Экономика
10:40, 20 мая 2022

Нефтяная маржа. Как растет прибыльность АЗС

Андрей Красавин
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Санкционное давление на Россию и желание европейских стран отказаться от российской нефти спровоцировали резкий рост инфляции в стране. По данным Росстата, в апреле годовая инфляция ускорилась до 17,8 процента — это максимум с января 2002 года. При этом цены на бензин на оптовом рынке снизились, а маржинальность АЗС повысилась. Как такое стало возможно — в материале «Ленты.ру».

Поставки нефти и нефтепродуктов из России в ЕС в 2021 году составляли 3,4 миллиона баррелей в сутки. Сейчас, судя по данным Vesselfinder, танкерные поставки составляют около 2 миллионов баррелей в сутки. Еще 700−800 тысяч баррелей российской нефти поступает в ЕС по нефтепроводу «Дружба». Таким образом, снижение поставок по сравнению с прошлым годом может составлять 700−800 тысяч баррелей в сутки. По мнению экспертов, в случае введения эмбарго на российскую нефть российский экспорт нефти может сократиться до 1 миллиона баррелей в сутки.

Куда идет излишек? Ответ очевиден — на внутренний рынок. Ведь от запасов надо избавляться, а добычу сокращать нельзя, чтобы не срывать производственный процесс. В результате предложение на рынке растет, оптовые цены падают. Так, по данным РБК, оптовая стоимость бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой на бирже снизилась с 28 февраля почти на четверть. Стоимость бензина АИ-92 снизилась на 24,5 процента и составляет 36,8 тысячи рублей за тонну, АИ-95 — на 22 процента (40,1 тысячи рублей). При этом крупные компании стоимость топлива на заправках не меняют, цены остаются стабильными.

На заправке

«Если раньше в рамках производственной цепочки основная прибыль приходилась на добычу, то сейчас АЗС становятся одним из ключевых сегментов, в котором генерируется прибыль, — рассказывает президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. — Сложности с поставками на экспорт заставляют компании разворачивать объемы на внутренний рынок, что создает давление на оптовую цену и, как следствие, расширяет маржинальность топливного бизнеса. Это первый фактор».

Вторым фактором эксперт называет демпфирующий механизм в нефтеперерабатывающей отрасли, смягчающий колебания цены на товар на внутреннем рынке. С одной стороны, долгое время он сдерживал рост цен на бензин на российском рынке. В 2019 году правительство и нефтяники договорились: если за рубежом цены на бензин высокие, то из российского бюджета нефтяникам компенсируют сумму, которую они теряют, не поднимая цен в России. С другой стороны, демпфер выступал серьезной проблемой для внутреннего рынка, по сути, дискриминируя независимых участников. Оптово-розничная маржа была незначительной и несколько лет АЗС существовали на грани выживания.

Сегодня ситуация кардинально изменилась, а налоговая система осталась все так же привязанной к экспорту, что создает дополнительную доходность рознице. Также на рентабельности АЗС позитивно сказалось и временное снижение эквайринга до 1 процента, которое произошло в рамках госпрограмм по поддержке бизнеса.

Снижение цен на автомобильный бензин для конечного потребителя с 30 апреля по 6 мая было уже зафиксировано в 22 субъектах Российской Федерации. По прогнозам НТС, к концу 2022 года цены на бензин в России могут снизиться на два-три рубля. Однако вице-президент Национального автомобильного союз Антон Шапарин считает, что нельзя говорить о том, что бензин в стране подешевел. «Экспорт бензина из страны снизился более чем на 10 процентов, поэтому примерно на те же 10 процентов снизились цены по состоянию на конец марта. При этом для граждан цифры снизились на доли процентов», — отметил эксперт.

Бизнес в плюсе

«Розничный рынок себя чувствует на сегодняшний день высокорентабельным, такой высокой маржинальности из-за снижения оптовых цен у нас давно не было, — говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. — В этом году рентабельность значительно выше, чем была в предыдущие годы, не говоря о прошлом годе, когда она была просто отрицательной». Как отмечают участники рынка, маржинальность АЗС уже значительно выросла, и часть автозаправок уже предлагает клиентам скидки.

«Бизнес будет развиваться, в среднесрочной перспективе розничный сегмент будет процветать, — подчеркивает глава НТС Павел Баженов. — Хотя, конечно, в целом экономика страны под угрозой, но с точки зрения топливного рынка, производство в профиците, поэтому даже если компании будут вынуждены снижать объемы производства, если эти объемы пойдут на внутренний рынок, у них будет ниже себестоимость».

Согласен с тем, что сейчас АЗС чувствуют себя гораздо комфортнее, чем раньше, в отличие от конечного потребителя, и президент Национального автомобильного союз Антон Шапарин. По его словам, происходит это, поскольку в оптовом звене топливо дешевело и продолжает дешеветь, а в рознице те скидки, которые получают автовладельцы, «совершенно незначительные и могут измеряться копейками».

< Назад в рубрику