С введением дополнительных санкций российский рынок мороженого столкнулся с неопределенностью в сфере поставок импортных ингредиентов. Появились риски разрыва сложившихся логистических маршрутов и роста цен на сырье. Однако крупным производителям потребовалось всего несколько месяцев на то, чтобы приспособиться к новым реалиям и не допустить радикального снижения объемов выпуска продукции. Участники рынка заявляют о планах наращивания производства, расширения ассортимента для российских покупателей и продолжения экспорта мороженого.
Российский рынок мороженого с 2018 года демонстрировал стабильный рост. Союз мороженщиков России отметил 2021 год как самый успешный за последнее десятилетие. Тогда были произведены рекордные 527 тысяч тонн этого лакомства. Однако в марте и апреле этого года фабрикам мороженого пришлось замедлить темпы производства. Дорожало импортное сырье, был ажиотажный спрос на сахар, с рынка уходили зарубежные поставщики незаменимых ингредиентов, оборудования, электроники и комплектующих.
«При производстве мороженого используются импортные ароматизаторы, красители, стабилизаторы-эмульгаторы. Их составляющие — камедь рожкового дерева, гуар, каррагинановые водоросли — не растут в России, поэтому основная масса поставщиков — иностранные. Оборудование для производства мороженого тоже в основном импортное. В текущей ситуации специалисты-технологи и технические директора обращаются к внутреннему рынку, подбирая отечественные красители и ароматизаторы, а также заказывая запчасти на отечественных предприятиях», — рассказала заместитель генерального директора Союза мороженщиков России Наталья Уткина.
Она уточнила, что ситуация на рынке начала восстанавливаться в мае.
И хотя повторить прошлогодний производственный рекорд вряд ли удастся, но есть перспективы вернуться к показателю 2020 года. Тогда было выпущено 475 тысяч тонн мороженого.
«Если говорить про ингредиенты, которые в России не производятся, мы им успешно находим замену. Например, натуральная фисташка, которую мы закупали в Италии, поставляется Ираном. В целом подорожала логистика, есть некоторые проблемы с красками для упаковки. Но сейчас идет переориентация на других поставщиков, и задачи импорта активно решаются, все это вопрос времени», — отметил генеральный директор Фабрики настоящего мороженого Игорь Московцев.
Оснований для того, чтобы какие-то виды продукции исчезли из продажи в российских магазинах или качество продукции изменилось из-за дефицита ингредиентов, нет. Отдельные фабрики даже готовы расширять линейки. Российские производители уверяют, что могут полностью обеспечить потребности внутреннего рынка и ключевых экспортных направлений.
«Сегодня производственная деятельность осуществляется в обычном рабочем режиме. Расходными материалами и комплектующими предприятие обеспечено на 9-12 месяцев. Основное сырье и упаковка поставляются из регионов Российской Федерации. Конечно, целый ряд продуктов традиционно поставляется из-за рубежа, прежде всего это орехи, какао и необходимые для производства мороженого стабилизаторы и ароматизаторы. Запасы всех ингредиентов, включая разнообразные конфекции, фруктовые и ягодные пюре, прослойки, карамель, имеются в достаточном количестве. Дальнейшие поставки, на наш взгляд, не представляются крайне сложными», — сообщила начальник производственного отдела Московской фабрики мороженого АО «БРПИ» Наталья Еремина.
На фабрике не намерены отказываться от создания новых сортов мороженого и развития ассортимента, а также от выхода на новые точки продаж. Все это поможет удержать интерес потребителей.
«Ответом на вызовы времени может стать расширение линеек продукции, новые технологические решения и новые маркетинговые концепции. Наша компания постоянно разрабатывает инновационные направления развития ассортимента, в том числе веганские сорта мороженого на овсяном, рисовом и кокосовом молоке, а также функциональные сорта, обогащенные кальцием, и другие. До конца года запланирован вывод на рынок как минимум еще десяти новых вкусов мороженого. Наша продукция представлена более чем в пяти тысячах точек розничных продаж по всем регионам Российской Федерации. Безусловно, мы планируем продолжить дальнейшую активную экспансию», — объяснила Еремина.
