Свободные радикалы. Как украинские националисты превратили добровольческий батальон «Азов» в теневое государство
Дмитрий Плотников
Мариупольская операция завершилась сдачей в плен украинского гарнизона, заблокированного на заводе «Азовсталь». 20 мая оружие сложили почти две с половиной тысячи человек, большая часть из которых — бойцы полка «Азов» (признан в РФ террористической организацией) Национальной гвардии Украины. Сегодня это подразделение ассоциируется главным образом с боями за Мариуполь, однако в его истории есть много других, не менее примечательных эпизодов. «Азов» появился в 2014 году как объединение футбольных фанатов и националистически настроенных активистов из центральных и восточных областей Украины. Структура оказалась на редкость жизнеспособной, и за восемь лет ее руководителям удалось не только выстроить собственную идеологию, но и окружить себя сетью подчиненных гражданских организаций. «Лента.ру» выяснила, кто и как создавал печально известный «Азов», в чем отличие его идеологии от воззрений украинского национализма и зачем ветераны добровольческого батальона стремились основать на Украине собственное государство.
Весна 2014 года в Харькове выдалась тревожной. С момента государственного переворота 24 февраля, вошедшего в историю как Евромайдан, город раздирало на части гражданское противостояние между сторонниками и противниками новой власти. Оно набирало обороты с каждой неделей, методы и требования сторон стремительно радикализировались. Например, «антимайдановцы» начинали с неприятия насильственного захвата власти, но перешли к лозунгам о федерализации Украины и даже независимости Харьковской области, по аналогии с тем, как это происходило в Донецке и Луганске.
Во многом это произошло потому, что новая власть не воспринимала своих сограждан с юго-востока как возможных участников переговорного процесса. На улицах Харькова шли потасовки, захваты административных зданий и офисов политических организаций стали обыденностью. Такой накал идеологической борьбы при шаткой и нестабильной власти неминуемо должен был привести к катастрофе. Апофеозом харьковского противостояния стало обращение «черных человечков».
На видео люди в униформе без опознавательных знаков с оружием в руках пообещали «огнем и мечом» искоренить врага в Харькове. Именно «черные человечки» в будущем и станут основой сначала батальона, а затем и полка «Азов»
Истоки
«Черные человечки» были выходцами из организации «Патриот Украины», созданной активистом Андреем Билецким. Она выполняла роль силового крыла для партии Социал-национальная ассамблея (СНА). Обе организации грешили отсылками к эстетике гитлеровской Германии (стилизованное использование средневекового символа «волчий крюк», который при нацистах был символом дивизии СС «Дас Райх», оккультный символ «черное солнце», использовавшийся в ритуалах СС). Несомненно, среди ее членов были люди национал-социалистических взглядов.
Однако называть эти организации нацистскими было бы слишком большим упрощением. В основе их идеологии лежал так называемый интегральный национализм украинского теоретика Дмитрия Донцова, сформулированный им в 20-30-х годах ХХ века
Донцов выступал за кастовое общество со строго иерархической структурой, а националистическая организация должна была этим обществом управлять.
Что такое интегральный национализм?
Родоначальником интегрального национализма стал француз Шарль Моррас. Он назвал свою концепцию «интегральным» (то есть «целостным») национализмом, поскольку рассматривал нацию как органическое целое и требовал безоговорочного подчинения личности интересам этого целого. При этом если классические националисты говорят о единстве разных слоев общества, то Моррас был открытым сторонником жестких сословных, кастовых различий.
На украинскую почву его перенес Дмитрий Донцов, уроженец Мелитополя, обладавший смешанным происхождением. У него были русские, малороссийские, польские, немецкие и итальянские корни. Националистическая концепция Донцова формировалась в 1920-х годах и испытала на себе определенное влияние итальянского фашизма. Донцов отождествлял понятия нации и расы. Именно непримиримая и вечная борьба рас за выживание составляла для него основу исторического процесса, при этом все расы он делил на расы господ и расы рабов. Украинцы, согласно Донцову, являются расой господ, тогда как русские — расой рабов, стремящейся поработить украинцев. Столкновение между украинцами и русскими носит абсолютный, экзистенциальный характер и может закончиться только уничтожением одной из сторон, считал Донцов.
В основание своей идеологии теоретик помещает волю к власти. Обретя ее, субъект (человек, группа, нация) тут же приступает к ее утверждению путем экспансии и подавления чужих воль (то есть к расширению собственных границ, зоны своего контроля). Ключевую роль в этом играет романтизм, который Донцов определяет как жертвенность, когерентность индивидуальных воль к власти, направлению их к одной цели — построению украинской нации. Именно романтизм обеспечивает принадлежность единицы к целому и направляет нацию на путь экспансии.
