Лапландия — огромная территория, включающая половину Скандинавии и север Кольского полуострова. Здесь, на берегах Северного Ледовитого океана, в высокогорной тундре, в лесах и на озерах уже не одну тысячу лет живут саамы — голубоглазые блондины, оленеводы и рыболовы. Сегодня этот малый коренной народ Севера разделен границами четырех стран: Норвегии, Швеции, Финляндии и России. О том, как живут российские саамы, как им удается приспосабливаться к быстро меняющемуся миру и хранить свои тысячелетние традиции, читайте в материале «Ленты.ру».
«Саами — это национальность, а саамы — народ, — объясняет Елена Алмазова, президент Ассоциации кольских саами. — Можете говорить и писать и так, и так — ошибки не будет. А вот женского и мужского рода у этого слова нет. Так что и мужчина, и женщина будет саами. А какие мы? Светлые, невысокого роста — 150-170 сантиметров, европейской внешности добрые люди».
«Мы худощавые, небольшого роста, компактные. Светлая кожа, светлые волосы, светлые глаза — ярко голубые или серо-голубые, как льдинки, — добавляет детали к портрету типичного представителя своего народа хозяйка «Оленьего двора» Полина Герасимова. — А по характеру свободолюбивые, независимые. Как у нас говорят, народ вольный, только ростом недовольный».
Саами жили на севере Европы с незапамятных времен. Русские называли их лопь, или лопари. Финны — лаппи, или лаппалайнен. Отсюда и название огромной северной территории Лапландии, занимающей значительную часть Скандинавии и Кольский полуостров.
Будучи кочевниками-оленеводами, охотниками и рыболовами, саами никогда не имели собственных государственных образований и в дележе территорий и прокладывании границ великими северными державами не участвовали. А чаще всего об имперских амбициях соседей даже не подозревали. В результате сегодня народ саами разбросан по территории четырех государств: Норвегии (около 40 тысяч), Швеции (20), Финляндии (6) и России (2). Долгие годы саами этих стран поддерживали тесные дружеские отношения. К большому сожалению, после начала спецоперации саамам Норвегии, Швеции и Финляндии запретили общаться с российскими саамами, пригрозив прекратить финансирование социальных программ и культурных центров.
Язык саами относится к финно-угорской подгруппе уральской языковой семьи. Огромная территория расселения и обособленность отдельных групп и родов привели к тому, что у очень небольшого по численности народа (около 80 тысяч, из которых носителями языка являются не более четверти) в настоящее время насчитывается десять живых диалектов, которые настолько отличаются, что многие ученые считают их даже не диалектами, а разными языками.
Много путаницы и с письменностью. Только в СССР существовало не менее четырех саамских алфавитов, основанных как на латинице, так и на кириллице (с добавлением двух латинских букв). Последняя версия была разработана и принята официально в 1982 году.
В России саамский язык преподается факультативно. В детском саду и школе дети учат родной язык по желанию. Есть учителя, которые занимаются с детьми и взрослыми в группах и индивидуально. Но основной язык общения почти во всех саамских семьях России — русский. Так удобнее.
«Увы, сегодня в России язык саами на грани исчезновения, но мы стараемся, чтобы он не умер совсем, — говорит Полина Герасимова. — Потому что язык — это главная составляющая самоидентификации любого народа».
«Олень был, есть и будет самым важным для саами. Это вся наша жизнь: и еда, и одежда, и дом, и средство передвижения, — рассказывает Елена Алмазова. — В дело идет все: мясо, шкуры, рога… Олень — безотходное животное».
Конечно, современные саами уже давно не ходят в одежде из оленьих шкур, живут в обычных домах, ездят на машинах, и рацион их питания мало отличается от обычного. Я бывал в Ловозере и общался со многими представителями этого народа. Обычные приветливые люди. С удовольствием пользуются всеми благами цивилизации, и к современной жизни вполне приспособлены. Но оленеводство, рыбалка, сбор ягод и сегодня остаются основными занятиями большинства саами.
Не охота — дикого оленя на Кольском почти не осталось, а именно разведение домашнего оленя. Сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК) «Тундра» является градообразующим предприятием сельского поселения Ловозеро. Крупный СПХК «Оленевод» расположен в Краснощелье Ловозерского района, есть свои оленьи стада и у родовых общин саами. Оленеводство поддерживается субсидиями от правительства Мурманской области и дает вполне ощутимый доход.
По некоторым подсчетам, на Кольском полуострове около 50 тысяч домашних оленей, но, как говорят старожилы, поголовье животных так и не восстановилось с 40-х годов прошлого века.
«Большие ли стада оленей сегодня в частных хозяйствах?» — задаю вопрос Полине Герасимовой. И получаю неожиданный ответ.
Спрос на оленину растет: мясо охлажденное и замороженное, колбасы, мясные деликатесы, тушенка... Оленина — основа арктической кухни, которая все больше входит в моду на Севере. Ее охотно заказывают мурманские кафе и рестораны, а в ближайшее время оленину должны включить в рацион питания местных школьников.
