Лето все ближе, а значит, миллионы россиян скоро отправятся отдыхать на прибрежные курорты. Кто-то выберет юг страны, другие предпочтут all inclusive за рубежом. Турция, несомненно, лидирует в списке желанных заграничных направлений для отпуска, однако лететь туда самолетом сейчас рискованно: многие туристы жалуются, что их путевки или рейсы отменяют в последний момент, а вернуть деньги сразу не получается. В связи с этим корреспондентка «Ленты.ру» решила отправиться на популярный турецкий курорт на автомобиле и выяснить, какие подводные камни ожидают путешественников на этом пути.
«Больше нет ограничений по пересечению границы на личном автотранспорте для выезда через Литву в Калининградскую область, ДНР и ЛНР, а также Грузию», — такое распоряжение подписал в середине мая премьер-министр Михаил Мишустин. Ранее для поездки в Батуми, Тбилиси или другие города требовались веские причины: учеба, работа, лечение, наличие недвижимости или вида на жительство.
Узнав о том, что теперь можно ездить в Грузию без ограничений, решили исполнить давнюю мечту — отправиться из Москвы в Турцию на машине.
К поездке готовились несколько дней: проштудировали множество Telegram-каналов, в которых путешественники делились опытом, за 2,5 тысячи рублей купили «Зеленую карту» для въезда в Турцию (Грузия не входит в эту международную страховую ассоциацию). Кстати, сделать это можно было и на границе, причем дешевле, но мы поторопились. Предпочтение отдали российской страховой компании, не находящейся под западными санкциями.
Хотели оформить онлайн и грузинскую страховку — раньше это было просто. Но после ухода из России платежных систем Visa и MasterCard купить ее оказалось невозможно: карта «Мир» не сработала. Убедившись, что сделать это можно сразу после въезда в Грузию, собрали чемоданы, купили много воды, фруктов и орехов для перекуса и легли спать.
Выезжать решили рано. Несколько лет назад добраться до Турции на машине было намного легче: из Сочи ходил паром до Трабзона. За семь часов можно было переправиться от одного берега Черного моря к другому. Его закрыли из-за пандемии коронавируса еще пару лет назад, а с открытием затянули.
Теперь нам предстояло долгое путешествие — четыре тысячи километров. План был такой: за два дня проехать по России — из Москвы в Ростов-на-Дону, оттуда во Владикавказ; на третий день пересечь Грузию и добраться до Турции; еще три дня — по черноморскому побережью Турции доехать до Антальи с остановками в Хопе, Самсуне и Анкаре.
На часах 4:30 утра, навигатор предсказывает, что тысячу с лишним километров мы преодолеем за 13 часов — учитывая, что у нас два водителя, меняться нужно было каждые три часа. Начать путешествие выпало мне: пять чемоданов на двоих — машина идет непривычно неторопливо.
Ехать решили по трассе М-4 «Дон». Спидометр приятно радовал отметкой в 120 километров в час. Дорога в целом хорошая, единственное — камеры на каждом шагу, так что лучше подстраховаться навигатором, который заранее предупреждает, где нужно сбавить скорость, а где наоборот — выжать педаль газа. Любителям быстрой езды не понравится, что постоянно встречаются ограничения скорости: 90, 60, 30 километров в час.
Платить за дорогу приходится каждые полчаса: можно наличными, можно картой. В общей сложности потратили около двух тысяч рублей. Есть два тарифа, из которых ночной — дешевле. Это сделано для того, чтобы разгрузить дорогу утром и днем.
На подъезде к Ростову-на-Дону пришлось около трех часов простоять в пробках. В некоторых местах из-за непрекращающегося ремонта работают всего две полосы вместо четырех. Это надо учесть, запасаясь бензином, потому что на таких участках невозможно добраться до заправок, хотя в целом они встречаются довольно часто, обеспечивая путешественников чистым туалетом, холодными и горячими напитками, а также горячей выпечкой. В некоторых местах кофе на заправках стоит около 300 рублей, еще 250 рублей — сэндвич или хот-дог. Помимо этого, на трассе встречаются и другие федеральные сети кафе с пончиками и чебуреками, которые стоят 200-300 рублей за штуку.