В основу романтизма Донцов закладывает растущий из германо-скандинавского язычества миф о последнем бое. В этой битве наступит гибель мира и его последующее возрождение. Поклонение идее этого мифа должно принимать форму религиозного фанатизма. Только так идея может проникнуть в святая святых личности и осуществить то, что Донцов называет радикальным переворотом человеческой психики. В адепте идеи должна зародиться агрессия по отношению к носителям иных взглядов, позволить ему отринуть общечеловеческую мораль и представления о добре и зле. Новая мораль должна стать антигуманистической, основываться лишь на воле к власти. Личное должно подчиниться общему, этичным должно стать то, что делает нацию сильнее, а все препятствующее этому должно объявляться аморальным.
Концепт Донцова полностью элитарен. Народ для него лишь инертная масса, не имеющая самостоятельной воли. Народная масса лишена способности вынашивать идеи, она может лишь пассивно воспринимать их. Главная же роль уготована активному меньшинству, то есть группе, способной сформулировать для несознательной массы идею, сделать ее доступной и мобилизовать на борьбу. Активное меньшинство, по Донцову, всегда должно стоять во главе нации.
Для Донцова не так важны вопросы украинского языка и церкви, как для «классических» украинских националистов вроде Михаила Грушевского. Волю к власти и приверженность идее интегрального национализма он видел куда более важным маркером принадлежности к украинской нации, нежели этничность (смешанное происхождение было и у самого Донцова). Националисты, по его мнению, должны стать авангардом инертной массы людей и мобилизовать их на борьбу за реализацию собственных идей.
Еще один важный аспект деятельности «Патриота Украины» — хорошие отношения Билецкого с Арсеном Аваковым, который до 2010 года занимал пост губернатора Харьковской области. Националисты пользовались покровительством Авакова, а губернатор всегда имел силовую поддержку для борьбы с политическими противниками.
Именно Аваков, став министром внутренних дел после победы Евромайдана, добился освобождения Билецкого из тюрьмы и признания его политзаключенным (Билецкий обвинялся в нанесении тяжких телесных повреждений журналисту Сергею Колеснику). Аваков прикрывал и деятельность «черных человечков». Националисты и Министерство внутренних дел (МВД) Украины существовали в симбиозе — причем ультраправые могли позволить себе больше, чем силовики, так как не подчинялись закону о полиции, не носили знаков различия, а руководство ведомства к тому же их покрывало.
Основной задачей «черных человечков» были внесудебные расправы над сторонниками независимости региона и пророссийскими активистами
Переговоры о создании на базе «Патриота Украины» полноценного боевого подразделения начались в апреле 2014 года. Со стороны власти их вел советник министра внутренних дел Антон Геращенко, от националистов — Андрей Билецкий и Игорь Мосийчук.
Инструкторов по боевой подготовке и тренировочное вооружение предоставила легенда украинского национализма 1990-х годов Дмитрий Корчинский. Геращенко активно настаивал на вооружении «Патриота Украины», так как считал, что именно бойцам Билецкого удалось «не дать России взорвать ситуацию в Харькове». Сам Билецкий тоже понимал, что время уличных столкновений с битами и арматурой заканчивается, под Славянском разгорались боевые действия. В ночь с 4 на 5 мая 2014 года около ста членов «Патриота Украины» приняли присягу и получили оружие в качестве спецподразделения МВД Украины «Азов».
Крещение огнем
В первую перестрелку «азовцы» попали уже 6 мая 2014 года. По дороге из Мариуполя на базу в Бердянске автобус с бойцами «Азова» оказался в засаде и был обстрелян из пулемета. Атаку удалось отбить, пулеметчик погиб, а находящийся вместе с ним на позиции первый министр обороны Донецкой народной республики (ДНР) Игорь Хакимзянов попал в плен. Позже интернет облетело видео, где его допрашивает депутат Верховной Рады и кандидат в президенты Украины Олег Ляшко, который тоже сыграл значимую роль в процессе формирования «Азова» как финансово, так и обеспечив необходимый молодому подразделению пиар.
Уже буквально через несколько дней «азовцы» провели свою первую громкую операцию. В начале мая 2014-го в Мариуполе, по сути, сложилось двоевластие. В городе работали как официальные киевские органы власти, так и самоорганизованные администрации из активистов ДНР. Мариуполь был критически важен как второй по численности населения город Донецкой области и как один из крупнейших украинских портов. На его зачистку от сторонников региональной независимости отправили части Национальной гвардии Украины и добровольцев из «Азова».
