На Paramount+ вышел полнометражный мультфильм «Бивис и Батт-Хед уделывают Вселенную», в котором два великих героя поколения MTV возвращаются на экраны после одиннадцатилетнего перерыва, чтобы теперь приложить свой несравненный кретинизм уже к нашему противоречивому времени. «Лента.ру» это возвращение только приветствует.
В один из погожих деньков 1998 года Батт-Хед в очередной раз проверял, сколько ударов по яйцам требуется, чтобы вырубить его лучшего друга Бивиса. В результате цепи случайностей молодые люди кое-что сожгли и поломали, покалечили пару человек и предсказуемо оказались в зале суда. Строгий, но справедливый и внутренне трепетный судья вместо колонии для несовершеннолетних, впрочем, отправил нарушителей в космический лагерь. Навсегда озабоченные Бивис и Батт-Хед были покорены тренажером для стыковки, за которым просидели, не отрываясь, 18 часов кряду — и привлекли внимание руководства лагеря. В результате именно эти двое стали членами экспедиции, которая должна была пристыковаться к станции «Мир», а затем пролететь через черную дыру. Бивис и Батт-Хед, конечно, были уверены в том, что капитан Серена Райан пообещала им секс в открытом космосе. Что-то (или все), разумеется, пошло не так, и неразлучные друзья прошли через черную дыру без остального экипажа — чтобы на выходе очутиться в 2022 году. В новой реальности они обнаружат, что за прошедшую четверть века Серена успела стать губернатором, что не помешает парочке устремиться к ней затем, чтобы истребовать обещанное.
Стоило изображению парочки малолетних кретинов, возлюбленных поколением Х, мелькнуть в недавних полнометражных «Чипе и Дейле», как стало очевидно, насколько мы все по ним соскучились. Скучал все это время и создатель Бивиса и Батт-Хеда Майк Джадж. О своей мечте сделать еще один полнометражный фильм о героях он говорил еще в 2008 году. Тогда дело ограничилось возвращением на малые экраны, которое смотрелось странновато. Законсервированные герои все так же сидели перед телевизором, по которому показывали уже не музыкальные клипы, а реалити-шоу, смеяться над которыми было уже куда менее удобно — в них традиционно хватает и собственного идиотизма. Кроме того, в жизнь персонажей вдруг вошли айфоны и прочие достижения научно-технического прогресса, однако временной (вернее, возрастной) парадокс никакого объяснения не получил. Попытка потрафить фанатам не удалась, и после одного сезона продолжение закрылось с обещанием вернуться когда-нибудь в будущем.
И вот будущее наступило. Майк Джадж не стал самостоятельно ставить новый фильм, однако создавалась картина под его чутким руководством. Ее предмет — объяснение того самого парадокса, согласно которому Бивис и Батт-Хед так и не выросли из своих подростковых футболочек с логотипами AC/DC и Metallica. В названии таким образом кроется некоторая неточность: парни на сей раз уделывают не вселенную, а, скорее, будущее — собственное. Это вообще не «Автостопом по галактике» (хотя фильм и книга здесь, конечно, имеются в виду), а «Взрыв из прошлого». Впрочем, и это сравнение не вполне корректно. Дело в том, Бивис и Батт-Хед нисколько не устарели. Даже Чип с Дейлом были все-таки о том, куда уходит детство и что с ним там случается. Герои Джаджа, напротив, нисколько не выглядят анахронизмом — скорее, напротив. Они довольно быстро приспосабливают под свои дебильные нужды хоть айфоны, хоть стимуляторы, фигурирующие в тюремном эпизоде.
Бивис и Батт-Хед на своем месте, судя по всему, в любой эпохе и вселенной — неслучайно в финале дается величественная панорама их разнообразных версий под какой угодно исторический момент. В беззаботных девяностых они были трансляторами внешне немудреных соображений, которые распирали головы воспитанных на MTV подростков. В ревущих двадцатых они, ничуть не изменившись, оказываются уже носителями если не вечных, то уж точно универсальных ценностей, помогающих справиться с совершенно любой ситуацией. Им ведь никто так и не пришел на смену. Герои Джадда Апатоу из «SuperПерцев» все-таки были детьми своего времени, которые сегодня выросли — и фильмы режиссера о них стали ощутимо элегичнее. Борат и Бруно Саши Барона Коэна тоже, в общем, сошли с дистанции, пытаясь угнаться за стремительно меняющейся либеральной повесткой. Да что там говорить, изменился даже «Южный парк», создатели которого на старте даже консультировались с Джаджем.
Это, конечно, никак не «творчество» и уж тем более не «труд», а «телек», «товарищество» и, разумеется, «трахаться». Аватаром первого понятия в нашем времени для них становится еще одно «т» — «телефон». Едва заполучив в руки гаджет, герои начинают смотреть в него, как в привычный телеприемник, а затем используют ради достижения двух других целей. Они очень выносливы — потому что не умеют считать часы и километры, а значит, готовы топать навстречу мечте сутки напролет. Они никогда не унывают — разве что, если в их специфическом товариществе наступает опасный разлад. Они не боятся ни бога, ни черта, ни смерти, ни зэков, ни федералов — намного хуже, когда услышанному слову невозможно подобрать похабный аналог.
Подобная пробивная сила действительно способна помочь насквозь пройти через черную дыру, вполне бессовестно срисованную из нолановского «Интерстеллара». В то же время именно эта сила возносит Бивиса и Батт-Хеда до вольтеровских высот — простодушие по-прежнему способно уделать под орех хоть Америку, хоть всю вселенную. Впрочем, извлекать из происходящего на экране какую-то философскую квинтэссенцию означает в данном случае проявить неуважение к Джаджу и его героям, оказавшимся даже более живучими, чем «Терминатор». И особенно приятно, что полнометражный фильм вполне может стать новым началом — вроде бы скоро обещан новый сезон мультипликационного сериала. И не стоит сомневаться в том, что хохоток Бивиса и Батт-Хеда — лучшая реакция на вызовы нашей обновленной реальности. Хотелось бы разве что, чтобы к русскому переводу все-таки вновь привлекли Сергея Чонишвили — без «баклана» и «пельменя» Бивис и Батт-Хед все-таки немного не те.
Фильм «Бивис и Батт-Хед уделывают Вселенную» (Beavis and Butt-Head Do the Universe) вышел на Paramount+.