Елена из Санкт-Петербурга уехала учиться в Финляндию и в начале года из-за санкций неожиданно осталась без денег даже на жилье и продукты. В рамках цикла материалов о жизни россиян за границей «Лента.ру» публикует ее рассказ о том, как она справилась с трудностями, чем финское образование отличается от российского и как к ней отнеслись иностранцы.
Я всегда рвалась за границу, мечтала об обучении в европейских вузах. Правда, не была готова к переезду сразу после окончания школы. Изначально я собиралась поступать в Москве, но не прошла на бюджет туда, куда планировала. Между оплатой обучения в России и Европе мои родители выбрали Европу.
С Финляндией я была знакома давно, потому что папа работал в финской компании. Кроме того, дочь нашей знакомой училась в этой стране. Она и помогла мне поступить. Так получилось, что в университете осталось одно место на нужное мне направление, как раз для студента из России, и мне удалось его занять. Учитывая, что поступление в финские вузы начинается в январе, мне крупно повезло.
Все занятия нацелены на развитие профессиональных навыков: около 60 процентов моего курса составляет практика, меньшая часть — теория. Нас учат работать в команде, подстраиваясь под образ мыслей друг друга, искать решения конкретных проблем. Часто с лекциями приходят люди из сферы бизнеса, маркетинга, HR-специалисты. Они делятся опытом развития своего дела, рассказывают про свои компании. Теперь я понимаю, почему финское образование долгое время считалось одним из лучших.
На втором курсе я уже переехала в Финляндию. Еще перед поездкой прочитала множество статей о высоком уровне жизни финнов, их толерантности, качественном образовании, поэтому завысила ожидания, несмотря на то, что уже бывала в этой стране.
Первые два месяца я была воодушевлена Финляндией, но через некоторое время поняла, что и страна, и город не подходят мне по типу личности. Финляндия — это про стабильность, про размеренность, про медленный темп жизни, про баланс между работой и личной жизнью. Например, почти все учреждения в Финляндии работают до 16.
А я привыкла к тому, что любую проблему можно решать в режиме 24/7, поэтому первое время было сложно. По правде говоря, мне сложно до сих пор.
Живу я в муниципальном жилье, которое предназначено для студентов. Чтобы получить такую квартиру, нужно летом подать заявление и прислать фотографию своего резидентства. В том году я чуть не осталась без апартаментов, потому что слишком поздно получила документы.
В итоге мне все же выдали квартиру в 800 метрах от университета, с хорошим ремонтом, но без мебели. Тем не менее мне удалось найти достаточно дешевую кровать и шкаф. К тому же университет бесплатно предоставляет кое-какую мебель, в основном столы, стулья.
Поскольку это жилье муниципальное, плачу я не так много — по нынешнему курсу 12 тысяч рублей в месяц. В эту стоимость входят и коммунальные услуги: свет, электричество, вода.
Единственная проблема, с которой я столкнулась в плане квартиры, — низкая температура в комнатах зимой. У меня старый дом, в котором продувает окна. Я заклеивала их, но это не особо помогало. Пришлось купить электрический обогреватель: местное отопление не справлялось. Но эта проблема именно в моем доме, потому что у моих друзей, живущих чуть дальше, зимой было очень тепло.
Я жила недалеко от университета, поэтому добиралась пешком или на велосипеде. Ходят автобусы, но они стоят дорого, если не покупать специального абонемента — примерно 3,5 евро (199 рублей). Хотя даже так поездка выйдет дороже, чем в России. Такси я не пользовалась ни разу, оно неоправданно дорого стоит, к тому же нет необходимости.
Город, в котором я учусь, — Йоэнсуу — небольшой, но в нем есть все для более-менее комфортной жизни. Есть торговые центры, но делать там особо нечего. Одежда в основном местных брендов, а у финнов довольно специфические вкусы. Между комфортом и красотой они выбирают комфорт, у них в принципе нет потребности наряжаться, как в России.
Много супермаркетов, и все находятся в пешей доступности. Разницы между магазинами практически нет, зато в них можно найти все: от шин до арахисовой пасты. Правда, здесь не получится купить какие-то овощи или фрукты подешевле, как у нас на рынках или у бабушек возле метро. В Финляндии все по закону, на улицах просто так не торгуют. Есть специализированные лавки, но продукты в них стоят столько же, сколько в супермаркетах, а то и дороже.