Мы приехали в Ростов-на-Дону в 18:00. Успели не только посмотреть на красоты столицы Юга России, но и сдать ПЦР-тест. В Грузии, несмотря на наличие сертификата о вакцинации, пограничники просят предъявить документ о том, что у тебя нет коронавируса. В некоторых случаях его могут спросить и при пересечении российской границы. В России ПЦР действителен только 48 часов, в других странах — 72 часа.
В Ростове-на-Дону большой выбор отелей, а также кафе и ресторанов с казацким колоритом, где советуют в первую очередь попробовать знаменитых местных раков. Мы решили остановиться в пятизвездочной современной гостинице. Номер на двоих обошелся в семь тысяч рублей, еще полторы тысячи оставили в одном из ресторанов.
На следующий день решили стартовать чуть позже — в шесть утра. Потолкавшись в пробках на выезде из города, оказались в Краснодарском крае. Заправочных станций и кафе стало чуть меньше, дороги — чуть хуже, зато за окном залитые солнцем бескрайние поля и луга. Но ландшафт вскоре начал меняться, на смену кубанским красотам приходят североосетинские.
Оставив позади Минеральные Воды и Пятигорск, по трассе мчимся во Владикавказ. Дороги приятно пустые, а от пейзажей и вовсе захватывает дух. Порой встречаются «приоры» с низкой посадкой, за рулем которых сидят лихачи, слушающие на полную громкость кавказскую музыку.
В городе есть только четырехзвездочные объекты размещения. Номер в гостинице, расположенной в самом центре, обошелся в 12 тысяч рублей, еще 3,5 тысячи — еда в местном ресторане. Кстати, найти поблизости блюда местной кухни оказалось непросто: повсюду азиатские кафе или бургерные, еще встречаются узбекские заведения.
На третий день нам предстояло преодолеть сразу четыре границы. В Telegram-чатах советуют пересекать их как можно раньше. Некоторые делают это ночью, чтобы не стоять в очереди, но я бы не рекомендовала выезжать в темное время суток: горная дорога довольно крутая, на обочине припаркованы вереницы фур, некоторые участки даже покрыты инеем, так что на летней резине нужно быть за рулем еще внимательнее.
Залив полный бак бензина, отправились в путь в 5:30. Из Владикавказа до КПП «Верхний Ларс» добрались за полчаса. Таможенники рассказывают, что до этого процедура была строгой, однако сейчас желающих выехать из страны ни о чем не спрашивают: просят лишь показать загранпаспорт, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства. После этого быстрый осмотр машины — и печать в паспорт о выезде.
На грузинской границе были настроены менее дружелюбно. Граждан России обычно пугают кабинетом 111, в котором сидит чиновник, решающий, кого пропустить дальше, а кого отправить домой. Узнав, что едем в Турцию, быстро поставил печать на маленький лист бумаги и отправил на границу.
Грузинскую страховку посоветовали купить в деревянном доме, расположенном в трех километрах от таможни. Там же можно поменять рубли на лари, правда, по очень невыгодному курсу. К слову, лари — вообще довольно дорогая валюта. Один лари стоит порядка 23 рублей.
Минимальная страховка на 15 дней обойдется в тысячу рублей. Деньги, кстати, лучше обменять: карта «Мир» на территории Грузии не работает, а наличные пригодятся для заправки, обеда в кафе и ресторане, к тому же монеты потребуются в туалетах, в большинстве случаев они платные.
Но все эти препятствия окупаются с лихвой, когда проезжаешь чуть дальше: создается ощущение, что находишься в швейцарских Альпах. Останавливаемся на завтрак в одном из местных отелей, расположенных на горнолыжном курорте.
«Раньше сюда приезжало много русских, однако сейчас они здесь не останавливаются: направляются либо в Тбилиси, либо в Батуми», — жалуется одна из сотрудниц отеля. Помимо русского, она прекрасно говорит на французском. На открытой веранде расположены столики, за которыми помимо нас сидят китайцы, индийцы, иранцы, украинцы и немцы. Здесь очень красиво, чистый горный воздух, однако зябко — из владикавказских плюс двадцати мы приехали в плюс два.
