115 ФЗ призван противодействовать коррупции и обязывает банки отслеживать подозрительные операции. Вы можете совершить невинные на первый взгляд действия — например, оплатить командировочные, снять наличные с корпоративной карты, и это будет иметь неприятные последствия. О том, что нужно знать о законе простым клиентам, рассказали специалисты комплаенс-поддержки ПАО Сбербанк.
Не каждый предприниматель до конца понимает, что такое закон 115-ФЗ и как он связан с проведением операций по счету — как правило, такие вопросы доверяют бухгалтеру. Однако владельцам бизнеса также важно в них разбираться и уметь контролировать операции по счетам. В нынешней турбулентной ситуации возникают новые вопросы, на которые трудно ответить самостоятельно. Владельцам небольших организаций важно лично следить за прозрачностью своего бизнеса, тогда при появлении у банка вопросов относительно проводимых операций предприниматель без затруднений объяснит хозяйственные отношения. Следует учесть, что у банков есть возможность запросить у клиентов документы, отказать в проведении финансовых операций, приостановить дистанционное банковское обслуживание.
Чтобы избежать подобной ситуации, стоит указывать назначение платежа или прописывать комментарий к переводу — это делает ваш бизнес прозрачнее для банка и избавит от лишних вопросов.
Например, сотруднику компании поручено закупить канцелярские товары в офис. При переводе денег на его личный счет владельцу бизнеса стоит указать назначение платежа: «Сотруднику под отчет на приобретение канцелярских товаров в офис». Важно подчеркнуть, что это именно подотчетная сумма — иначе банк посчитает данный платеж доходом сотрудника и могут возникнуть вопросы о перечислении НДФЛ.
Кроме того, насторожить могут частые переводы средств на счета физлиц или систематические снятия наличных. Чтобы избежать подозрений, следуйте простым правилам: выплаты работникам осуществляйте через зарплатный проект или с указанием в платежном поручении информации о заработной плате, а переводы контрагентам совершайте на корпоративный счет вместо личного, указывая назначение платежа. С новыми подрядчиками или партнерами стоит быть осторожным: при оплате товаров или услуг на счет физического лица бизнес рискует стать участником, к примеру, мошеннической или коррупционной схемы.
Если же запрос на предоставление документов уже поступил, подготовку стоит начать как можно скорее. Сроки предоставления документов у банков отличаются, но в среднем составляют от 3 до 7 дней. Срок недлинный, а список документов зачастую большой.
За бесплатной помощью и подробными советами, как подготовить ответ на запрос от банка, можно обратиться к комплаенс-консультантам ПАО Сбербанк, быть клиентом банка при этом совершенно необязательно. По словам вице-президента Сбербанка, директора дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Станислава Карташова, благодаря развитию комплаенс-сервисов в банке количество ограничений по 115-ФЗ за последние три года значительно снизилось.
Но даже после сбора и подачи требуемых документов звонки и письма от банка лучше не пропускать: если пакет документов неполный или недостаточно подробный, могут потребоваться дополнительные разъяснения. Наконец, получив достаточное количество информации, банк рассмотрит ответ в течение 6 рабочих дней и уведомит о своем решении.
К сожалению, есть предприниматели, которые не считают, что запрос документов от банка важен, и откладывают ответ на потом, хотя своевременная реакция может улучшить положение компании и выстроить доверительные отношения с кредитной организацией. Если компания проводит непрозрачные операции и игнорирует требования предоставить подтверждающие документы, то банк вправе отказать ей в проведении платежей или даже ограничить дистанционное банковское обслуживание.
Чтобы не сталкиваться с ограничениями по 115-ФЗ, есть несколько общих рекомендаций:
• указывайте назначение платежа, чтобы банк мог верно его идентифицировать;
• правильно переводите доход от предпринимательской деятельности, указав в назначении платежа, что это именно доход
от предпринимательской деятельности за минусом уплаченных налогов;
• платите налоги в полном объеме и вовремя, включая НДФЛ и страховые взносы;
• вовремя отвечайте на запросы банка;
• избегайте больших объемов платежей за наличные.
Однако нюансов в тематике комплаенс и 115-ФЗ гораздо больше. Получить необходимые разъяснения и помощь предприниматели могут на горячей линии ПАО Сбербанк. При этом иметь расчетный счет в Сбербанке совершенно необязательно — консультации бесплатны и доступны всем без исключения. позвоните по номеру 0321 или 8 800 555-57-77 и нажмите 6. После этого оператор сможет дать общие рекомендации по ведению бизнеса или прокомментировать конкретную проблему, озвученную владельцем бизнеса.
Для клиентов ПАО Сбербак консультации также доступны в чате интернет-банка «СберБизнес». Такая поддержка предусматривает не только общие пояснения по требованиям 115-ФЗ, но и персональные рекомендации по работе. В случае запроса от банка консультант окажет помощь в сборе документов и дополнительно проверит их перед сдачей.