В местных ресторанах очень дорого и не очень вкусно. В кинотеатрах пока не удалось побывать, потому что до марта они были закрыты из-за коронавируса, но я знаю, что там показывают фильмы на английском языке с финскими субтитрами. Сеанс стоит 15 евро (855 рублей). Еще у нас два музея, но они, скорее, для детей. С Эрмитажем, конечно, не сравнятся. Есть театр, но меня пока не прельщает просмотр спектаклей на финском языке.
Друзья ходят в боулинг, занимаются хоккеем. Хоккей в Финляндии любят, у каждого региона — собственная команда, в Йоэнсуу даже построен большой хоккейный стадион. Вообще, много спортивных секций: волейбол, теннис, бокс, танцы, растяжка, баскетбол и т.д. — и все по доступным ценам. Я заплатила около 25 евро (примерно 1 500 рублей) и в течение полугода ходила на все, что мне нравилось.
В том году я училась, параллельно работала, занималась спортом — и так изо дня в день. Через месяц я уже начинала изнывать. Хотела куда-то сходить, как-то развеяться. Местные ребята часто ходят по барам, танцуют в клубах, но я, если честно, не особо такое люблю. Поэтому я стабильно каждый месяц выезжала в Россию, без этого было бы трудно.
Несколько раз я выбиралась в Хельсинки, но я не очень люблю этот город. В нем намешано много всего и нет своей культуры. Там не на что посмотреть, некуда сходить.
Знаю, что Турку очень красивый город. Хочу посетить его в этом году. Судя по фотографиям, там симпатично, здания похожи на питерские, вода рядом, но он тоже небольшой. Я мало где была, в основном на севере, где Йоулупукки живет, или в каких-то маленьких городах, к примеру, Лаппеэнранта. В Куопио очень красивая природа: там много всяких островков, озер и возвышенностей.
Большинство финнов не стремятся в столицу, и я понимаю, почему. Зарплаты там, конечно, чуть выше, но и все остальное тоже дороже. Можно выбраться в Хельсинки на выходные, посетить что-нибудь интересное, а потом вернуться к своему устоявшемуся укладу. Найти работу нигде не проблема. Мне в моем маленьком городе гораздо комфортнее, чем в Хельсинки.
В университете, где я учусь, очень много иностранцев. На всем потоке финнов чуть меньше половины. Остальные ребята приехали из Вьетнама, Таиланда, Нигерии, Шри-Ланки, Германии, Франции, Америки, Испании и множества других мест.
До приезда в Финляндию я была уверена, что заведу много друзей из других стран. Мой друг из России уехал чуть раньше меня и успел познакомиться со всеми ребятами, но проводил время только с русскими. Мне казалось это неправильным. Зачем ехать за границу, если ты все равно создаешь там свою маленькую Россию?
Первые три месяца мы, действительно, общались все вместе, у нас образовалась интернациональная компания. Но потом что-то изменилось, начали формироваться отдельные компании — финны с финнами, тайцы с тайцами, русские с русскими. С одной стороны, причина понятна. Все любят поговорить на своем родном языке, проще и пошутить, и донести ясно свои мысли. А с другой стороны, конечно, грустно. Я пыталась влиться в компанию ребят из Финляндии, но это было сложно. Большую часть времени они разговаривали между собой на финском, а человека, который бы переводил мне все, не нашлось.
У меня в Финляндии всего двое близких друзей из других национальностей, и мне, конечно, повезло встретиться с этими людьми. У меня есть подруга-финка, с которой мы жили в одной квартире. Она на сто процентов мой человек по духу, образу жизни, характеру. С ней я общаюсь так же близко, как с друзьями из России. Кроме того, я сблизилась с ребятами из Нигерии. Оказалось, у наших стран много общих черт в плане культуры и менталитета.
У меня долгое время был барьер: я после лекций по международной коммуникации боялась пошутить не так, сказать что-то не так, чтобы меня не поняли неправильно, все время осторожничала со словами. Но сейчас, пообщавшись с иностранцами, прожив год в Финляндии, я поняла культурные особенности многих стран и начала себя вести гораздо раскрепощеннее.