Дороги в Грузии были, пожалуй, самыми тяжелыми на всем нашем пути. Где-то дорожное полотно и вовсе отсутствовало, где-то приходилось проезжать по горным серпантинам вместе с гружеными фурами и вечно обгоняющими по встречке водителями легковых машин. Расстояние от одной границы до другой — около 500 километров — мы преодолели за восемь часов. Проехали множество деревень, поселков, периодически оказывались на трассе.
В кафе и ресторанах нас, наоборот, встречали гостеприимно. Большие порции, вкусная грузинская еда сразу поднимали настроение и снимали стресс. Порция шашлыка, сырная тарелка, салат и напитки обошлись примерно в полторы тысячи рублей.
Приятно поразил Батуми. Последний раз я была там четыре года назад. За это время он расцвел и разбогател — появилось множество красивых зданий, город стал более современным.
Около пяти вечера добрались до Сарпи, села на границе с Турцией. Кстати, этот участок дороги тоже непросто было преодолеть. Там всего две полосы, одна из которых на протяжении нескольких километров полностью забита фурами. Ехать приходится практически по встречке.
Вначале мы планировали остаться ночевать в Грузии, но узнав, что пребывание в сетевом пятизвездочном отеле обойдется в два с половиной раза дороже, чем в такой же гостинице, расположенной в Турции, решили не затягивать с пересечением границы.
Водитель, как всегда, проходит отдельно от пассажиров. На этот раз на границе было больше машин и еще больше путешественников на паспортном контроле. В выходные живущие на Черноморском побережье турки любят ездить в Грузию, а грузины из Батуми и близлежащих районов — в Турцию. Делать это можно по внутренним удостоверениям личности.
Из Грузии выпустили быстро. В Турции спросили, есть ли страховка на автомобиль. Потом тщательный осмотр багажа — попросили достать и открыть все чемоданы. После этого — проход границы: в окошке таможенник попросил загранпаспорт, российские права и документы на машину. Ни ПЦР-тест, ни свидетельство о вакцинации не потребовалось. Поставили печать, что я прибыла в Турцию с машиной на 60 дней, и отпустили с миром.
После Грузии турецкие дороги кажутся просто сказкой. В стране многие трассы описывают словами «дороги — как масло», и не зря. Единственное — особо не разогнаться, за соблюдением скоростного режима строго следят камеры и сотрудники дорожной полиции.
В Турции пришлось взять более расслабленный темп — ранние подъемы давали о себе знать. В Анталью мы добрались за трое суток. Следующей остановкой после Хопы стал Самсун. Этот город занимает особое место в истории Турции. Именно отсюда Ататюрк начал борьбу за независимость страны от греческих, британских и французских оккупантов.
Главная достопримечательность города — музей турецкой революции, расположенный на корабле «Бандырма», на котором Мустафа Кемаль прибыл в Турцию в 1919 году. Само судно было списано и сдано на лом в 1924-м, но почти 20 лет назад турецкие власти воссоздали точную его копию.
Пятизвездочный отель в Самсуне обошелся в 170 долларов (12 тысяч рублей), примерно столько же стоил номер в Анкаре. Но везде можно найти варианты и поскромнее.
Приближаясь к Анталье, замечаем, что движение становится более оживленным, а стиль вождения — более резвым. Водители в этой провинции прослыли самыми отчаянными. Они и правда не всегда включают поворотники, а также не пускают в левую полосу водителей, соблюдающих скоростной режим.
В общей сложности путешествие из Москвы в Анталью с учетом отелей, кафе, топлива и оплаты трассы обошлось нам в 70 тысяч рублей — на самолете вдвоем добраться до Турции было бы дешевле. Кстати, бензин здесь стоит в два раза дороже, чем в России, и в полтора раза дороже, чем в Грузии.
Выбранный нами маршрут подойдет тем, кто хочет остаться в Турции как минимум на несколько месяцев или же собирается постоянно ездить там на машине. Здесь аренда автомобиля на месяц начинается от 9 тысяч турецких лир (37 тысяч рублей), в летний сезон цена может вырасти в два раза, особенно учитывая, что в последние дни лира опять обесценилась.