Вооруженные силы Украины (ВСУ) впервые использовали в Донбассе реактивную систему залпового огня (РСЗО) HIMARS, которую получили от США. Одним реактивным снарядом из этой установки 28 июня был нанесен удар по городу Перевальску на территории Луганской народной республики. Как сообщили представители республики, на месте удара были обнаружены фрагменты управляемого реактивного снаряда GMLRS М30 с кассетной боевой частью. Никто из гражданских или военнослужащих Луганской республики не пострадал, хотя HIMARS — самая современная и мощная из РСЗО на вооружении американской армии — создана как раз для того, чтобы наносить максимальный урон живой силе и инфраструктуре противника. Именно поэтому поставки ВСУ этого типа ракетных систем обсуждаются в медиа гораздо активнее, чем поставки других типов вооружений из-за границы на Украину. США применяли HIMARS в Афганистане и Ираке, нанося чувствительный урон боевикам «Талибана» (запрещен в России) и «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ, запрещено в России), при этом совершенно не подвергая какой-либо угрозе жизни своих военнослужащих, — потому что эта РСЗО может наносить удары с дистанции в сотни километров. «Лента.ру» рассказывает, на что способна американская система.
HIMARS расшифровывается как High Mobility Artillery Rocket System, что в переводе на русский значит «высокомобильный артиллерийский ракетный комплекс». Эта РСЗО разработана во второй половине 1990-х компанией Lockheed Martin. Установка создана на базе трехосного колесного бронированного тактического автомобиля, способного перевозить груз массой до 5 тонн. Она может нести шесть реактивных снарядов или одну тактическую баллистическую ракету (такие ракеты предназначены, по меркам ракетчиков, для «ближнего боя» — то есть на дистанции до 300 километров). Экипаж — три человека (водитель, оператор и командир расчета).
Главный плюс HIMARS, если брать технические возможности самой установки, а не боеприпасов к ней, — то, что она может действовать в любых погодных условиях. Гроза, пылевая буря, снег совершенно не мешают этой РСЗО выйти на позиции и отработать по противнику. То есть в этом она даже эффективнее, чем авиация. У самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов сильнейших армий мира есть свой предел — это погода. Плотная облачность, туман или пылевая буря не позволят авиатехнике наносить удары по противнику. Для HIMARS это не проблема.
Перемещаться установка может не только своим ходом, на железнодорожных платформах и морским транспортом, но и самолетами. Правда, только двух конкретных типов: С-130 «Геркулес», основной военно-транспортный самолет армии США и других стран НАТО, и С-17 «Глоубмастер». У Украины в настоящее время нет своих «Геркулесов» и «Глоубмастеров», но есть их аналоги — самолеты Ан-12 еще советской разработки. Так что ВСУ теоретически могут перебрасывать полученные из США HIMARS по воздуху.
Самые «простые» — неуправляемые реактивные снаряды, которые могут поражать цели на расстоянии до 45 километров. Но это очень примитивно. В боевых условиях обычно использовались боеприпасы с GPS-наведением — GMLRS М30, производит их та же компания, что и сами установки, — Lockheed Martin. Они могут бить по цели с расстояния от 10 до 60 километров и точностью до 5 метров (то есть отклониться от цели максимум на 5 метров). Оснащены GMLRS М30 кассетной боеголовкой массой 90 килограммов калибром 227 миллиметров. Одним таким управляемым реактивным снарядом можно полностью уничтожить, например, целую артиллерийскую батарею.
В 2019 году США отказались от применения подобных боеприпасов, так как они могут наносить серьезный урон гражданскому населению и инфраструктуре, оказавшимся вблизи поражаемого военного объекта. При этом, если верить заявлению представителей Луганской республики, именно такой реактивный снаряд был выпущен по Перевальску 28 июня. Американцы модернизировали GMLRS М30 — отказались от кассетного типа боеприпасов, таким образом уменьшив зону «неизбирательного поражения». Вместо них армия США приняла на вооружение управляемые реактивные снаряды GMLRS М31 и ER GMLRS. Причем ER GMLRS могут поражать цели на максимальной дистанции до 150 километров и обладают большей маневренностью.
Кроме того, HIMARS может использовать тактические баллистические ракеты семейства ATACMS. Эти ракеты способны достать противника на расстоянии в 300 километров. С большей долей вероятности можно предположить, что подобные боеприпасы США поставлять ВСУ не решатся — они предназначены для уничтожения центров управления противника. Представьте: если ВСУ решат такую ракету выпустить по зданиям, где находятся правительства и министерства обороны Луганской и Донецкой республик или по администрации Белгородской области, России придется реагировать очень жестко — и уже не в отношении Украины, а в отношении тех, кто ей такое вооружение поставил.
