Соединенные Штаты вступили в новую холодную войну с Китаем и Россией, но вряд ли смогут одержать в ней победу. Такое мнение высказал лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Колумбийского университета, бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц в авторской статье для некоммерческого международного медиаресурса «Проектный синдикат». По его мнению, в течение двух десятилетий после падения железного занавеса США «явно были номером один» в мире. Однако затем последовали ошибочные войны на Ближнем Востоке, финансовый крах 2008 года, рост неравенства, что поставило под сомнение превосходство американской экономической модели. Какие еще ошибки совершили США, — в материале «Ленты.ру».
Соединенные Штаты всерьез намерены противостоять Китаю в затяжном соревновании за мировое господство, но им стоило бы в первую очередь привести в порядок дела внутри страны, пишет Джозеф Стиглиц. Он сомневается, что в сложившихся в настоящее время социальных, экономических и политических условиях другие государства захотят вступать в союз с державой, статус которой с каждым годом становится все более неопределенным.
Американские лидеры изображают новую холодную войну с Китаем и Россией как противостояние между демократией и авторитаризмом, но эта идея не выдерживает критики, особенно когда те же лидеры активно обхаживают такого систематического нарушителя прав человека, как Саудовская Аравия, отмечает бывший главный экономист Всемирного банка.
«Подобное лицемерие наводит на мысль, что на кону стоит глобальная гегемония, а не ценности», — подчеркивает Джозеф Стиглиц.
Америка не хочет быть свергнутой с пьедестала, но катастрофически ошибочные войны на Ближнем Востоке, финансовый крах 2008 года, рост неравенства, опиоидная эпидемия и другие кризисы поставили под сомнение превосходство американской экономической модели. Кроме того, избрание Дональда Трампа, попытка переворота в Капитолии США, многочисленные массовые убийства с применением огнестрельного оружия, стремление Республиканской партии подавить избирателей и рост конспирологических культов свидетельствуют о том, что некоторые аспекты американской политической и социальной жизни вошли в стадию глубокой патологии.
«Китай неизбежно обойдет США в экономическом плане, независимо от того, какие официальные показатели используются», — уверен нобелевский лауреат и объясняет, почему такое случится: население КНР не только в четыре раза больше американского, но и экономика страны растет в три раза быстрее на протяжении многих лет. Более того, Китай превзошел США по паритету покупательной способности еще в 2015 году.
Хотя Китай не сделал ничего, чтобы объявить себя стратегической угрозой для Америки, все признаки этого налицо. Как пишет Джозеф Стиглиц, в Вашингтоне существует двухпартийный консенсус по поводу того, что Китай может представлять стратегическую угрозу, и самое меньшее, что США должны сделать для снижения риска, — это прекратить способствовать росту китайской экономики. Согласно этой точке зрения, упреждающие действия оправданны, даже если это означает нарушение правил Всемирной торговой организации, для разработки и продвижения которых сами США сделали так много.
Этот фронт новой холодной войны открылся задолго до того, как Россия вторглась на Украину, и с тех пор высокопоставленные американские чиновники предупреждают, что война не должна отвлекать внимание от реальной долгосрочной угрозы — Китая.
О холодной войне рассуждал в недавнем интервью Майклу Биллингтону из Executive Intelligence Review, взятому для Института Шиллера, и бывший сенатор от штата Вирджиния, полковник в отставке Ричард Блэк. Оно вышло под заголовком «США приведут мир к ядерной войне».
Россия — богатая природными ресурсами страна, она является крупным производителем зерна, нефти, никеля, удобрений, огромного количества продукции, связанной со всей мировой экономикой, отмечает бывший политик. И, без сомнения, есть люди, которые смотрят на это и говорят: «Если бы мы могли каким-то образом развалить Россию, там были бы нажиты состояния, а триллионеры исчислялись бы десятками».
Он много говорил и о событиях, происходящих сейчас на Украине, сравнивая спецоперацию с войной, которую вели США в Ираке.
