Ваниша Миттал родилась не с серебряной и даже не с золотой, а с бриллиантовой ложкой во рту: ее отец Лакшми Миттал — один из богатейших людей планеты. Тем не менее девушка не жила жизнью избалованной иждивенки, а прилежно училась в школе и вузе, а потом пошла работать в компанию отца. За это любящий родитель устроил дочери и ее избраннику самую роскошную свадьбу, которая попала в Книгу рекордов Гиннесса. Что творилось на семидневном бракосочетании Ваниши Миттал и финансиста Амита Бхатиа и почему на него не пустили журналистов — в первом материале «Ленты.ру» из цикла статей о самых громких свадьбах мира.
История любви и брака одной из самых богатых наследниц Индии (да и всей Юго-Восточной Азии) Ваниши Миттал началась, строго говоря, задолго до того, как она повстречалась со своим возлюбленным Амитом Бхатиа. Ваниша не стала бы такой завидной невестой, не будь у нее отца-миллиардера — «железного короля» Лакшми Миттала.
Лакшми — типичный self-made man, хотя его детство было куда более обеспеченным, чем у миллионов соотечественников-ровесников. Отец Миттала Мохан к моменту рождения сына в 1950 году был сравнительно небогатым предпринимателем, занимавшимся торговлей металлоломом. Со временем, впрочем, мужчина встал на ноги: ему хватило денег на то, чтобы дать сыну приличное экономическое образование.
Как следует развернуться на родине Мохану Митталу не позволяли конкуренты и бюрократические сложности. Устав от борьбы с ними, Мохан уехал в Индонезию, где купил завод по производству железной проволоки Ispat Indo, и назначил своего 25-летнего сына Лакшми его директором. Тут-то Миттал-младший и проявил свои предпринимательские способности и стратегическое бизнес-видение: договорился о покупке сырья — металлолома — у тринидадской государственной компании Iscott. А потом выкупил и саму компанию. А за ней еще одну, другую, третью…
К 1980 году — моменту рождения единственной дочери Ваниши — 30-летний Лакшми был уже очень богатым человеком, счастливым мужем и отцом четырехлетнего сына Адитьи, которому предстояло унаследовать его дело. Но, как многие мужчины, Лакшми Миттел хотел дочь — чтобы обожать ее и исполнять все ее капризы.
Отец Миттел по собственному опыту знал, что без хорошего образования в современном мире делать нечего. Поэтому он отправил в приличные вузы не только старшего Адитью (тот закончил знаменитую Уортонскую бизнес-школу Пенсильванского университета — одного из восьми вузов престижнейшей Лиги Плюща), но и любимую младшую дочь Ванишу. Наследница папиных миллиардов сначала прилежно выучилась на востоковеда, а потом получила степень MBA в Европейской бизнес-школе.
В 23 года дипломированная специалистка пришла работать в отцовскую компанию. 2004 год стал для нее поистине судьбоносным: она стала членом совета директоров ArcelorMittal и счастливой супругой своего возлюбленного, финансиста Амита Бхатия. В начале 2000-х соцсети еще не смаковали каждую деталь в жизни богатых и знаменитых, и подробности романа Ваниши и Амита не сделались достоянием широкой общественности.
Чего нельзя сказать о свадьбе. Лакшми Миттал, один из богатейших людей Индии, постоянный участник мирового рейтинга Forbes (в 2008-м он занимал там четвертую строчку, потом, правда, «съехал» пониже), да и просто восточный мужчина не мог не устроить единственной дочери действительно роскошную церемонию.
Восточные свадьбы многолюдны — это всем известно. И чем богаче семья, тем шумнее свадебные торжества. Если небогатый торговец в Индии не может не пригласить на свадьбу сына или дочери меньше сотни знакомых и родственников, то действительно богатому человеку приходится рассылать в десять раз больше приглашений. Именно так и поступил Лакшми Миттал. Серебряные шкатулки с 20-страничными тетрадками, исписанными по-восточному витиеватыми комплиментами гостю и уговорами посетить праздник, получила ровно тысяча избранных. Не больше и не меньше. Деловые партнеры и дальние родственники родителей влюбленной пары, соученики и однокурсники самих жениха и невесты и их сиблингов, влиятельные знакомые семей и знаменитости из разных стран…
«Из дворца, чьи стены пропитаны историей, мы перейдем в таинственный мир махараджей. В златом дворце в Биканере устроят пир, достойный царей», — обещали стихи, сочиненные родственником Лакшми Миттала с намеком на его родословную: древний город Биканер расположен в Раджастане, родном штате миллиардера. Впрочем, «пир на весь мир» задали совсем в другом месте: праздновать свадьбу Ваниши и Амита решили не на родине, а в самом романтичном городе Земли — Париже. И не пару дней, как это заведено у простых смертных, а почти неделю.