Функциональная особенность HIMARS — его можно применять по принципу shoot-and-scoot («стреляй и убегай»). Установка быстро выходит на позицию, разворачивается и стреляет в течение считаных минут, а затем столь же оперативно отходит. Поэтому противнику обнаружить и уничтожить HIMARS крайне трудно. Правда, американцы в Афганистане и Ираке использовали их с хорошо охраняемых баз, но об этом позже. Получив координаты своей позиции и цели, установка может выдвинуться из хорошо укрепленного и охраняемого места постоянной (или временной) дислокации, отработать и вернуться в место дислокации. Скорость движения у этой установки — до 85 километров в час. «Ловить» ее лучше всего с помощью пилотируемой или беспилотной авиации, но для «догонялок» надо иметь подавляющее преимущество в воздухе. Наличие сопровождения даже с переносными зенитно-ракетными комплексами способно эффективно противодействовать атаке на HIMARS с воздуха.
Первыми в армии США HIMARS начали получать морские пехотинцы в 2005 году. В настоящее время десятки артиллерийских подразделений армии США имеют на вооружении HIMARS. Число используемых установок составляет несколько сотен единиц — точных данных оборонное ведомство не озвучивает. Кроме того, этот тип РСЗО есть на вооружении у Сингапура (24 единицы), ОАЭ (20), Иордании (12) и — вот тут неожиданно — Румынии (54). Удивительно, что одна из беднейших стран Европы смогла закупить для себя такие РСЗО (цена одного комплекса — около 5,6 миллиона долларов, румыны потратили 1,5 миллиарда на покупку комплексов и боеприпасов к ним) и не менее удивительно, что США согласились им продать столь ценное вооружение.
Первая страна, где HIMARS стали использоваться в боевых условиях, — это Афганистан. Американские военные размещали установки на своих хорошо охраняемых базах и оттуда же производили стрельбы по целям. Напомним, HIMARS можно доставить военными грузовыми самолетами С-130 или С-17. То есть по воздуху установки доставили на авиабазу, перегнали на отведенные позиции на той же авиабазе и никуда больше их перемещать не надо, чтобы не подвергать угрозе сами машины и их экипажи. Поэтому высокая мобильность, которая является одним из значимых преимуществ этого типа РСЗО, не пригождалась. Стоявшие на площадках установки операторы разворачивали, когда необходимо, проводили пуски реактивных снарядов или ракет, а потом спокойно шли по казармам или в столовую. Такая война «на минималках».
Первое достоверное упоминание об использовании HIMARS относится к февралю 2010-го года. В тот год правительство США решило провести масштабное наступление на позиции талибов по всему Афганистану, чтобы окончательно их разгромить. В страну было отправлено значительное подкрепление — общая численность иностранных войск в Афганистане составила 100 тысяч человек. На юге, в провинции Гильменд, американцы и британцы предприняли наступление на оплот талибов в городе Марджа — операция «Моштарак». Продвижение наземных сил поддерживали точечными ударами из HIMARS. На второй день операции, 14 февраля, два реактивных снаряда попали в жилой дом на окраине Марджи; погибли 12 гражданских афганцев. Американцы сразу признали ошибку и приостановили использование РСЗО до выяснения обстоятельств. Позже один из британских офицеров заявил, что удар был нанесен по правильно указанной цели, — проблема в том, что талибы использовали гражданских как живой щит. Использование HIMARS было возобновлено.
Один из самых успешных ударов этой РСЗО в Афганистане относится к 2018 году. В конце мая три ракеты, выпущенные HIMARS, поразили здание в уезде Муса-Кала провинции Гильменд, где проводили собрание командиры «Талибана» — по меньшей мере 50 участников собрания, по данным американской армии, были ликвидированы.
В 2015-м из-за активного наступления ИГИЛ в Ираке американцы перекинули расчеты HIMARS в эту страну. РСЗО были развернуты на двух авиабазах в западной провинции Анбар, в которой ИГИЛ уверенно держало позиции и откуда проводило атаки против иракских правительственных сил.