Операция быстро переросла в бойню. Погибли в основном не вооруженные сторонники ДНР, а мирные жители. В городском морге в тот день оказались тела 11 человек (хотя Аваков приводил данные 20 погибших, а некоторые источники заявляли о 100 убитых). Понес потери и сам «Азов», был убит Родион Добродомов, доброволец из Киева. В итоге операция провалилась.
Явка на референдуме о независимости ДНР оказалась огромной, а Украина на несколько месяцев утратила контроль над Мариуполем
Под контролем властей остался аэропорт Мариуполя, а сам город окружили кольцом блокпостов, отрезавших его от остальной территории ДНР.
Практически сразу же начал рассматриваться второй, более проработанный план зачистки. Решающую роль в ней должен был сыграть как раз «Азов» как наиболее мотивированное подразделение. «Азовцы» составили костяк штурмовой группы, прикрывали их бойцы добровольческого батальона «Днепр-1» и части Национальной гвардии Украины. В заброшенном карьере под Мариуполем был построен макет укрепрайона ополченцев, с точно такими же баррикадами, где азовцы и готовились к штурму. В качестве инструкторов выступили офицеры Вооруженных сил Украины (ВСУ) с опытом участия в миротворческих миссиях и службы в Афганистане.
Подготовка заняла почти месяц, и 13 июня украинские силы выбили ополченцев ДНР из города. При этом решающую роль сыграло не качество подготовки «азовцев», а практически полное отсутствие боевого снаряжения у ополченцев ДНР и численное превосходство наступающих.
Так или иначе, «Азов» прошел боевое крещение и был переброшен на другие участки фронта. Но Мариуполю еще предстояло сыграть в судьбе подразделения ключевую роль
В боях на востоке
Следующей важной операцией «Азова» стали бои за Иловайск в августе 2014 года. Этот небольшой город, расположенный в 40 километрах от Донецка, имел ключевое значение для снабжения столицы ДНР. Командование антитеррористической операции (АТО) снова сделало ставку на добровольческие батальоны из националистов как на наиболее мотивированные части. В операции должны были участвовать батальоны «Азов», «Шахтерск», «Днепр-1» и «Донбасс».
При планировании операции украинское командование недооценило силы ополчения. Предполагалось, что город обороняет буквально несколько десятков ополченцев, хотя фактически их было несколько сотен. За неделю боев наступавшим удалось занять часть города, однако к ополченцам прибыло подкрепление. К 24 августа механизированные части ДНР нанесли удары к востоку и северу от Иловайска и отрезали группировку ВСУ от путей снабжения. В тот же день «Азов» был снят с фронта и отправлен на оборону Мариуполя.
Причиной этого было не желание командования сохранить наиболее боеспособную часть, а, напротив, снижение боевого духа. В первом же бою «азовцы» потеряли семь человек из числа основателей батальона, включая мужа известного майданного политика Татьяны Черновол Николая Березового.
Батальон, по сути, саботировал приказы командования во время наступательной операции, благодаря чему сохранил личный состав, однако подвел под потери смежные украинские части
После Иловайска «Азов» несколько месяцев вообще не участвовал в боях, однако был расширен до полка и из структур МВД Украины переведен в состав Национальной гвардии Украины.
Следующей операции «азовцы» ждали почти полгода. В начале 2015-го украинская армия потеряла Донецкий аэропорт и несла серьезные потери под Дебальцево, где замыкалось кольцо очередного окружения. Командованию и политикам нужна была хоть какая-то победа на востоке. Было принято решение провести наступательную операцию на юге от Мариуполя, пользуясь тем, что самые боеспособные части ДНР все еще находятся севернее под Дебальцево. «Азову» был отдан приказ занять высоты между населенными пунктами Коминтерново и Широкино.
Операция прошла успешно, за несколько дней боев полк потерял семь человек убитыми и около 50 ранеными. Ополченцы были отброшены от Мариуполя. При этом особой стратегической ценности Широкинские высоты не имели, однако позволили Украине утверждать, что ВСУ все еще сохраняют наступательный потенциал, а руководству «Азова» — заявить, что полк является одним из самых боеспособных подразделений в стране и готов на равных сражаться с противником.
Собственно, этим участие «Азова» в боевых действиях в Донбассе в 2014-2015 годах и ограничилось.
Однако благодаря профессиональному медийному сопровождению и открыто декларируемой ультраправой идеологии «азовцам» удалось стать символом националистического движения для радикалов как на самой Украине, так и в других европейских странах
На фронте после 2015 года установилось затишье. «Азов» сосредоточился на других, не менее важных для основателей подразделения задачах.