«США и НАТО все равно, сколько украинцев погибнет. Гражданские это будут лица или солдаты, — нам все равно (…) Главное, чтобы мы побеждали, — признался эксперт. — Сейчас мы поставляем фантастическое количество оружия, и это привело к тому, что оборонные компании начали получать сверхприбыли и раздуваться от долларов». По его словам, решение о войне или мире принимает не Украина, а США. «Я думаю, что решение о мире или войне принимается в Вашингтоне, округ Колумбия. Пока мы хотим, чтобы война продолжалась, США будут вести эту войну, используя украинцев в качестве прокси. И мы будем сражаться до последнего украинца», — подчеркнул Ричард Блэк.
Он напомнил, как велась война в Ираке.
«Мы уничтожили практически все, что имело значение. Мы бомбили военные и гражданские объекты без особой разницы. Коалиция совершила 100 тысяч вылетов за 42 дня. Вы сравниваете это с русскими, которые совершили всего восемь тысяч боевых вылетов примерно за тот же период времени. Русские склонны быть более избирательными, в то время как у нас философия шока и трепета заключается в том, чтобы уничтожить все, что необходимо для поддержания человеческой жизни и функционирования города. Огромная разница между тем, что мы сделали в Ираке, и тем, что они сделали на Украине», — пишет военный эксперт.
По его убеждению, одна из величайших трагедий истории заключается в том, что не удалось распустить НАТО.
«Единственной целью НАТО была защита от Советского Союза. Но Советского Союза больше не существует. НАТО противостояло странам Варшавского договора. И Варшавский договор исчез. В продолжении существования НАТО не было никакой цели, однако мы сохранили эту организацию, и она не могла бы существовать, если бы не было врага», — считает нобелевский лауреат.
«Стране, ведущей войну, нужна стратегия, а США не могут выиграть новое великодержавное соревнование в одиночку, им нужны друзья», — продолжает Джозеф Стиглиц. По его словам, естественными союзниками США являются Европа и другие развитые демократические страны мира. Но Трамп сделал все возможное, чтобы оттолкнуть их, а республиканцы, все еще полностью ему подчиняющиеся, дали достаточно оснований усомниться в том, что США являются надежным партнером.
В поисках благосклонности мира США придется наверстать упущенное.
«Долгая история эксплуатации других стран не помогает США, равно как и его глубоко укоренившийся расизм — сила, которую Трамп умело и цинично направляет, — отмечает Джозеф Стиглиц. — Совсем недавно политики США внесли свой вклад в глобальный "вакционный апартеид", в результате которого богатые страны получили все необходимые прививки, а люди в более бедных странах были брошены на произвол судьбы». Между тем новые противники Америки в холодной войне сделали свои вакцины легкодоступными для других по гуманной цене или даже ниже ее стоимости, а также помогают странам развивать собственные предприятия по производству вакцин.
«Европа и Америка прекрасно умеют читать другим лекции о том, что является морально правильным и экономически разумным, — продолжает Джозеф Стиглиц. — Но обычно их слова читаются следующим образом: "Делай то, что я говорю, а не то, что я делаю". Америка больше не претендует ни на моральную возвышенность, ни на авторитет, чтобы давать советы, — особенно после срока Трампа». В то же время Китай преуспел не в чтении лекций, а в оснащении бедных стран сложной инфраструктурой.
«Я мог бы продолжить, но суть и так должна быть ясна: если США собираются начать новую холодную войну, им лучше понимать, что потребуется для победы, — говорит нобелевский лауреат. — Холодные войны в конечном итоге выигрываются с помощью мягкой силы притяжения и убеждения. Чтобы выйти на первое место, мы должны убедить остальной мир покупать не только нашу продукцию, но и социальную, политическую и экономическую систему».
Резюмируя свою позицию, Джозеф Стиглиц призвал соотечественников «снизить уровень насилия с применением оружия, улучшить экологические нормы, бороться с неравенством и расизмом, а также защищать репродуктивные права женщин», и в очередной раз усомнился, что в своем теперешнем состоянии США могут претендовать на положение мирового лидера.