— Какая оленина на вкус? — задаю вопрос Елене Алмазовой. — Жесткое мясо?
— А это от мастерства кулинара зависит, — смеется Елена Алексеевна. — Смотря как приготовить. Хотя, конечно, зависит и от возраста оленя, как его гнали из тундры и как забивали. Это тоже искусство.
Крупное село Ловозеро в 80 километрах от ближайшей станции железной дороги в Оленегорске — исторический и культурный центр народа саами. Помимо них здесь уже больше века проживают коми-ижемцы, пригнавшие сюда, за тысячи километров от родины, свои стада оленей, спасаясь от бескормицы и сибирской язвы. Живут дружно. Много смешанных браков, и внешне отличить коми от саами приезжему нелегко. Разве что коми выше ростом будут.
В Ловозере есть неплохие турбазы. Интересный Музей истории кольских саамов, где собрана большая коллекция предметов, связанных с историей и бытом народа, от древнейших петроглифов до предметов культа и быта. Много лет музеем заведовала милейшая женщина Галина Александровна Кулинченко.
Из Ловозера любознательных туристов возят на главную достопримечательность здешних мест — священное для саами Сейдозеро, с которым связано великое множество легенд и тайн (о нем мы еще расскажем).
Российские саами — православные. Старые языческие традиции в основном забыты, а когда-то саамские шаманы считались сильнейшими на европейском Севере. Варяжские конунги выбирали себе лекарей и предсказателей из этого народа и всегда прислушивались к их советам. Говорят, что и сегодня есть люди, которые продолжают традиции шаманизма, стараясь это не афишировать, но 20 лет назад даже в ловозерском музее не было ни одного аутентичного бубна, не говоря уже о шаманском костюме и короне.
Зато в Ловозере проходят ежегодные национальные праздники и фестивали. В конце марта — День оленевода. Во вторые выходные июня — Саамские летние игры по национальным видам спорта: метанию аркана на рога оленя, прыжкам через нарты, стрельбе из арбалета, саамскому женскому футболу.
Женский футбол хоть и преуспел в последнее время, но с мужским футболом сравниться по популярности не может. Нигде. Ну или почти нигде. Все же есть одно место на земле, где, во-первых, в футбол играют только женщины, во-вторых, он невероятно зрелищен и популярен, а в-третьих, играть в него дамы начали задолго до английских джентльменов.
Саамский женский футбол — любимое развлечение и неотъемлемая часть культуры коренных жителей Кольского полуострова.
В саамском женском футболе разрешены толчки и другие силовые приемы. Игра проходит очень эмоционально как для зрителей, так и для самих футболисток. Зрелище незабываемое.
Переход к оседлости радикально изменил образ жизни саамов. Сегодня оленьи стада большую часть года остаются в загонах, а не на вольном выпасе. Причин тому несколько. Во-первых, оленеводы уже очень привязаны к дому, школе, магазину и всей современной инфраструктуре поселка. Во-вторых, рядом с домом — на материке, как здесь говорят, олень под присмотром. Он не уйдет, его не задерет медведь, не убьют браконьеры, которых по-прежнему немало. И, наконец, сами олени уже отвыкли от круглогодичной кочевой жизни. Чтобы они выжили зимой, их нужно кормить, заботиться о малышах.
Известно, что олени питаются ягелем. Ягель — саамское слово, в переводе означает просто «лишайник», чем он по сути и является. Ягель для домашних оленей заготавливают на зиму в тундре начиная с августа-сентября и до снега. Собирают его вручную и утрамбовывают в «сахарные» мешки до 50 килограммов. Мешок ягеля — это хорошая суточная норма для одного оленя.
Познакомиться с обычаями народа саами, узнать, как сегодня живет семья малого коренного народа Кольского полуострова, обнять оленя, покормить его, отведать традиционной еды можно не только в Ловозере, но и в «Оленьем дворе», расположенном в поселке Лопарская в 30 километрах от выезда из Мурманска в сторону Санкт-Петербурга.
Здесь туристам покажут традиционное жилье саами, покормят вкуснейшей ухой, приготовят филе трески, саамский салат из отварной рыбы с морошкой и брусникой, заварят на костре ароматный чай из трав. А вот олениной вас вряд ли угостят. Хозяева считают, что гостям не захочется оленьего мяса после того, как они обняли доброго олешку и погладили его по бархатному носику.
«Мы не туристический объект, — поясняет хозяйка «Оленьего двора» Полина. — Когда я ушла из кабинета в декрет, я не думала о том, что буду дома принимать столько гостей. Мы обычная семья, живущая со своими животными. Но мы рады гостям и готовы им показать, как мы живем».
Саамы — гостеприимный и приветливый народ. К быстро меняющейся современной жизни они приспосабливаются гораздо легче других коренных народов Севера и при этом стараются максимально сохранить свою самобытность. В этом им многое удается.