69-я параллель
00:03, 6 августа 2022

«Народ вольный, только ростом недовольный» Принять прогресс и уважать традиции: как живут саамы российской Лапландии

Петр Каменченко (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фото: Полина Герасимова / «Олений Двор»

Лапландия — огромная территория, включающая половину Скандинавии и север Кольского полуострова. Здесь, на берегах Северного Ледовитого океана, в высокогорной тундре, в лесах и на озерах уже не одну тысячу лет живут саамы — голубоглазые блондины, оленеводы и рыболовы. Сегодня этот малый коренной народ Севера разделен границами четырех стран: Норвегии, Швеции, Финляндии и России. О том, как живут российские саамы, как им удается приспосабливаться к быстро меняющемуся миру и хранить свои тысячелетние традиции, читайте в материале «Ленты.ру».

Саами или саамы

«Саами — это национальность, а саамы — народ, — объясняет Елена Алмазова, президент Ассоциации кольских саами. — Можете говорить и писать и так, и так — ошибки не будет. А вот женского и мужского рода у этого слова нет. Так что и мужчина, и женщина будет саами. А какие мы? Светлые, невысокого роста — 150-170 сантиметров, европейской внешности добрые люди».

«Мы худощавые, небольшого роста, компактные. Светлая кожа, светлые волосы, светлые глаза — ярко голубые или серо-голубые, как льдинки, — добавляет детали к портрету типичного представителя своего народа хозяйка «Оленьего двора» Полина Герасимова. — А по характеру свободолюбивые, независимые. Как у нас говорят, народ вольный, только ростом недовольный».

Лапландские космополиты

Саами жили на севере Европы с незапамятных времен. Русские называли их лопь, или лопари. Финны — лаппи, или лаппалайнен. Отсюда и название огромной северной территории Лапландии, занимающей значительную часть Скандинавии и Кольский полуостров.

Будучи кочевниками-оленеводами, охотниками и рыболовами, саами никогда не имели собственных государственных образований и в дележе территорий и прокладывании границ великими северными державами не участвовали. А чаще всего об имперских амбициях соседей даже не подозревали. В результате сегодня народ саами разбросан по территории четырех государств: Норвегии (около 40 тысяч), Швеции (20), Финляндии (6) и России (2). Долгие годы саами этих стран поддерживали тесные дружеские отношения. К большому сожалению, после начала спецоперации саамам Норвегии, Швеции и Финляндии запретили общаться с российскими саамами, пригрозив прекратить финансирование социальных программ и культурных центров.

По данным переписи 2010 года, в России около двух тысяч саами. Из них 1599 — в Мурманской области, причем около 900 человек — в Ловозерском районе, центре культурной жизни российских саами. Любопытно, что численность саами, проживающих на Кольском полуострове, не меняется уже около 150 лет

Язык саами относится к финно-угорской подгруппе уральской языковой семьи. Огромная территория расселения и обособленность отдельных групп и родов привели к тому, что у очень небольшого по численности народа (около 80 тысяч, из которых носителями языка являются не более четверти) в настоящее время насчитывается десять живых диалектов, которые настолько отличаются, что многие ученые считают их даже не диалектами, а разными языками.

Много путаницы и с письменностью. Только в СССР существовало не менее четырех саамских алфавитов, основанных как на латинице, так и на кириллице (с добавлением двух латинских букв). Последняя версия была разработана и принята официально в 1982 году.

В России саамский язык преподается факультативно. В детском саду и школе дети учат родной язык по желанию. Есть учителя, которые занимаются с детьми и взрослыми в группах и индивидуально. Но основной язык общения почти во всех саамских семьях России — русский. Так удобнее.

«Увы, сегодня в России язык саами на грани исчезновения, но мы стараемся, чтобы он не умер совсем, — говорит Полина Герасимова. — Потому что язык — это главная составляющая самоидентификации любого народа».

Олень — безотходное животное

«Олень был, есть и будет самым важным для саами. Это вся наша жизнь: и еда, и одежда, и дом, и средство передвижения, — рассказывает Елена Алмазова. — В дело идет все: мясо, шкуры, рога… Олень — безотходное животное».

Конечно, современные саами уже давно не ходят в одежде из оленьих шкур, живут в обычных домах, ездят на машинах, и рацион их питания мало отличается от обычного. Я бывал в Ловозере и общался со многими представителями этого народа. Обычные приветливые люди. С удовольствием пользуются всеми благами цивилизации, и к современной жизни вполне приспособлены. Но оленеводство, рыбалка, сбор ягод и сегодня остаются основными занятиями большинства саами.

Не охота — дикого оленя на Кольском почти не осталось, а именно разведение домашнего оленя. Сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК) «Тундра» является градообразующим предприятием сельского поселения Ловозеро. Крупный СПХК «Оленевод» расположен в Краснощелье Ловозерского района, есть свои оленьи стада и у родовых общин саами. Оленеводство поддерживается субсидиями от правительства Мурманской области и дает вполне ощутимый доход.

По некоторым подсчетам, на Кольском полуострове около 50 тысяч домашних оленей, но, как говорят старожилы, поголовье животных так и не восстановилось с 40-х годов прошлого века.

«Большие ли стада оленей сегодня в частных хозяйствах?» — задаю вопрос Полине Герасимовой. И получаю неожиданный ответ.

Спрос на оленину растет: мясо охлажденное и замороженное, колбасы, мясные деликатесы, тушенка... Оленина — основа арктической кухни, которая все больше входит в моду на Севере. Ее охотно заказывают мурманские кафе и рестораны, а в ближайшее время оленину должны включить в рацион питания местных школьников.