Когда началась самая масштабная и кровавая битва кампании против ИГИЛ в Ираке — битва за Мосул, американцы в октябре 2016 года доставили пусковые установки HIMARS на авиабазу «Кайяра» в 56 километрах к югу от Мосула. За девять месяцев битвы армия США многократно использовала эти РСЗО, чтобы поражать живую силу, опорные пункты, склады и мастерские, где террористы готовили заминированные «шахидмобили».
В апреле 2016-го HIMARS были развернуты в Турции, на границе с Сирией. Они также наносили удары по объектам ИГИЛ на сирийской территории. После того как ИГИЛ было окончательно выбито с иракской территории (декабрь 2017-го), а американцы наладили сотрудничество с курдскими силами самообороны на северо-востоке Сирии, РСЗО появились непосредственно на сирийской территории. Однако там установки использовались не только для ударов по террористам. В феврале 2018-го американцы с помощью авиации и пусков из HIMARS разгромили батальонно-тактическую группу сирийских правительственных сил. По разным оценкам, погибли десятки человек, была уничтожена почти вся артиллерия и бронетехника батальонно-тактической группы. Американцы никаких потерь не понесли.
Весной 2021 года США перебросили в Афганистан дополнительные установки HIMARS, чтобы обеспечить безопасность вывода своих и других иностранных войск из этой страны. Что-либо об их применении официально не сообщалось, однако точно известно, что со всех основных баз за пределами Кабула иностранные войска были выведены без потерь.
О том, что американцы намерены поставить HIMARS Украине, стало известно в конце мая. Но о возможной передаче этих РСЗО говорилось гораздо раньше. Украинские власти многократно заявляли, что хотели бы получить от США именно эти установки.
Администрация президента Джо Байдена первоначально объявила, что намерена поставить ВСУ четыре установки и боеприпасы типа GMLRS М31, которые поражают цели на максимальной дистанции до 84 километров. В середине июня украинский президент Владимир Зеленский записал видеообращение, в котором призывал США поторопиться с поставками HIMARS. После этого американское министерство обороны решило, что суммарно передаст Украине восемь установок.
За этим последовали самоуверенные заявления украинских военных чиновников, что теперь вооруженным силам России «будет жарко» этим летом.
28 июня со стороны Бахмута (Артемовска), как уже писалось выше, прилетел первый реактивный снаряд по Перевальску, который находится в 50 километрах от линии фронта. В тот же день в соцсетях появилась фотография двух установок HIMARS, которые, как утверждалось, действуют в Донбассе. Скорее всего, удар по Перевальску был тестовым пуском: проба для ВСУ, а также демонстрация российской армии и милициям республик, что американские РСЗО, о которых столько говорилось, прибыли на фронт.
По техническим характеристикам и возможностям американские установки превосходят тяжелые РСЗО «Ураган» и «Смерч», которые используют Вооруженные силы России и народные милиции Луганской и Донецкой республик. По дальности стрельбы GMLRS М31 более чем в два раза превосходят боеприпасы «Ураганов» и «Смерчей», по точности американские реактивные снаряды с GPS-наведением тоже эффективнее.
Ракетные комплексы «Искандер» превосходят американскую РСЗО. Однако отличие тут в том, что HIMARS предназначены для оперативного удара по живой силе и технике противника, если используют реактивные снаряды. Ракеты «Искандеров», которые могут достичь цели на расстоянии до 500 километров, предназначены для ударов по центрам управления и принятия решений, складам и объектам системы противовоздушной обороны. Их сложно использовать быстро и точечно для, например, удара по прорвавшим оборону подразделениям противника.
Если ВСУ получат-таки все восемь обещанных HIMARS (еще четыре должны прибыть на Украину к середине июля), коренным образом переломить ход боевых действий это не позволит. Для этого нужны десятки, если не сотни подобных установок и тысячи боеприпасов различного типа к ним. Однако восемь установок вполне достаточно, чтобы, например, накрыть кучно передвигающуюся или занимающую позиции батальонно-тактическую группу. Как это случилось в Сирии в феврале 2018-го. Кардинально это на ситуацию не повлияет, но вызвать деморализацию у бойцов других подразделений может и позволит достигнуть краткого тактического успеха. Опять же, сами американцы ранее не пользовались HIMARS по принципу «стреляй и убегай» — тут они никакого опыта передать ВСУ не способны (правда, по этому принципу действуют сами артиллерийские подразделения ВСУ). Как попытаются противодействовать HIMARS российские войска и народные милиции, станет понятно очень скоро, если украинская армия начнет использовать полученные из США РСЗО достаточно часто.