Трендами, определяющими возможности роста рынка мороженого, эксперты называют качество и натуральность продукта, разнообразие ассортимента, появление новых сортов, включая функциональное и безлактозное мороженое, экологичность упаковки, рост домашнего потребления, в том числе в зимний период, и развитие электронной торговли. Цены на теплый сезон для мороженого устанавливаются весной. Производители уверяют, что не планируют менять их в сторону повышения.
«Обычно корректировка цены производится мороженщиками в начале апреля, это связано с текущей инфляцией. В этом году была достаточно холодная весна, и мы накопили запас готовой продукции, на которую не видим необходимости дополнительно поднимать цену. Наоборот, сейчас мы проводим разные акционные мероприятия по снижению цены в торговых точках, стараемся сделать так, чтобы стоимость нашего мороженого "Коровка из Кореновки" была комфортной для конечного потребителя. При этом цены на молочное сырье и сахар в последнее время постепенно снижаются, и это очень хорошая новость», — рассказал Игорь Московцев.
В 2021 году за рубеж было продано небывалое прежде количество мороженого из России: 33 тысячи тонн. Крупнейшими импортерами стали Казахстан, США, Монголия, Белоруссия, Канада, Китай, Абхазия, Азербайджан, Швеция, Узбекистан, Сенегал, Кот-д'Ивуар, Киргизия, Армения, Грузия, Южная Осетия, Израиль, Швейцария, Дания, Нидерланды и Польша.
Как отметила представитель отраслевого союза Наталья Уткина, сейчас ни одна из стран-импортеров от поставок российского мороженого пока не отказалась. Однако это может измениться. Самые прочные связи российские производители поддерживают с рынками СНГ и Азии и надеются, что при необходимости смогут переориентировать потоки экспорта.
«Российское мороженое обладает значительным экспортным потенциалом. В частности, в Китае — одном из крупнейших рынков мира — сегодня фиксируется рост поставок. С 2022 года наши планы по развитию экспорта только увеличились и в первую очередь связаны с азиатским регионом и странами СНГ», — подтвердила Наталья Еремина.
Эксперты отмечают, что достигнутая стабильность — очень хрупкая, и без регулярной поддержки со стороны государства ситуация может ухудшиться.
Многие участники рынка имеют право на получение господдержки и пользуются как федеральными, так и местными мерами.
«В 2017 году АО "БРПИ" был присвоен статус промышленного комплекса. Данный статус позволяет претендовать на льготные ставки по ряду налогов.
Предприятие воспользовалось субсидиями Правительства Москвы в возмещении части затрат на уплату лизинговых платежей при покупке производственного оборудования. Для развивающихся предприятий, и для нас в частности, это эффективная и значимая мера поддержки. Реализация данной меры в 2018 году позволила компании запустить инновационную линию по производству мороженого в формате эскимо и вафельных стаканчиков. Действующие в настоящее время пакеты мер поддержки включают также льготное кредитование. Компания планирует воспользоваться поддержкой столичной промышленности, что, безусловно, будет способствовать развитию предприятия в сложных экономических условиях», — рассказала Наталья Еремина.
Игорь Московцев, в свою очередь, сообщил, что его фабрика получает субсидии по кредитной ставке, привлекает инвестиции для развития экспортного потенциала.
«Сейчас с господдержкой мы строим роботизированный низкотемпературный терминал, уникальный для России проект. Он позволит увеличить объем готовой продукции и упростить логистику, а значит — снизить затраты», — разъяснил он.
Однако остаются и незакрытые потребности отрасли, где госпомощь на всех уровнях сыграла бы важную роль.
В Союзе мороженщиков России заявляют, что производители нуждаются в большем объеме льготных кредитов, так как оборот финансовых средств в отрасли является долгим: нужно купить сырье заранее, хранить его, чтобы обеспечить поточность производства, произвести мороженое и продавать его в течение года.
Особенно нужны льготные кредиты производителям зимой, при подготовке к сезону. «Зимой мороженое мало продается, и собственных средств не хватает для покупки оборудования, упаковки и сырья впрок. Такие кредиты сейчас можно получить по линии Минсельхоза РФ, но подобных предложений нужно больше», — уточнила Наталья Уткина.
По ее мнению, нелишней была бы и помощь местных властей в крупных городах по организации большего количества точек и открытию новых сезонных форматов уличной торговли мороженым.