— Какая оленина на вкус? — задаю вопрос Елене Алмазовой. — Жесткое мясо?

— А это от мастерства кулинара зависит, — смеется Елена Алексеевна. — Смотря как приготовить. Хотя, конечно, зависит и от возраста оленя, как его гнали из тундры и как забивали. Это тоже искусство.

Ловозеро

Крупное село Ловозеро в 80 километрах от ближайшей станции железной дороги в Оленегорске — исторический и культурный центр народа саами. Помимо них здесь уже больше века проживают коми-ижемцы, пригнавшие сюда, за тысячи километров от родины, свои стада оленей, спасаясь от бескормицы и сибирской язвы. Живут дружно. Много смешанных браков, и внешне отличить коми от саами приезжему нелегко. Разве что коми выше ростом будут.

В Ловозере есть неплохие турбазы. Интересный Музей истории кольских саамов, где собрана большая коллекция предметов, связанных с историей и бытом народа, от древнейших петроглифов до предметов культа и быта. Много лет музеем заведовала милейшая женщина Галина Александровна Кулинченко.

Из Ловозера любознательных туристов возят на главную достопримечательность здешних мест — священное для саами Сейдозеро, с которым связано великое множество легенд и тайн (о нем мы еще расскажем).

Российские саами — православные. Старые языческие традиции в основном забыты, а когда-то саамские шаманы считались сильнейшими на европейском Севере. Варяжские конунги выбирали себе лекарей и предсказателей из этого народа и всегда прислушивались к их советам. Говорят, что и сегодня есть люди, которые продолжают традиции шаманизма, стараясь это не афишировать, но 20 лет назад даже в ловозерском музее не было ни одного аутентичного бубна, не говоря уже о шаманском костюме и короне.

Зато в Ловозере проходят ежегодные национальные праздники и фестивали. В конце марта — День оленевода. Во вторые выходные июня — Саамские летние игры по национальным видам спорта: метанию аркана на рога оленя, прыжкам через нарты, стрельбе из арбалета, саамскому женскому футболу.

Футбол в сарафанах

Женский футбол хоть и преуспел в последнее время, но с мужским футболом сравниться по популярности не может. Нигде. Ну или почти нигде. Все же есть одно место на земле, где, во-первых, в футбол играют только женщины, во-вторых, он невероятно зрелищен и популярен, а в-третьих, играть в него дамы начали задолго до английских джентльменов.

Саамский женский футбол — любимое развлечение и неотъемлемая часть культуры коренных жителей Кольского полуострова.

Правила простые. Дамы в ярких длинных сарафанах — это обязательно — гоняют по полю сшитый из оленьей кожи и набитый мехом мяч. Перед игрой мяч вымачивают в воде, и его вес может доходить до пяти килограммов. Подол сарафана приходится постоянно поддерживать, иначе по мячу не попасть. Вратарь имеет право накрывать мяч сарафаном, чтобы он не достался сопернику. Полем может служить любая поляна, но желательно, чтобы на ней было побольше кочек. Вместо ворот — обычные палки, воткнутые в землю. В командах по пять человек. Игра длится два тайма по десять минут. Гол засчитывается, только если мяч закатился в ворота, а не влетел по воздуху

В саамском женском футболе разрешены толчки и другие силовые приемы. Игра проходит очень эмоционально как для зрителей, так и для самих футболисток. Зрелище незабываемое.

«Олений двор»

Переход к оседлости радикально изменил образ жизни саамов. Сегодня оленьи стада большую часть года остаются в загонах, а не на вольном выпасе. Причин тому несколько. Во-первых, оленеводы уже очень привязаны к дому, школе, магазину и всей современной инфраструктуре поселка. Во-вторых, рядом с домом — на материке, как здесь говорят, олень под присмотром. Он не уйдет, его не задерет медведь, не убьют браконьеры, которых по-прежнему немало. И, наконец, сами олени уже отвыкли от круглогодичной кочевой жизни. Чтобы они выжили зимой, их нужно кормить, заботиться о малышах.

Известно, что олени питаются ягелем. Ягель — саамское слово, в переводе означает просто «лишайник», чем он по сути и является. Ягель для домашних оленей заготавливают на зиму в тундре начиная с августа-сентября и до снега. Собирают его вручную и утрамбовывают в «сахарные» мешки до 50 килограммов. Мешок ягеля — это хорошая суточная норма для одного оленя.

Познакомиться с обычаями народа саами, узнать, как сегодня живет семья малого коренного народа Кольского полуострова, обнять оленя, покормить его, отведать традиционной еды можно не только в Ловозере, но и в «Оленьем дворе», расположенном в поселке Лопарская в 30 километрах от выезда из Мурманска в сторону Санкт-Петербурга.

Здесь туристам покажут традиционное жилье саами, покормят вкуснейшей ухой, приготовят филе трески, саамский салат из отварной рыбы с морошкой и брусникой, заварят на костре ароматный чай из трав. А вот олениной вас вряд ли угостят. Хозяева считают, что гостям не захочется оленьего мяса после того, как они обняли доброго олешку и погладили его по бархатному носику.

«Мы не туристический объект, — поясняет хозяйка «Оленьего двора» Полина. — Когда я ушла из кабинета в декрет, я не думала о том, что буду дома принимать столько гостей. Мы обычная семья, живущая со своими животными. Но мы рады гостям и готовы им показать, как мы живем».

Саамы — гостеприимный и приветливый народ. К быстро меняющейся современной жизни они приспосабливаются гораздо легче других коренных народов Севера и при этом стараются максимально сохранить свою самобытность. В этом им многое удается.

< Назад в рубрику