновениями) фирменно чрезмерен в каждом из этих качеств — отчего они выглядят еще более несовместимыми друг с другом.
Примерно так же мечется во все стороны сразу вслед за своим героем и весь фильм. «Морбиус» может на пять минут уйти в залитый тьмой и озвученный тревожными оркестровками хоррор, а затем вдруг вводит в сюжет абсолютно карикатурную пару агентов ФБР (Тайриз Гибсон и Эл Мадригал) — и те кажутся зашедшими сюда из какой-нибудь «Мисс Конгениальность». Старомодность сюжета (главным противником героя становится его тоже отхлебнувший вампирской крови лучший друг в исполнении Мэтта Смита) не компенсируется, но только подчеркивается опорой на CGI — немалая часть «Морбиуса» больше напоминает анимацию, а не игровое кино. Стоит заметить, что в своем вампирском, трансформированном с помощью компьютерных эффектов виде Лето неуловимо напоминает покойного Майкла Джексона — что, впрочем, делает «Морбиуса» не столько триллером, сколько непреднамеренной комедией.
Скорее смехотворный эффект производят и добавленные по указке Marvel (к киновселенной которой «Морбиус», снятый Sony, формально не принадлежит) сцены на титрах — которые наспех и довольно нелепо вводят в герметичный до этого момента фильм второстепенного злодея из марвеловской трилогии о Спайдермене. Заставляя своего водевильного заглавного героя с ним взаимодействовать, «Морбиус» тем самым еще сильнее подрывает любую собственную самоценность. Неудивительно, что и так настрадавшийся с этим проектом режиссер Даниэль Эспиноса впоследствии на необходимость подстраиваться под бесконечную эпопею Marvel только жаловался.
Удивительнее всего то, что несмотря на все это (а может быть, даже и благодаря многочисленным неудачам и недостаткам фильма), «Морбиус» на общем фоне современных кинокомиксов смотрится парадоксально свежо. Если те же марвеловские блокбастеры или фильмы DC уже давно выглядят больными непомерной гигантоманией и прошедшими через такое количество согласований со студийными боссами, что в получающемся кино не остается никакой авторской индивидуальности, то «Морбиус» смотрится артефактом из прошлого. А именно из времени, когда комикс в кино подразумевал не высокие ставки и необходимость впечатлить весь мир, но гарантировал китч, легкомысленность, обаятельную придурь. Всего этого — в «Морбиусе» с лихвой.
Фильм «Морбиус» (Morbius) вышел в Amazon Video и iTunes