Жесткие санкции в отношении России напрямую затронули отечественный рынок коммерческого автотранспорта. Спрос не упал — наоборот, с ростом автомобильных грузоперевозок продолжил увеличиваться. Но предложений на рынке практически не осталось, а покупатели избрали выжидательную позицию. Почему эксперты советуют обновлять автопарк именно сейчас и что выбрать с точки зрения минимизации затрат бизнеса — в материале «Ленты.ру».
В начале года «Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU» зафиксировала резкий рост спроса на доставку грузов. В январе-феврале количество заявок на перевозки по стране выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 56 процентов — с 3,1 до 4,8 миллиона. Одновременно с ростом спроса на бирже зафиксировано и значительное снижение количества добавленных машин — с 394 тысяч до 305 тысяч (минус 22 процента). Таким образом, рост спроса на рынке не компенсируется соответствующим ростом предложения, что создает риски дефицита.
Рост спроса на грузоперевозки объясняется, в частности, прошлым ковидным годом, в связи с чем произошло активное развитие онлайн-торговли и сервисов экспресс-доставки, а также санкционным закрытием международных автоперевозок. Все это привело не только к непосредственному росту числа перевозок внутри страны, но и к формированию особой роли столичного региона, где размещается большинство складов ретейлеров.
Именно это направление продемонстрировало заметное увеличение количества заявок на перевозку. Так, спрос на перевозки внутри Подмосковья вырос на 91 процент, из Московской области в Ленинградскую — на 78 процентов, в Ростовскую область — на 92 процента. В целом, констатирует ATI.SU, рост наблюдается абсолютно по всем популярным направлениям.
В результате санкционного давления западных стран сейчас картина изменилась. Так, из Москвы спрос на перевозки в первом квартале упал на 15 процентов, но по Санкт-Петербургу в целом ситуация остается стабильной: спрос на перевозки из города вырос на 14 процентов, а в город — на 9 процентов, говорят в ATI.SU, объясняя эту тенденцию потерей значительной доли морских грузов.
Как следствие, по итогам апреля 2022 года в нашей стране было реализовано в общей сложности 11 238 новых коммерческих автомобилей. По данным «Автостата», это на 36 процентов меньше, чем в марте (17 614 единиц), и на 55 процентов ниже показателя продаж в апреле 2021 года (25 197 единиц), а сильнее всего упали продажи LCV — на 65 процентов, до 4918 единиц.
Во многом падение объясняется последствиями внешнеполитического давления на Россию. На этом фоне часть автопроизводителей приостановила поставки машин на российский рынок, а некоторые автозаводы столкнулись с перебоями поставок комплектующих из-за нарушения логистических цепочек.
К тому же вследствие обвала курса российского рубля (в конце февраля — начале марта) цены на автомобили резко устремились вверх. По данным «Автостата», только в марте цены на технику поднялись на 35-45 процентов, а рост стоимости на некоторые запасные части и расходные материалы увеличился, по данным «Автостата», едва ли не вдвое. К этому добавилось еще и сокращение платежеспособного спроса, что сыграло против рынка.
В этих непростых условиях отечественные производители автомобилей для стимулирования продаж запускают собственные программы, направленные на поддержку бизнеса. Например, «Автоваз» предлагает клиентам кредиты с остаточным платежом и первоначальным взносом от десяти процентов стоимости автомобиля.
«Группа ГАЗ» также запустила новые программы скидок и возобновила трейд-ин. Среди других интересных предложений, стимулирующих к покупке МСП, лизинг с отсрочкой платежей в первые шесть месяцев или с рассрочкой на два года и дополнительный год гарантии в подарок при покупке двух и более автомобилей. В итоге прямые фирменные скидки от производителя, трейд-ин, льготные программы лизинга позволяют вписать покупку «Газели» в бюджет транспортной компании или индивидуального предпринимателя даже в сегодняшних кризисных условиях.
Адресная помощь, без сомнения, необходима и самим российским производителям. Ведь в нынешних условиях именно они могут удовлетворить потребности предприятий в обновлении автопарка по приемлемым ценам. «Отечественные модели, предназначенные для коммерческой деятельности, прежде всего, "Газель Next", в эксплуатации обходится на 20-30 процентов дешевле иностранных LCV за счет низкой изначальной стоимости и цен на быстроизнашиваемые детали», — говорил еще год назад руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников. Сейчас стоимость владения иномаркой выросла еще больше из-за санкционных рисков.
Помимо непосредственного роста цен на автомобили иностранных марок, выросла и стоимость владения ими, цены на запасные части и сервисное обслуживание. Если еще год назад стоимость владения иномаркой старше трех лет увеличивалась с ростом пробега, то сегодня на нее стали влиять и другие факторы. К примеру, цены на фары, тормозные диски и амортизаторы с февраля этого года уже выросли на 70 процентов, а через полгода рост может составить 90 процентов в сравнении с февральскими ценами.
Также примерно на 70 процентов выросла и стоимость техобслуживания иномарок в официальных сервисных центрах. Теперь за проведение простого регулярного ТО владельцу нужно заплатить не менее 30 тысяч рублей. При этом сроки поставки запчастей для иномарок увеличились из-за проблем с логистикой.
Некоторые из поставщиков и вовсе отказываются поставлять запасные части в Россию. Дилеры и дистрибьюторы вынуждены искать обходные схемы поставок, и все это влияет на сроки проведения ТО и ремонтов, когда необходимую запчасть приходится ждать несколько дней или даже недель. В итоге сроки простоя и потери владельцев растут. Так, до 4-4,5 тысячи рублей в сутки выросла стоимость аренды грузового автомобиля, не менее 25 тысяч рублей в неделю владелец будет терять с учетом возможного простоя в ожидании запчастей.
Еще один большой риск — потеря остаточной стоимости иномарки. То есть чем старше становится автомобиль, тем быстрее падает его остаточная стоимость — до десяти процентов от изначальной цены к восьмому году владения. В результате рост стоимости владения иномаркой относительно «докризисной» ситуации с учетом всех вышеназванных факторов составит 1,8-2 раза.
Новую иномарку класса «Газели» или LADA Largus VU дешевле 4,5-5 миллиона рублей купить нереально. При этом перспективы ее обслуживания и ремонта так же дороги и туманны. И если клиент планировал покупку автомобиля на этот год, то его бюджет уже изначально учитывал стоимость иномарок в объеме 2,8-3,3 миллиона рублей. Приобретение же нового российского автомобиля практически вписывается в данный бюджет. Поэтому совсем неудивительно, что первую строчку самых продаваемых автомобилей продолжает удерживать «Газель NEXT».
Можно констатировать, что российские производители выглядят сегодня более привлекательно, нежели иностранцы, и имеют ряд преимуществ. Это налаженное производство комплектующих на собственных производственных мощностях, наличие необходимого оборудования, инженерно-технического и производственного персонала. Кроме того, у каждого из них налажено многолетнее партнерство с локальными поставщиками.
Поэтому покупатель, выбирая российский коммерческий автомобиль, не столкнется с серьезными проблемами при обслуживании и ремонте. И, как рекомендуют эксперты, откладывать покупку в сегодняшних неопределенных условиях, если она уже запланирована, не стоит.