69-я параллель
00:02, 24 июня 2022

«Каждый обязан хоть раз в жизни увидеть эту феерию» История белого шамана, который решил возить туристов на Крайний Север

Беседовал Петр Каменченко (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фото: Этнографический музей озера Лама

Плато Путорана — крупнейший монолитный горный массив Российской Арктики. Он расположен на северо-западе Среднесибирского плоскогорья, с севера граничит с полуостровом Таймыр и почти целиком находится севернее полярного круга. Площадь плато составляет 250 тысяч квадратных километров, что вполне сравнимо с территорией Великобритании. Максимальная высота плато — 1701 метр. Название «Путорана» в переводе с эвенкийского означает «озера с крутыми берегами». В восточной части плато, в верховьях рек Аякли, Маймеча и Кунгтыкахы, находится полюс недоступности. Так назвали это место советские геологи из-за его труднодоступности и удаленности от любых населенных мест. Здесь годами не бывает людей, нет никаких построек и тем более дорог. Здесь сохранилась в неприкосновенности девственная, не потревоженная цивилизацией природа. Тысячелетиями на плато сосуществовали обитатели тундры и лесотундры, тайги и гор. На плато Путорана встречаются 43 вида рыб, 184 вида птиц, 39 видов млекопитающих, в том числе уникальный путоранский снежный баран, занесенный в международную Красную книгу. А еще здесь в районе озера Виви находится географический центр России.
О плато Путорана, о том, как здесь побывать, увидеть все своими глазами и ощутить его мощную энергию, «Ленте.ру» рассказал человек, лучше всех знающий эти места, — белый шаман Олег Крашевский.

На плато я впервые попал в 1978 году. В то время я работал в Институте сельского хозяйства Крайнего Севера в отделе промысловой биологии или охотоведения. И сразу в эти места влюбился. Я привык к открытым пространствам. Когда бываю в тайге, где глухой лес и видимость несколько десятков метров, — это меня угнетает. А на плато мало того что огромные открытые пространства, так еще и великолепные горы.

Ядерная зима длилась тысячелетия, и жизнь на Земле едва не погибла

Плато огромное — 250 тысяч квадратных километров. За годы я исходил значительную его часть, сидел на зимовках в разных его частях, построил несколько баз. В советские годы мы очень много летали на Ан-2. Тогда выделялись деньги на исследования миграции и учет дикого северного оленя, который уходил с полуострова Таймыр на зимовку в центральную и южную части плато Путорана. Налет бывал по несколько сотен часов за сезон. Так что я знаю эти места вдоль и поперек.

Плато Путорана радикально отличается от всех горных систем, что есть в мире. Его образование началось около 240-250 миллионов лет назад. В тот период произошло Великое пермское вымирание. Жизнь на Земле едва не исчезла. По оценкам ученых, вымерло 90-95 процентов видов всех живых существ, населяющих не только сушу, но и моря и океаны. То есть речь идет о полном вымирании целых видов, а не какого-то количества особей. До этого, судя по древнейшим отложениям, все на Земле кипело и булькало от жизни, а после — океаны и суша оказались практически пустыми.

Было много всяких теорий — астероидная, смещения полюсов и прочих, а потом ученые пришли к заключению, что к катастрофе привели мощнейшие извержения, происходившие примерно 250 миллионов лет назад, в результате которых и образовалось плато Путорана.

Гигантские пласты земной коры наползали друг на друга, трескались, ломались, и из этих разломов вытекала магма, которая растекалась тонкими слоями на сотни тысяч квадратных километров, как блинное тесто на сковородке. При этом толщина слоев составляла от десяти до двадцати метров и более. И такие вот наслоения происходили в течение нескольких миллионов лет.

Извержения сопровождались жуткими термическими ударами по атмосфере, выделением гигантских объемов ядовитых газов, небо заволакивало тучами пепла, сквозь которые не пробивалось солнце. То есть то, что мы называем ядерной зимой, длилось даже не столетиями, а тысячами лет. Жизнь на Земле тогда едва не прекратилась

Но подавляющее количество видов исчезло совсем, и мы даже не представляем себе, какими они были. Палеонтологи находят окаменевшие останки животных, которых невозможно отнести ни к одному из существующих ныне видов. Не случись Великого пермского вымирания, жизнь на Земле была бы совсем иной.

