Силовые структуры
00:01, 29 июня 2022

«Только через день ей завели сердце» Как московский студент дважды пытался убить жену депутата ради своей учительницы

Владимир Седов (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

В Гагаринском суде Москвы началось судебное разбирательство по громкому делу о покушении на жизнь жены московского муниципального депутата Михаила Хананашвили Светлану. Заказчицей преступления следствие считает директора престижной московской школы-пансионата «Русский Гарвард» 35-летнюю Василису Маслову. А исполнителями стали ее бывшие ученики — 21-летний Николай Фролов и его 20-летняя одноклассница Ирина Погарченко. В подробностях запутанной истории разбиралась «Лента.ру».

9 января 2020 года Светлана Хананашвили возвращалась домой по заснеженной улице, пряча лицо от холодного ветра. Ее обогнали двое — молодой человек и женщина, которая, обходя Светлану, обернулась и незаметно кивнула спутнику. Светлана продолжала движение, не придав никакого значения случайным прохожим. На соседней улице на подходе к дому ей повстречалась девушка, на которую она также не обратила внимания.

Стоило женщине войти во двор дома, как к ней внезапно подбежал встреченный ранее юноша с замотанным шарфом лицом. Он обхватил Светлану сзади и начал колоть ножом. Когда она упала, продолжил добивать на земле. Всего жертва нападения получила 17 ножевых ранений. Случайными свидетелями нападения стали вышедшие во двор супруги, которые и вызвали скорую. Через несколько минут на место происшествия прибежал муж пострадавшей.

Вскоре в руках у силовиков оказались подозреваемые — 21-летний Николай Фролов, его 20-летняя одноклассница Ирина Погарченко и их бывшая учительница и директор частной школы Василиса Маслова. Ее следствие назвало заказчицей преступления. Городские камеры видеонаблюдения зафиксировали, как они втроем следили за своей жертвой, и то, как Фролов после нападения бежал с места преступления.

«Русский Гарвард»

Предполагаемая заказчица убийства Светланы Хананашвили Василиса Маслова родилась в Мурманской области. С детства она мечтала вырваться из сурового северного края и переехать жить в Санкт-Петербург или Москву.

Василиса на малой родине получила педагогическое образование, но ее не привлекала зарплата, которую платили местным учителям. Она пыталась заняться ресторанным бизнесом, а затем открыть свой магазин одежды. Заработав денег, Маслова перебралась в столицу. Здесь она пробовала себя как актриса, в частности, снималась в эпизодических ролях в российском телесериале «След» и других проектах.

Но в качестве основной деятельности Василиса все же выбрала работу педагога. Несколько лет она работала в разных московских школах, преподавала иностранные языки. Набравшись опыта, Маслова решила открыть свое учебное заведение. Она рассказывала, что стартовала всего со ста тысяч рублей и большую помощь в организации бизнеса ей оказали родители.

С приходом первых клиентов частная школа с многообещающим названием «Русский Гарвард» открыла свои двери в августе 2012 года. В обучении был уклон на иностранные языки — Маслова приглашала на работу даже преподавателей японского.

Однако на деле заведение, в котором ученики жили и учились, не соответствовало своему пафосному названию. Пансионат располагался на первом этаже обычной столичной многоэтажки на Варшавском шоссе. Некоторые родители при первом посещении удивлялись увиденным условиям, которые, мягко говоря, не соответствовали их представлениям об элитном учебном заведении.

«Маслова была гибка в вопросах ценовой политики»

Слабое впечатление о школе компенсировала своим обаянием директриса. Маслова умела расположить людей к себе — угощала чаем с печеньем, могла лично встретить на вокзале будущих учеников и их родителей, убеждала всех, что школа стремительно развивается. По ее словам, благодаря интенсивной подготовке все выпускники «Русского Гарварда» поступают в хорошие столичные вузы. Справедливости ради стоит отметить, что ученики действительно показывали хорошие результаты — в частности, обвиняемый Фролов учился в Российском экономическом университете имени Плеханова.

В беседе с родителями Маслова подробно рассказывала, что для усиленного развития детей школа устраивает многочисленные экскурсии, а также предоставляет загородный отдых. В подтверждение своих слов Василиса демонстрировала родителям фотографии красивого дома. По одним данным — это была дача Масловой, по другим — она арендовала недвижимость. Именно там Фролов, Погарченко и Маслова затаились после нападения на Светлану Хананашвили — там они сожгли залитую кровью одежду.

Стоимость обучения в «Русском Гарварде» варьировалась от 30 до 120 тысяч рублей. Маслова сама определяла, кому сколько платить.

Родители, отдававшие детей в «Русский Гарвард», были в основном обеспеченными жителями регионов, но, как обычно бывает, в каждой семье имелись свои проблемы. Фролов попал в школу Масловой в сложный для него период, хотя он, в отличие от большинства одноклассников, был москвичом и мог бы ночевать дома.

