На Disney+ вышел полнометражный фильм «Чип и Дейл спешат на помощь». Как гласит слоган, это действительно не перезагрузка, а возвращение любимых героев начала 90-х. «Лента.ру» рассказывает, как очередному ностальгическому проекту удалось счастливо избежать спекуляций на детских воспоминаниях сегодняшних тридцатилетних.
Мы все их прекрасно знаем — один в курточке и шляпе, второй в гавайской рубашке, оба без штанов. Чип (тот, что в шляпе) — умный, Дейл (в гавайке) — туповат, но никогда не унывает. Для сыщиков, которыми служат грызуны, это схема вполне классическая — со времен Шерлока Холмса. У Чипа и Дейла, правда, есть помощники — Гаечка, Рокфор и Вжик, так что вместе они не просто ищейки, а настоящая команда спасателей, в которую тайно и не очень влюблены все дети 90-х. На деле же «Чип и Дейл» — всего лишь телешоу, в которое удачно вписались два друга детства. Чип и Дейл (имена героев и актеров для удобства совпадают) живут в мире, где мультяшки ходят по улицам наравне с людьми. После взлета начала 90-х их ждало забвение. Сегодня Чип — страховой агент, живущий в маленьком домике с огромной собакой, а Дейл прошел через CGI-хирургию и пытается вернуть былую славу, ошиваясь на гиковских фестивалях. И вот однажды героям предстоит объединить усилия вновь: Рокфора похитили злоумышленники, превращающие мультгероев-ветеранов в уродцев для съемок пиратской анимации в Европе. Возглавляет негодяев Сладкий Пит — обрюзгший Питер Пэн, мстящий миру за свою невостребованность. Но чтобы справиться с ним и воссоединиться с остальной командой, Чипу и Дейлу предстоит восстановить форму, решить накопившиеся разногласия и — научиться читать рэп, который Чип по бумерской привычке глубоко презирает.
Необходимо, наконец, признать, что от любого проекта, основанного на какой-нибудь поп-культурной классике прошлого, основательно разит спекуляциями. И совершенно не важно, кто за такой проект берется. Второй «Космический джем» был все-таки слабее не только первого фильма, но даже спин-оффа «Looney Tunes снова в деле». Спилберговский проект мечты «Первому игроку приготовиться» паразитировал на идеях коллеги Земекиса чуть больше, чем полностью. Ремейки и ребуты «Годзиллы» или «Кинг-Конга» (за исключением фильма Питера Джексона, который все разыграл предельно честно) выглядят так, будто авторы позабыли свои собственные детские эмоции, заменив их на CGI. Это даже не фальшивые елочные игрушки, а их голограмма, настаивающая на том, что зритель не способен увидеть разницы между оригиналом и высокотехнологичной подделкой. Все это, впрочем, не отменяет того факта, что даже самая завалящая из подобных подделок нет-нет да и нажмет на потайные клавиши в душах гиков, оправдав стоимость билета или подписки на какой-нибудь стриминг-сервис.
Снимать продолжение «Чипа и Дейла» в этом контексте — решение сколь беспроигрышное, столь и самоубийственное. Диснеевский сериал про сыщиков-грызунов был закрыт на третьем сезоне, так что не стал в итоге таким очевидным объектом поклонения, как «Утиные истории». Однако для любого, кто рос в начале 90-х, эти герои моментально запускают ассоциативное цунами такой силы, что спасайся, кто может. Однако Disney решился-таки на эту бешеную авантюру, причем сделал это так, чтобы показать, что ничто человеческое этой гигантской корпорации по-прежнему не чуждо. Во всяком случае, иногда.
Работа над проектом началась еще в 2014 году, и тогда речь шла о предыстории похождений бурундуков. Потом работа встала на пять лет — пока студия не решилась нанять режиссером Акиву Шаффера из комедийного рэп-трио Lonely Island. Эта группа, в частности, ответственна за великий номер Джастина Тимберлейка про член в подарочной коробке, а сам Шаффер раньше работал в Saturday Night Live. По словам режиссера, его цель заключалась в том, чтобы снять фильм как признание в любви анимации прошлого — именно благодаря искренности намерений в фильме получил камео, например, Кролик Роджер. Сюжетно Шаффер и сценаристы Дэн Грегор и Даг Менд (оба работали над «Как я встретил вашу маму») опирались на фильм Земекиса и классические фильмы «Смертельного оружия».
Впрочем, Шаффер сотоварищи не просто придумали, как остроумно вернуть на экраны любимых героев — это трюк все-таки довольно очевидный и даже попсовый. Куда более примечательно, что походя они создали целую новую киновселенную, которую только последний лентяй не сравнил с марвеловской «мультивселенной безумия». Поп-культурным отсылкам здесь можно посвящать отдельную серию текстов — они действуют на разных уровнях. Есть очевидная часть — диснеевский пул персонажей с рыбками из «Русалочки», подсвечником из «Красавицы и чудовища» и дядюшкой Скруджем (у него отдельная комната в сауне — с золотым дождем, разумеется). Однако помимо них (и упомянутого выше Кролика Роджера) есть, скажем, Баттхед и другие персонажи конкурирующих студий. От предложения Шаффера, судя по всему, и правда сложно было отказаться — признание в любви получилось таким открытым и искренним, что большая часть зрителей наверняка захотели бы под ним подписаться. Есть и менее лобовые отсылки — к «Терминатору», «Сиянию», есть и насмешки — над «Полярным экспрессом» и первой версией «Соника». Оказалось, что большим студиям нужен был лишь повод, чтобы вспомнить о том, как возвышает самоирония, — этим поводом и стали «Чип и Дейл».
В этом обширном контексте собственно сюжет второстепенен. В большей степени все происходящее похоже не на расширенный выпуск мультсериала (по этому пути опрометчиво ходили, например, «Симпсоны»), а на монтипайтоновский балаган. Временами зрителю, конечно, может стать немного стыдно, но это не провал авторского вкуса, а не более чем законы жанра шизофренического карнавала, которого многим из нас, как выясняется, сегодня остро не хватает.
Фильм «Чип и Дейл спешат на помощь» (Chip 'n Dale: Rescue Rangers) вышел на платформе Disney+