В 2022 году Якутия как один из наиболее пожароопасных регионов получила дополнительное финансирование. Деньги пришли еще на этапе подготовки к летнему сезону, и республика успела нарастить численность лесопожарных формирований и количество групп авиапатрулирования. Как в Якутии тушат лесные пожары, почему мониторинг из космоса проигрывает осмотру территории с воздуха, — в материале «Ленты.ру».
С угрозой лесных пожаров ежегодно сталкиваются все страны, где есть большие лесные массивы. Вероятность возгораний растет из-за того, что климат меняется и во многих регионах теперь выпадает меньше осадков. Россия не исключение. По данным на 6 августа, огнем было охвачено свыше 140 тысяч гектаров леса по всей стране.
Дать полноценный отпор стихии можно, только играя на опережение, — что и доказывает пример Якутии.
«В этом году ситуация с лесными пожарами кардинально изменилась. Еще на этапе подготовки к летнему сезону финансирование было увеличено в пять раз», — рассказал «Ленте.ру» исполняющий обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии Евгений Перфильев.
Впервые при распределении федеральных субвенций на противопожарную охрану лесов учитывался размер территории, ведь Республика Саха является самым большим регионом России. В результате Якутия смогла «усилить профилактику и ускорить реагирование» при возникновении пожара.
В этом году площадь леса, пройденная огнем, сократилась в 11 раз. С начала пожароопасного сезона 2022 года на территории республики зарегистрировано 511 лесных пожаров на площади 475 тысяч гектаров. В аналогичный период прошлого года было 1360 лесных пожаров на общей площади 5,3 миллиона гектаров.
Дополнительные средства пошли на развитие парашютно-десантной противопожарной службы (ПДПС).
«В республике более 2,5 миллиона квадратных километров занято лесом. Все это труднодоступные участки, куда можно добраться только по воздуху», — объяснил «Ленте.ру» исполняющий обязанности министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Якутии.
Причем если раньше денег хватало только на то, чтобы не подпустить огонь к населенным пунктам, предприятиям и важным инфраструктурным объектам, то сегодня площадь охраняемой территории увеличилась на 10 миллионов гектаров и составила 50 миллионов гектаров лесных угодий.
Распределение ролей в ПДПС выглядит следующим образом. Летчик-наблюдатель совершает облет территории, при обнаружении очага возгорания парашютисты, сидящие в самолете, спускаются вниз. Если они не могут справиться с огнем самостоятельно, на помощь приходят десантники, которых привозит вертолет.
«В этом году регион нарастил численность лесопожарных формирований, а также количество групп Авиалесоохраны. Это сразу же отразилось на количестве пожаров и площади, пройденной огнем. Теперь нам удается обнаруживать и ликвидировать пожары на ранней стадии, буквально с одного пенька», — рассказал Евгений Перфильев.
Сейчас в республике работает 21 подразделение Авиалесоохраны, три из них открылись в этом году. Этого мало — в планах республиканского правительства открытие еще трех отделений к следующему пожароопасному сезону.
«Наш день начинается с авиапатрулирования: пожарные парашютисты облетают свои участки на самолетах. В этом году в небе работают четыре группы парашютистов и шесть десантных групп. Именно поэтому большую часть пожаров удается потушить на малых площадях», — рассказал «Ленте.ру» старший летчик-наблюдатель Якутского авиаотделения Николай Копырин.
Заменить авиапатрулирование невозможно ничем.
«В регионе действует система дистанционного мониторинга с помощью спутников. Однако если над лесом висят облака, то спутник не сможет обнаружить пожар. Это самое страшное: система показывает, что пожара нет, а он есть», — объяснил исполняющий обязанности министра экологии.
Два самых крупных пожара в этом сезоне начались именно так.
Сегодня штатная численность Авиалесоохраны составляет 555 человек. В этом году она увеличилась на 184 человека, только группы парашютистов пополнились на 50 единиц. Обучение этих специалистов ведется на месте, в будущем году планируется принять на работу еще 40 человек.