Под черным солнцем
Пользуясь покровительством Авакова, «Азов» получил серьезную автономию в составе Национальной гвардии Украины. Основатели подразделения использовали это для окончательного оформления особой идеологии полка. Была серьезно проработана ритуальная составляющая быта «Азова», основанная на языческой мифологии.
К примеру, главный сержант Военной школы имени Евгения Коновальца, где «азовцы» проходят подготовку, носит на парадах символический молот скандинавского бога Тора. Он символизирует ковку учеников школы, которую и проводит главный сержант. Молот передается от одного сержанта к другому, а имена всех его обладателей наносятся на специальную табличку. На самом молоте выгравирована строчка из стихотворения Ивана Франко «Вечный революционер»: «Не рыдать, но добывать». Курсанты же школы при посвящении поочередно зажигают факелы от «Чаши знаний».
Главный ритуал «Азова» — поминовение павших. Для его проведения на главной базе подразделения в Урзуфе был специально создан мемориал. В ходе ритуала «азовцы» стоят с деревянными щитами и факелами в руках. На щиты нанесены основные символы полка — «черное солнце» и «волчий крюк», а также имена погибших военнослужащих. Распорядитель церемонии называет имена, после чего солдат с соответствующим щитом зажигает лампадку и говорит: «Помним!», на что остальные ему отвечают: «Отомстим!»
Этот ритуал не является оригинальной выдумкой «азовцев», а заимствован ими у итальянских фашистов 1920-х, у них он назывался Presente!.Собственно, из-за этих ассоциаций «азовцы» немного видоизменили ритуал, бойцы говорят «Помним!» вместо итальянского «В строю!»
Разработан и особый ритуал для новобранцев, впервые отправляющихся в зону боевых действий. Он тоже представляет собой факельное шествие — неофиты выстраиваются в форме «волчьего крюка», а ведущий церемонии одет в волчью шкуру.
Кроме отсылок к язычеству, в ритуалах «Азова» есть и сугубо украинские элементы. К примеру, групповое чтение «Молитвы украинского националиста», написанной в 1920-х годах членом Организации украинских националистов (ОУН, запрещена в России) Иосифом Мащуком. Чтение молитвы стало визитной карточкой «Азова» и его дочерних структур. Эту молитву читают даже дети в «азовских» детских лагерях.
Это еще один религиозный элемент в «азовской» идеологии. То, что итальянский философ Эмилио Джентиле описывал как «политическую религию», политическую идеологию, нацеленную на создание «нового человека» и легитимизирующую насилие во имя этого
Для политической работы с личным составом внутри «Азова» создана так называемая «Хорунжая» (то есть идеологическая служба). Она организовывает лекции специалистов по политической философии, просмотр идеологических фильмов и фильмов на милитаристскую тематику.
Силами службы организована и пропаганда «азовских» ценностей вовне, в частности функционировавший в социальном центре «Казацкий дом» (аллюзия на проект итальянских неофашистов Casa Paund) литературный клуб «Пламень» и киноклуб «Европа». Цель этих организаций заявлена как «философская и культурная экспансия». Их просветительская деятельность часто сталкивалась с критикой со стороны старого крыла украинских правых, так как из всех деятелей украинского национального движения признавался только Донцов, а остальные мероприятия посвящались европейским традиционалистам.
Теория и идеология традиционализма
Традиционализм — это радикальная консервативная идеология, остро критикующая современное состояние общества, отклонившегося от некой исторически изначальной, а стало быть, идеальной социокультурной модели, сохраняемой в корпусе особого знания, как правило, эзотерического.
В основе традиционалистской идеологии лежат три идеи: наличие изначальной традиции надчеловеческого происхождения, полученной человечеством в незапамятные времена, но с веками утраченной; абсолютная несовместимость современной западной культуры и цивилизации с изначальной традицией; возможность восстановления традиции через групповые метафизические практики.
При этом традиция воспринимается не как условный местный колорит или устоявшиеся социокультурные практики того или иного народа, а как совокупность передаваемых в обществе с незапамятных времен знаний особого рода. Традиционалисты выступают против современного мира, порожденного, по их мнению, эпохой Просвещения и Великой Французской революцией, и основных его ценностей: эгалитаризма, плюрализма, демократии и секуляризма.
Кроме того, «азовцы» создали книжное издательство «Ориентир», которое стало еще одним интеллектуальным проектом полка. Организатор издательства — ветеран «Азова» Марк Мельник, его идеолог — Николай (Крук) Кравченко, соратник Билецкого еще со времен «Патриота Украины». При этом все проекты издательства оказались убыточными, на самоокупаемость оно так и не вышло, но лидеры «Азова» сохраняли структуру, считая ее крайне важной для пропаганды своих идей, и не жалели средств на работу «Ориентира».