За приглашенными в Индию прислали двенадцать специально арендованных «боингов»: личному авиапарку Лакшми Миттела с таким наплывом гостей было не справиться. Все 600 номеров фешенебельного парижского отеля Intercontinental Paris — Le Grand были забронированы на шесть дней празднеств. У входа в отель приглашенных встречали разодетые в национальные костюмы барабанщики, гостей осыпали лепестками цветов.
Но в отеле гости и гостьи только ночевали и приводили себя в порядок — для чего специально наняли отряд визажистов и парикмахеров, — а гулять предполагалось в саду Тюильри, в легендарном Версале, в барочном дворце Во-ле-Виконт и в парке Сен-Клу.
Вместо европейского девичника 19 июня 2004 года Ваниша Миттел пригласила своих подруг и знакомых на санжит — традиционный индийский предсвадебный вечер. Впрочем, на классическом санжите гостей развлекают песнями и танцами, но у миллиардеров все по-другому. По их заказу знаменитый сценарист из Болливуда написал историю про жениха и невесту (разумеется, в самом невинно-романтичном духе), и по этому сценарию сняли вполне высокобюджетное часовое кино, которое и показали гостям. Песни и танцы тоже были — и их тоже сочиняли и ставили профессионалы.
На следующий день в Версале прошла официальная церемония обручения: в специально выстроенном павильоне парка Сен-Клу — бракосочетание, а гуляли гости на банкете в садах Тюильри, которые, вероятно, за астрономическую сумму в этот вечер закрыли для простых парижан и туристов. На невесте было роскошное свадебное платье в европейском духе и почти неприличного размера бриллианты в колье и серьгах — недаром индийские ювелиры в последние десятилетия славятся не меньше, чем французские и итальянские мастера.
Казалось бы, после этого гости должны поздравить новобрачных, поблагодарить их родителей и разъехаться. Но только не в случае одной из самых дорогих свадеб мира! 21 июня торжества продолжились церемонией росписи хной «менди»: все гостьи, как индийские, так и европейские, надели сари, а мастерицы старательно разрисовывали им кисти рук и ступни ног прихотливыми узорами. Когда сеанс традиционного боди-арта закончился, все отправились на вечеринку опять же в болливудском духе, где солировали знаменитые индийские актеры Шах Рух Хан, Акшай Кумар и Айшвария Рай.
Если кто-то подумал, что на церемонии с расписыванием подружек невесты и танцами с болливудскими актерами свадьба все же закончилась, он сильно ошибся и явно не в курсе сценария традиционного индийского бракосочетания. Собственно брачные отношения немыслимы без церемонии благословения жениха, каковая и состоялась 22 июня. После обряда в отеле Intercontinental Paris — Le Grand новобрачные и гости отправились в замок Во-ле-Виконт в полусотне километров от Парижа.
Это прелестное барочное сооружение возвел для себя легендарный Фуке — министр финансов при Людовике XIV, человек предприимчивый и с хорошим вкусом. Король в итоге отправил его в тюрьму, а замок остался. В Во-ле-Виконт снимали несколько исторических фильмов, включая «Человека в железной маске» 1998 года с Леонардо ДиКаприо, Джереми Айронсом, Джоном Малковичем и Жераром Депардье в главных ролях.
Сама невеста встретила жениха на центральной лестнице замка, под вышитым золотом балдахином, облаченная в ленга чоли — традиционный наряд с длинной юбкой и короткой облегающей блузой из шелка с золотой отделкой. По обычаю, ленга чоли был красного цвета. Жених, опять же как подобает жениху на индийской свадьбе, был в белом — на нем был расшитый золотом белоснежный кафтан шервани.
Новобрачных ждала последняя из свадебных церемоний — джаймала: обмен цветочными гирляндами, произнесение брачных обетов и благословение богами дождя. Молодых символически окропили водой, а потом в честь них устроили банкет с фейерверком и концертом болливудских звезд во главе с Айшварией Рай.
Угощение готовили под руководством шефа из любимого ресторана Миттала-старшего в Калькутте. Для строгих вегетарианцев подавались особые блюда. В общей сложности гости выпили пять тысяч бутылок дорогого французского шампанского (на алкоголь ушло около полутора миллионов долларов) и закусили черной икрой (ее было несколько десятков килограммов). И наконец, закончились все эти затратные развлечения 23 июня обедом в честь новобрачной, которая пришла на него еще в одном дизайнерском ленга чоли, на сей раз розового цвета.
Примечательно, что, несмотря на весьма разнообразный состав приглашенных, профессиональных светских хроникеров на нее не позвали, оберегая частную жизнь семьи и гостей. А может быть, и для того, чтобы праздник оброс легендами и представлялся простым смертным еще более роскошным, чем был на самом деле.
Остается только сказать, что после сказочной свадьбы у Ваниши и Амита началась обычная жизнь с работой (Ваниша не стала домохозяйкой и продолжила развивать свою карьеру бизнес-вуман), воспитанием детей (их у пары трое) и неизбежными в браке разногласиями. В 2013 году в медиа разошлась информация о том, что Ваниша Миттал Бхатия подала на развод; однако, похоже, супругам тогда удалось найти компромисс и сохранить семью.