Самая редкая профессия в ПДПС — летчик-наблюдатель, их готовят только в Москве. В этом году справиться с увеличившейся нагрузкой Якутии помогают приглашенные летчики из Приморья и Хабаровска. На следующий год запланировано обучение как минимум девяти летчиков, что позволит увеличить зону контроля еще на 20 миллионов гектаров.
Однако набрать штат сотрудников пожарной службе совсем непросто. К специалистам ПДПС предъявляются очень высокие требования, например, для летчиков обязательно высшее образование.
«Все специалисты должны обладать отменным здоровьем и высокой стрессоустойчивостью. Новые пункты создаются во все более удаленных местах, куда даже на самолете не всегда можно добраться. Нужно уметь работать в особо опасных условиях и быть готовым проработать в тайге, на тушении масштабного пожара в течение полутора-двух месяцев», — рассказал «Ленте.ру» заместитель начальника Якутской базы авиационной охраны лесов Авиалесоохраны Константин Масалов.
Пройти медицинскую комиссию для работы в авиапожарной службе могут далеко не все. Это опасный и очень тяжелый труд. «Снаряжение парашютиста, с которым он спускается к месту пожара, весит 18 килограммов. Следом дополнительно спускаются грузовые мешки. Группа из шести человек остается на месте возгорания, пока пожар не будет локализован или полностью ликвидирован. Продолжительность такого рейда может составить 20 дней и более. В этой ситуации очень важно сохранять выдержку и высокий моральный дух», — рассказал «Ленте.ру» инструктор парашютно-пожарной службы из Приморья Юрий Миронов.
«С мая по сентябрь у нас работают 155 сезонных работников из Бурятии, Читы, Хабаровска, Красноярска, Приморья», — говорит Константин Масалов.
Однако в будущем регион планирует увеличить престиж профессии и нарастить число собственных специалистов.
Благодаря своей гигантской территории и огромному опыту борьбы с пожарами Якутия накопила множество решений, которые могут быть полезны и в других регионах.
«В последние годы климат становится все суше. Считается, что Якутия — это страна снега и дождей. Но на самом деле у нас выпадает мизерное количество осадков», — говорит Евгений Перфильев.
Регион занимает проактивную позицию — к изменениям климата в Якутии стремятся подготовиться заранее.
Пожарная служба постоянно ведет анализ причин возгораний. Например, в мае сто процентов пожаров происходит по вине человека и техногенных факторов. Чаще всего это сжигание прошлогодней травы, костры или «перехлестывание» проводов. Грамотная профилактика, сотрудничество с местными органами власти, различные санкции и штрафы дают результат. Например, в мае этого года было зафиксировано всего 17 против 112 пожаров годом ранее.
«С июня в Якутии начинается сезон гроз. Главной причиной возгорания становится удар молнии. У нас уже налажена система грозопеленгации. Мы всегда ожидаем возникновения пожаров там, где была гроза», — подчеркивает исполняющий обязанности министра экологии.
Наконец, главное якутское ноу-хау — это «искусственные» осадки. В этом году в порядке эксперимента для тушения пожаров используется самолет-зондировщик ЯК-42Д со специальным оборудованием на борту. Чтобы вызвать дождь, он обстреливает облака специальными пиропатронами. Этот самолет Якутия позаимствовала у Росгидромета на время, чтобы поучиться и оснастить собственное воздушное судно Ан-26.
По данным на вечер 7 августа, в Якутии действуют 46 лесных пожаров на площади 251 тысяча гектаров. За последнюю неделю число лесных пожаров в Якутии сократилось более чем вдвое. Во вторник, 2 августа, в республике было более 100 пожаров, по данным комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Крупный лесной пожар на площади свыше двух тысяч гектаров ликвидировали утром 7 августа вблизи села Арылах Мирнинского района. Силы, задействованные в тушении данного лесного пожара, выводятся из района.
Меры по тушению принимаются по 10 лесным пожарам общей площадью 63 206 гектаров. Пять пожаров более чем на девять тысяч гектаров находятся на стадии локализации. Задействованы 801 человек и 51 единица техники.