Похожая ситуация была и у Ирины Погарченко из города Шахты Ростовской области. Ее мама Надежда отправила дочку в «Русский Гарвард» после развода с мужем — футбольным арбитром и бывших игроком «СКА-Ростов» Сергеем Погарченко. При этом поначалу она сомневалась — стоит ли оставлять дочь здесь, но Ирина попросила маму дать девочке время на адаптацию и пообещала, что если ей в пансионате Масловой не понравится, то она обязательно сообщит.

Но Ирина провела в стенах «Русского Гарварда» четыре года и с успехом окончила его. Успешно отучился и ее друг Николай. Оба стали любимчиками директрисы. На многих школьных фотографиях они вместе.

Следователи выяснили, что Маслова с учениками была еще ближе — некоторое время они втроем жили в одной квартире, которую отец подарил Николаю. Туда ученик прописал любимую учительницу, не имевшую постоянной регистрации в Москве, ее гражданского мужа Александра и одноклассницу Ирину.

Молодой программист

Одним из тех, кто помогал Василисе Масловой в развитии школы, в том числе с контекстной рекламой, был молодой программист Михаил Хананашвили. Сайт школы был им сделан на бесплатной платформе сайтов-конструкторов. Он работал практически на общественных началах, получая зарплату всего в девять тысяч рублей, говорят его коллеги. Михаил проводил уроки по информатике и программированию, а также обучал мерам безопасности в интернете.

Михаил рассказывал, что в «Русском Гарварде» была атмосфера большой дружной семьи. Вместе с учениками он ездил в летние лагеря на море, брал с собой своих детей, рожденных в браке с женой Светланой, к слову — главного бухгалтера крупной компании.

Именно при ее содействии была ликвидирована фирма Хананашвили, из-за которой он судился с бывшим партнером по бизнесу. Директриса нашла опытного юриста, разобравшегося с проблемным активом практически бесплатно. Правда, документы ликвидированной фирмы остались у Василисы. Хананашвили позже пояснял следствию, что якобы это было сделано, чтобы привязать его.

«Мы хотим делать из него депутата»

Между Михаилом и Василисой были дружеские отношения. Маслова в какой-то момент решила — его нужно выдвигать в депутаты, чтобы иметь своего человека во власти, который помогал бы «Русскому Гарварду» в решении разных вопросов. У проекта Масловой не было своей административной поддержки.

В 2017 году Михаил Хананашвили был избран депутатом совета депутатов муниципального округа Академический в городе Москве. Примечательно, что в совет он попал вместе с отцом Нодари, также ставшим депутатом.

На новом поприще Михаил отметился рядом конфликтов с ГБУ «Жилищник» и коллегой Маргаритой Шефер из депутатской комиссии по досугу, спорту и массовым мероприятиям. Депутатам он запомнился очень неуживчивым характером и историей с запуском районного сайта, на который якобы были выделены 550 тысяч рублей, но за полгода он так и не был запущен. Впрочем, в социальных сетях жители района в основном положительно оценивали депутатскую деятельность Хананашвили.

В 2018 году неизвестные напали на его жену Светлану.

После этого инцидента Михаил сложил с себя депутатские полномочия якобы ради того, чтобы проводить больше времени с семьей. Он устроился на работу к одному из крупных мобильных операторов.

«Хотела лишь напугать соперницу»

Следствие считает, что общение директрисы и депутата выходило за рамки деловых отношений — Маслова и Хананашвили были любовниками на протяжении шести лет.

После второго покушения на супругу 9 января 2020 года Михаилу пришлось отвечать на неудобные вопросы о своих отношениях с обвиняемой. Он отрицал любовную связь с ней, но признавался, что Маслова оказывала ему знаки внимания, делала подарки, пытаясь добиться близости.

Следователи установили, что Василиса подговорила своих любимых учеников совершить преступление — они целиком и полностью доверяли своей учительнице, которая фактически заменила им родителей, и не смогли отказать в ее просьбе.

Все трое готовили преступление на протяжении долгого времени: тщательно следили за жертвой, изучая маршруты ее передвижения и места, которые она посещает. Это подтверждают данные биллингов телефонов Светланы Хананашвили, Николая Фролова и Ирины Погарченко.

Следствие считает, что Фролов был исполнителем покушения, а его подруга следила за обстановкой и подала ему знак, убедившись, что рядом нет свидетелей.

Когда Светлана пришла в себя после нападения, следователи устроили ей очную ставку с обвиняемым. Она сразу указала на Фролова, как на исполнителя обоих покушений. Она опознала его по бровям и носу. В момент первого нападения Фролов специально снял очки, но черты его лица врезались женщине в память. Второй раз он скрывал лицо замотанным шарфом, тем не менее жертва его узнала.

В суде, когда решался вопрос об аресте Масловой, адвокат заявила о ее беременности, однако медицинские документы, подтверждающие громкое заявление, не были представлены, поэтому ее отправили в СИЗО.

Фролов и его подруга Ирина сразу признали вину, после этого Погарченко отпустили под домашний арест. Суд поместил ее в ту самую квартиру Николая, где были прописаны все трое.

До вынесения судом приговора Следственный комитет России и представители защиты фигурантов дела воздержались от комментариев по делу.

< Назад в рубрику