Как серебряные гады, с гор струятся водопады

В результате этих процессов образовалось Среднесибирское плоскогорье, центром и самой высокой частью которого является плато Путорана. Глубокие разломы стали долинами рек и глубочайшими озерами, а эрозия пород разной степени твердости, продолжавшаяся миллионы лет, привела к образованию ступеней, превратившихся в водопады. На плато находятся самый большой в России водопад прямого падения — Кандинский (108 метров), самый высокий каскадный водопад — Тальниковый (600 метров и 15 ступеней), водопад Оранский с самой широкой кальдерой (400 метров) и самый мощный по водосбросу водопад — Курейский.

На плато десятки тысяч водопадов. Их количество и мощь поражают. Каждый распадок — это водопады. Только в окрестностях моей базы, в радиусе пяти-десяти километров, куда мы водим группы, их около 250. Самый высокий из них — 42 метра, и это уже достаточно прилично. Можно увидеть каскады по 30 водопадов и больше. При этом водопадом мы считаем только то, что выше четырех метров. Меньше — это так, ступенечки.

Шайтан-гора — место доисторических битв

В начале 1990-х стало понятно, что финансирование северных проектов сворачивается, а добраться до баз, расположенных в глубине огромного дикого массива, без помощи авиации невозможно. К этому времени я уже плотно связал свою жизнь с одновременно доступным и интересным. Таким местом стала восточная оконечность озера Лама. В летнее время туда можно добраться на катере, зимой — на снегоходах.

Но главным преимуществом было то, что напротив этого места находится легендарная Шайтан-гора, где еще в 1930 годах доживала свой век последняя эвенкийская шаманка.

Шайтан-гора — место силы, энергетически очень значимое. На вершине горы находятся руины колоссальных древнейших мегалитических сооружений по 160-180 метров в длину, снесенных мощными взрывами доисторических битв

И это стало решающим моментом в выборе места для моей новой базы. В 1997 году я оформил землю и начал строительство. Необходимые для проекта деньги я к тому времени заработал, занимаясь бизнесом. Строил для себя, для друзей, для гостей, для медитации. О туризме я тогда не думал, но уже скоро ко мне стали приезжать первые группы. А осенью 1998 года случился дефолт, и мое финансовое положение резко ухудшилось. В результате получился долгострой. Только в 2003-2004 годах я начал возить к себе туристов на постоянной основе.

Вначале приезжали в основном из Норильска и только на выходные. С материка приезжали редко. Но норильская «путевка выходного дня» меня быстро разочаровала. Приезжали с ящиками водки, чтобы «культурно отдохнуть», а пьяных я терпеть не могу, из-за чего часто происходили недоразумения.

В результате я понял, что пора менять концепцию и расширяться. В 2015 году я открыл первую в регионе туроператорскую фирму, стал давать рекламу, продавать путевки и целенаправленно возить людей с материка. И это были уже совсем другие люди, проделавшие долгий путь и потратившие немалые деньги, чтобы увидеть и почувствовать великолепие этого невероятного места, чему-то научиться, а не просто нажраться на природе и что-нибудь учудить.

Жить в чуме из оленьих шкур, спать в чумовой постели

Наша база «Бунисяк» (по названию реки, впадающей в озеро Лама неподалеку) — единственная в центральной части плато. На озере Лама есть и другие базы, построенные по моим следам, но они находятся в предгорьях, ближе к Норильску. А у нас самая дальняя часть озера, его восточная оконечность, которая врезается в восточную часть плато. Это огромный каньон. Вокруг нас горы высотой 1000-1100 метров. И, как я уже говорил, это место силы, очень удобное для проведения шаманских практик.

В этом году ко мне приедут ненцы, и мы с их помощью установим на базе настоящий чум, сшитый из оленьих шкур. Там будут постели, аутентичная чумовая мебель, и можно будет пожить. Все абсолютно настоящее и очень интересное.