Издательством также создан проект Orient, направленный на западноевропейских ультраправых и ставящий своей целью уничтожение образа России как консервативной альтернативы либеральной Европе
Основное направление работы «Ориентира» — это переводы трудов европейских ультраправых и издание мемуаров ветеранов боевых действий в Донбассе. Издавался качественный глянцевый журнал Nova, фотоальбомы, посвященные операциям «Азова» на юго-востоке. Также «Ориентир» выпускал в виде маленьких брошюр ключевые работы идеологов украинского интегрального национализма Дмитрия Донцова, Ярослава Стецько и Николая Михновского.
Идеология, пропагандируемая «Азовом», позволяла привлекать в ряды полка людей без, собственно, украинских корней. В нем служили выходцы из России, Белоруссии, многих европейских стран, граждане Украины с абсолютно разной этничностью. Первоначальная основа «Азова» — харьковчане, да и впоследствии в полку подавляющее большинство военнослужащих были русскоязычными выходцами из юго-восточных регионов.
«Азовцы» отбросили классические для украинского национализма религиозно-языковые вопросы, для них куда важнее приверженность к «азовской» идее традиционализма и интегрального национализма. По сути, с точки зрения «азовской» идеологии, украинская нация — это «азовское движение»
Выходцами из полка также создано множество проектов и организаций, занимающих нишу между полком «Азов» как силовым крылом и «азовской» партией «Национальный корпус» как крылом политическим. Целью этого движения является создание ультраправого гражданского общества, оппозиционного как к существующей украинской власти, так и к либеральному гражданскому обществу, которое поддерживается Западом. По словам одного из лидеров «Азова» Николая Кравченко, задачей было выстроить альтернативную систему, своеобразное государство в государстве.
Создание такой автономной структуры нужно для того, чтобы в ответственный момент, час икс, заменить собой структуры государственной власти
Это не стремление к революции или государственному перевороту, а скорее подготовка к перехвату власти в момент острого политического кризиса. Здесь «азовцы» ориентируются на уже упоминавшихся итальянских неофашистов из Casa Paund, которые в своей стратегии следуют послевоенным итальянским неофашистским проектам. План состоит в том, чтобы в момент кризиса и сопровождавшей его анархии люди захотели диктатуры ультраправых как единственного способа восстановить законность и порядок.
Поэтому хоть партия «Национальный корпус» и участвовала в выборах, но ее основной задачей были не электоральные успехи, а организация «азовских» активистов и их необходимое политическое прикрытие. Куда важнее для «Азова» была сеть молодежных организаций, спортивных залов, туристических клубов, которые открывались по всей Украине. Они должны были привлекать в «азовское движение» молодежь, обеспечивать поток рекрутов в полк и служить для координации «азовского движения» в тот момент, когда оно будет готово взять власть.
***
Со сдачей в плен «Азова» в Мариуполе история полка еще не заканчивается. Да, «материнское» подразделение разгромлено. Однако созданные ветеранами «Азова» структуры продолжают действовать на других участках фронта, бывшие военнослужащие полка, активисты партии «Национальный корпус» и гражданских структур «азовского движения» несут службу в ВСУ и других силовых структурах страны. «Азовцами» даже созданы отдельные подразделения территориальной обороны, слабо подчиняющиеся общему командованию и проводящие собственные операции.
Феномен «Азова» не в том, что это какое-то ключевое для Украины подразделение. До боев в Мариуполе в 2022 году «Азов» не только не снискал воинской славы, но даже не участвовал в крупных военных операциях. Однако того участия, что было, хватило для медийной раскрутки подразделения.
Этот медийный капитал был использован для разрастания «азовского движения» и пропаганды «азовской идеологии», которая представляет собой новый тип украинского национализма, куда более агрессивного, но при этом инклюзивного к людям без украинских корней, что делает его более опасным
Россия воспринимается «азовским» движением не как империя-угнетатель украинской нации или недобрый сосед, а как экзистенциальный враг, уничтожение которого станет трамплином к возвышению Украины и позволит ей занять ведущую роль в Восточной Европе, а позже, объединив усилия с консервативными странами региона вроде Польши, создать Балто-Черноморский союз, который станет правой альтернативой Брюсселю. В связи с этим разговор о «разгроме "Азова"» — это не история об уничтожении или капитуляции одного или нескольких подразделений, а скорее о борьбе с «азовской» идеологией интегрального национализма и плана по интеграции ее носителей в систему государственного управления. Которая, к сожалению, успела пустить глубокие корни в силовых структурах Украины.