Что я заметила в поведении финнов — так это то, что они уважают чужое личное пространство. После Финляндии, когда меня кто-то задевал в российском метро или стоял очень близко, я ощущала себя некомфортно, отвыкла от такого. Финны держат дистанцию даже без коронавируса — метр комфортной дистанции, чтобы не напрягать другого человека.
Кроме того, финны очень долго раскрываются как люди. Им нужно к тебе привыкнуть, за тобой понаблюдать. Требуется достаточно долгий период, чтобы они начали дружить с тобой, рассказывать личные вещи. При этом они очень позитивные, открытые, общительные, но все равно с какой-то долей опаски.
Со стереотипами я не сталкивалась, потому что в Финляндии живет большое количество русских, и местное население к нам уже привыкло. После 24 февраля я в свой адрес получала только поддержку и сочувствие. Никто на меня косо не смотрел, ничего негативного не говорил. Наоборот, на следующий же день русским студентам руководство университета прислало письмо, в котором успокаивало нас, просило, чтобы мы не верили слухам, предлагало психологическую помощь. У меня был обязательный созвон с куратором, который уточнял, как у меня дела.
Из-за санкций у меня перестали работать банковские карты. Я не могла оплатить жилье, купить продукты, снять наличные деньги. Я обратилась к куратору от университета, который помог мне получить помощь от правительства.
К нам на лекции, например, приходили депутаты Северной Карелии. Люди из правительства очень близки к тебе, и это здорово. Мне даже хотели помочь с поиском работы, где мне будет нужен только английский язык. Так, в Финляндии сложно устроиться в хорошую компанию, если ты не говоришь на финском. Столько людей отозвалось, я была окружена заботой и любовью.
Я слышала о каких-то неприятных случаях в Финляндии, но все конфликты быстро разрешались на административном уровне, потому что местное население не допустит какой-то нетолерантности к другим культурам, независимо от того, что делает правительство их страны.
С местной медициной я сталкивалась, только когда делала тесты на коронавирус по приезде в страну. Мне так однажды прислали счет на 264 евро: пропустили информацию о том, что корона-тест мне полагался бесплатно. Я им позвонила, они сказали, что это ошибка, счет отозвали.
Мне рассказывала моя подруга-финка, что в местных больницах нужно все по несколько раз проверять и не брать никаких дополнительных услуг, иначе придется заплатить огромные суммы.
В Финляндии есть обязательная медицинская страховка, не очень дорогая. Я плачу 49 евро за учебный год. Она покрывает поход к педиатру за рецептом, но не что-то серьезное. На такие случаи у меня страхование, которое я делала, чтобы получить резидентство.
На самом деле, финны по любому поводу к врачам не ходят, потому что очень долго ждать записи. Учитывая, что они работают до 16, большие очереди понятны. Однако эта особенность заставляет меня сомневаться в том, что я хочу остаться в Европе. Для меня очень важна доступная медицина.
За что я люблю Финляндию — так это за раздельный сбор мусора. Мне нравится, что я могу спокойно выйти во двор и отсортировать мусор. Ребята, которые пьют напитки из жестяных банок, могут их сдавать и получать за них деньги.
Не все финны, конечно, настолько ответственны. Я знаю, что некоторые спускают весь мусор, кроме пластика, в контейнер burn out. Мусор оттуда сжигают, и это не очень хорошо для окружающей среды. Тем не менее ситуация в этой области лучше, чем в России.
Мне осталось учиться полтора года. Основная программа уже закончилась, сейчас полгода будет идти программа обмена, затем еще полгода — стажировка, и последние месяцы даются на написание диплома. В этот период ты не ходишь ни на какие занятия, а только консультируешься с наставником.
В итоге все же решилась поехать в Россию и обнаружила, что все не так плохо, как мне казалось. Новые места открываются, бизнес-тусовка, к которой я принадлежу, все еще неплохо живет. И все же, общаясь с людьми, которые добились чего-то в моей сфере, глядя на то, что происходит в крупных компаниях, понимаю, что сейчас лучше работать за границей.
Я в любом случае останусь в Финляндии, чтобы получить гражданство, а дальше буду думать. Хочется уехать, стать профессионалом, а когда в России все стабилизируется, начнет меняться в лучшую сторону, приехать и внести свой вклад в развитие страны.