Обычный тур устроен так. Гости прилетают в Норильск, мы их там встречаем и везем на каэсках (катер сплавной — прим. «Ленты.ру») по маршруту река Норилка — река Талая — озеро Мелкое — река Лама — озеро Лама. Затем 82 километра через все озеро. То есть с равнины — в предгорья и в сами горы. Переход занимает около шести часов. И это уже само по себе интересное приключение.

Наша программа на плато рассчитана на восемь дней. От базы люди ходят в дневные радиальные походы по пять-десять километров налегке. В этих походах они увидят сотни водопадов, десятки каньонов и совершенно потрясающие пейзажи плато Путорана.

С каждой группой обязательно идут несколько егерей, потому что кто-то уходит дальше, кто-то доходит до середины маршрута, а кто-то до первой террасы, разводят там костерок и говорят: «Нам и отсюда все хорошо видно». Но с каждой из таких подгрупп обязательно остается егерь — для помощи и охраны. На плато много крупных зверей: медведи, волки, росомахи, лоси, северные олени, редчайший путоранский снежный баран.

На базе у нас трехэтажный гостевой дом, баня, шикарная столовая с профессиональными поварами, которые готовят так, что народ уши проглатывает. Вокруг базы почти нет комара. По вечерам мы собираемся в большом холле, танцуем под патефон, у меня штук 200 пластинок, проводим мастер-классы по пошиву национальной одежды Севера, приготовлению юколы, я рассказываю об истории плато, местные легенды, показываю экспонаты этнографического музея озера Лама.

Большая шаманская корона рода Костеркиных

Музей я собирал на протяжении многих лет. У меня всегда были прекрасные отношения с местным населением, а когда стал заниматься биоэнергетикой, лечить и предсказывать, меня признали коренные жители и стали передавать на хранение, дарить или продавать аутентичные вещи и предметы, используемые в шаманских ритуалах. Многое из этого другим русским никогда бы даже не показали.

Постепенно собралась достаточно серьезная коллекция. Она состоит из нескольких разделов. Это упряжь для домашних оленей, изделия из мамонтовой кости и рога с самыми разнообразными орнаментами — долганскими, нганасанскими. Много аутентичной одежды, предметов быта, орудий охоты и рыбалки. Ритуальные предметы — шаманские костюмы, бубны, идолы. Всего более тысячи экспонатов.

Самый ценный и дорогой для меня предмет собрания — большая шаманская корона. Главный идол всех нганасан. Она передавалась в роду потомственных шаманов Костеркиных в 12-14 поколениях

Грубо говоря, это 300-350 лет, но и тогда она уже была старой. Ее надевал на голову главный шаман рода во время камлания.

У нас четыре сезонные программы для гостей. У каждой своя специфика, обусловленная временем года. Нужно помнить, что за полярным кругом лето короткое, есть полярный день и есть полярная ночь.

Весенняя программа — это июнь, разгар полярного дня, солнцеворот, тепло, нет комаров, что для многих важно. Реки кипят, водопады ревут. Заезд на судне с воздушной подушкой, на аэроглиссерах или вертолетах.

Летняя — июль-август, тихо, тепло, лучшее время для пеших походов, множество грибов и ягод.

Осенняя — потрясающие закаты, осенний клев рыбы, северное сияние. Каждый человек хоть раз в жизни должен увидеть эту невероятную небесную феерию. На плато они особенно сильные, на их фоне мурманские — это просто детский лепет. В этом году солнце активное, и будет особенно красиво.

Зимняя — апрель-май, путешествие на снегоходах по замерзшим озерам к колоссальным ледопадам.

***

Плато Путорана — это не только нетронутая цивилизацией природа, горы, реки, озера, каньоны, тысячи водопадов, это гораздо больше. Это гигантский природный аккумулятор, в котором энергия копилась миллионы лет. Ее ощущают практически все, кто здесь бывает. И не только ощущают, но и подзаряжаются силой этих мест.

Здесь наступает просветление, люди находят ответы на вопросы, мучавшие их годами, разрешают внутренние проблемы и проясняют собственное сознание

За этим и едут сюда снова и снова. Не почувствовать эту силу невозможно.

< Назад в рубрику