На HBO вышли три из восьми эпизодов «Ирмы Веп» (Irma Vep) — проекта культового французского режиссера Оливье Ассаяса, решившего переложить на сериальный формат свой одноименный фильм 1996 года. В эпоху целого потока ремейков, ревайвлов и сиквелов появление такого телешоу выглядит вполне логичным (как и логичен, зачастую, неутешительный результат таких задумок), однако с «Ирмой Веп» ситуация вышла совсем иной. Подробнее — в материале «Ленты.ру».
Мира (Алисия Викандер) — молодая американская звезда, совсем недавно поставившая Голливуд на уши благодаря роли в простоватом, но крайне удавшемся в прокате боевике «Конец света». Впереди ей светит нехилая карьера в блокбастерах и многомиллионные рекламные контракты, только вот в качестве следующей работы девушка выбирает не совсем обычный проект — «Ирму Веп», ремейк черно-белого многосерийного фильма «Вампиры» Луи Фейада. Малобюджетный французский сериал не сулит ей ни особой славы, ни заработка — из-за чего нехило бесится менеджер Миры, уже пробившая ей главную роль в дорогостоящем супергеройском «Серебряном серфере».
Однако Миру роль спасательницы планеты вовсе не притягивает. А вот образ Ирмы Веп, серого кардинала преступной организации под названием «Вампиры», терроризирующей Париж, актрису невероятно влечет: «Ну как я могу отказаться от возможности сыграть бандитку?» Не меньший восторг у Миры вызывает Жанна Рок, сыгравшая Ирму в оригинальном сериале, — женщина, скрывавшаяся под псевдонимом Мюзидора, была не только знаменитейшей леди-вамп, но и одной из первых режиссерок в истории. Любовь к актрисе и к ее героине у Миры вскоре перерастет в нечто мистическое, словно на нее сойдет дух то ли Ирмы, то ли Мюзидоры, однако для сериала это смешение личностей окажется далеко не на первом плане — не меньше экранного времени Ассаяс уделяет и остальным членам съемочной группы.
«Ирма Веп» пестрит почти карикатурными архетипами — неуверенный в себе режиссер-неврастеник Рене (Венсан Макен), суровый контрол-фрик продюсер Грегори (Алекс Деска), циничная суперзвезда Готтфрид (Ларс Айдингер), по прилете требующий у помощников крэка (чтобы потом заблевать весь трейлер), тихоня-ассистентка Реджина (Девон Росс), по-вуайеристски, но с негласного позволения подглядывающая за залезающей в душ Мирой… и только вот главная звезда сериала — актриса с мировым именем, пожелавшая сняться в малоизвестном артхаусном проекте — остается главной загадкой «Ирмы Веп». В оригинальном фильме Ассаяса эта роль была отдана гонконгской актрисе Мэгги Чун, которая играла саму себя — в сериале же Алисия Викандер от своего имени вроде бы не выступает, но, кажется, все равно во многих моментах вкладывает в героиню собственный характер.
То же, впрочем, справедливо заметить и о режиссере — если в фильме 1996-го Рене Видаль в исполнении Жан-Пьера Лео представал мучимым демонами, но статным и обладающим невероятной внутренней харизмой художником, то нынешняя его версия, кажется, куда больше похожа на самого Ассаяса (он и сам это признает, утверждая, что новый Рене — и его двойник, и пародия).
Выбивая для своих героев больше диалогов, Ассаяс подробнее изображает сумбурное, хаотичное закулисье кинематографа, рисует перед зрителем полный конфликтов, столкновения идей и характеров процесс рождения кино.
Зачем Оливье Ассаяс взялся переснять свой хитовый фильм 1996 года, становится ясно почти сразу из диалогов персонажей — те горячо рассуждают как раз таки об изменениях, произошедших с кинематографом за последние десятилетия. Какие трансформации мировая киноиндустрия пережила на пути от немых черно-белых фильмов до массовых многомиллионных блокбастеров? Речь, разумеется, не о техническом прогрессе, который уже и реальных актеров позволяет заменять ходячими портретами, но о самой сути кино. «Первые режиссеры не понимали, что они делали. Они создали медиум и просто дали волю воображению», — заявляет на званом ужине молодой актер Эдмонд (Венсан Лакост). «А нынешние сериалы — это даже не длинные фильмы, а контент. Развлекательный продукт, созданный алгоритмами в промышленных масштабах», — вторит ему юная Реджина.
Ну и не полон был бы сериал без демонстрации самого продукта всех этих мучений — деловые встречи и репетиции в шоу разбиваются кадрами уже отснятых сцен, эстетически выверенных, почти театральных, смешанных еще и с кадрами из оригинальных «Вампиров» — реальность съемочной площадки здесь смешивается с фантазией, рождая пространство совершенно новое и мистическое. Что такой синтез в итоге сотворит с психикой главной героини — известно уже по оригинальному фильму, но в случае с сериалом Ассаяса важно кое-что другое.
Уже в трех из восьми вышедших серий режиссер манифестирует — технологии кино двигаются вперед со скоростью локомотива, трансформация индустрии предстает живым, без остановки развивающимся организмом. Но вот его главные винтики — люди с их вечными переживаниями и страхами, тайными желаниями и грандиозными амбициями — в процессе коллективной творческой работы не далеко ушли от тех же съемок «Вампиров» 1915 года. А потому какие бы алгоритмы не выдумали стриминговые платформы, сколько бы координаторов секс-сцен продюсеры не напихали на съемочную площадку, создание киношедевров всегда останется уделом горячих голов, отчасти сумасшедших, слегка юродивых, не знающих границ ни личных, ни творческих, — то есть ранимых, эгоистичных и крайне чувствительных фриков.
Сериал «Ирма Веп» (Irma Vep) выходит на HBO