Сегодня в вопросе разработки новых технологий фокус смещается в сторону импортозамещения. Председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов рассказал о балансе бизнеса и власти в научно-технологической сфере, инновационных проектах и сервисе для поиска новых логистических цепочек.
Как вы оцениваете партнерство бизнеса и власти в сфере научно-технологического направления?
Игорь Дроздов: Вопрос, который постоянно обсуждается на протяжении последних десяти лет. На мой взгляд, здесь есть два момента: с одной стороны, согласно распространенному мнению, для определения того, что нам нужно завтра, должны использоваться рыночные механизмы. Задача разработчиков новых технологических решений, и наша в частности — подстраиваться под потребности заказчиков. Есть другая точка зрения, что лидирующая роль должна быть у государства. Заказчик довольно узко смотрит на проблематику, руководствуется потребностями сегодняшнего дня, ориентируется на то, что дешево и выгодно сегодня. Но это не гарантия технологического превосходства завтра. То есть заказчик не видит картину целиком, и необходима координирующая роль государства.
Какая точка зрения вам ближе?
На мой взгляд, истина лежит где-то посередине. Во всяком случае мы пытаемся найти именно такой баланс. Думаю, оптимальный вариант, с одной стороны, ориентироваться на потребности заказчика, а с другой — помогать государству эту работу координировать. Это особенно актуально в нынешних условиях. Уходят зарубежные компании, которые продают программные продукты многим клиентам в России, их нужно заместить. Вопрос, как это сделать? Можно каждому клиенту отдельно найти разработчика и пытаться создать несколько продуктов. Есть риск сделать некачественный продукт за большие деньги. Здесь важна именно координация заказчиков с помощью различных механизмов, в частности, мотивационных. К примеру, государство объявляет: если заказчики договорятся о разработке некого продукта и сформируют консорциумы из исполнителей, оно будет готово профинансировать такую разработку — но только одну, а не десять разных.
Кого вы в данном случае подразумеваете под государством?
Когда я говорю о государстве, я имею в виду не только министерства, но и институты развития. В частности, «Сколково» может выполнить роль такого координатора. Мы работаем с широким кругом заказчиков, в том числе на коммерческой основе, уже реализовали для них ряд скаутинг-программ, помогли внедрить в их производственные процессы технологии наших резидентов. Мы понимаем, каким образом можно эффективно формировать партнерства между заказчиками и разработчиками. Рассчитываем, что наши компетенции будут востребованы для создания и внедрения комплексных IT-продуктов в разных отраслях. Для этой цели выстраиваем взаимодействие, в том числе с Минцифрой, Минпромторгом, Фондом развития промышленности.
То есть вы можете брать некие дорожные карты, которые есть в институтах развития, и осуществлять коммуникационную роль с теми, кто готов взяться за эти задачи?
Министерства собирают запросы со стороны бизнеса, анализируют узкие места, затем ставят задачи. Дальше мы думаем, какие ниши могут закрыть наши резиденты, партнеры. В ряде случае мы способны собрать их в консорциумы для решения комплексных задач. Кроме того, среди наших резидентов немало компаний с востребованными технологическими решениями, но, как показывает практика, неизвестные крупным компаниям. Поэтому мы также считаем важным продвигать такие решения широкому кругу заказчиков.
Какие инновационные проекты сейчас находятся у вас в основном фокусе?
Вопрос и простой, и сложный одновременно. Мы занимаемся всем, это действительно так. Работаем почти с 3,5 тысячи компаний, и любое крупное предприятие может найти нужные решения у нас. Но есть и направления, которые сейчас на слуху. Например, микроэлектроника, некоторые ведущие дизайн-центры — сколковские резиденты.
Востребованное направление биохимия, таких компаний в принципе немного, но в «Сколково» они есть, и сейчас их активно ищут крупные заказчики. Есть также электротехника, цифровизация сельского хозяйства. Есть даже проект в области частной космонавтики: у нас в Технопарке расположен мини-центр управления полетами, это уже весьма серьезный проект.
Наша главная Ахиллесова пята — процессоры. Что с ними сейчас?
В России нет фабрик, производящих чипы мирового уровня. Но у нас есть разработчики, которые могут создать и создают такие чипы, то есть разрабатывают вполне конкурентоспособные на мировом уровне топологии интегральных микросхем. Есть и так называемые загоризонтные проекты по разработке нейроморфных и фотонных чипов.
Некоторые разработки уже постепенно встраиваются в нашу жизнь, например, беспилотное такси, доставка дронами…
Да, беспилотное такси, я надеюсь, в ближайшее время уже выйдет на коммерческий уровень. Сейчас требуется лишь доработать правовые аспекты для того, чтобы уже действительно можно было заказать такси без водителя в машине. Что касается дронов, у нас очень много производителей. Цель экспериментально-правового режима в «Сколково» — испытать разные типы беспилотных летательных аппаратов, посмотреть всю линейку. Нужно проверить, как они работают, привлекательны ли они коммерчески, найти заказчиков, связанных с доставкой чего-либо. Например, доставкой медицинских анализов от пациента в клинику. Сколтех успешно работает над технологией связи 5G.
А как можно попасть в фокус вашего внимания? Вы сами ищете компании?
В целом компании приходят, можно сказать, своим ходом. В среднем, резидентами «Сколково» становятся две компании в день. Сейчас все больше заявок из регионов. Стали более активно работать университеты: около 30 вузов мы подключили к системе «НИОКР Сервис», которая создана для поиска заказчиком исполнителя для решения научно-исследовательских или инженерных задач. Из вузовских лабораторий со временем могут вырастать самостоятельные компании, и мы будем наращивать сотрудничество с университетами, чтобы оттуда выходило больше стартапов.
В связи с последними событиями интенсивность вашей работы возросла или она ведется в таком же, штатном режиме?
В штатном режиме. С точки зрения количества компаний мы остались на том же уровне. Работа все та же, но мы стали больше внимания обращать на некоторые новые направления. Стараемся помочь компаниям масштабировать производства, сделать вклад в импортозамещение. Также развиваем новый сервис — поиск разного рода комплектующих в Китае. Создание новых логистических цепочек — тоже большая задача. Раньше многие компании закупали сырье и материалы за рубежом, а сейчас оказывается, что они могли это делать в России, например, у нашего стартапа.