Британская фигуристка Белита Джепсон-Тёрнер была участницей Олимпийских игр 1936 года и, по признанию экспертов, одной из самых талантливых спортсменок своего поколения. Однако известна она не только своими достижениями на льду. Белита построила фантастическую карьеру в кино и заслужила статус королевы криминальной драмы середины XX века. За ней повсюду следовали толпы поклонников, а киностудии предлагали ей внушительные гонорары, чтобы она согласилась на роль. Большим успехом пользовались и ледовые шоу, с которыми Белита гастролировала по Европе и США. При этом современники оценивали ее как сложную и противоречивую личность с дьявольской натурой. Как яркая фигуристка стала звездой Голливуда и покорила мир — в материале «Ленты.ру».
«Она была настоящей леди. Носила жемчуг, твид и туфли на низком каблуке. Ее длинные волосы лежали волнами по обе стороны лица, а на затылке собирались в шиньон. Она была красива, ее тело было великолепным — высокого роста и с едва заметными мальчишескими чертами. Эта женщина была везучей. У нее были деньги, высокое положение в обществе, друзья, прекрасный муж и трое детей. Они жили в особняке Гарлогс, расположенном в собственном парке, окруженном лесом и двумя сотнями акров сельскохозяйственных угодий, граничащих с равнинами Солсбери в Гэмпшире. Интересно, почему эта женщина не чувствовала удовлетворения? Почему с ее энергией и силой жизнь казалась ей такой пустой?» — с этих слов начинается книга, посвященная Белите Джепсон-Тернер, опубликованная на различных англоязычных порталах об истории фигурного катания.
Белита действительно прожила полную блеска, очень яркую жизнь. Она не добилась главных высот в спорте, но в кино и ледовых шоу ей долгие годы не было равных. Голливуд был от нее без ума, за ней следовали толпы поклонников, ее гонорары позволили обеспечить семью на несколько поколений вперед. Но это не делало ее счастливой. Ей часто предлагали драматические роли, и особенно вживаться в них ей не приходилось.
Белита родилась в 1923 году в графстве Гэмпшир, Великобритания. Ее полное имя — Белита Глэдис Лайн Джепсон-Тернер. «Белита происходит от уменьшительного Изабелита — Изабель на испанском языке. Мой прадед строил первые железные дороги в Аргентине, женился там на девушке по имени Изабель, а затем назвал станцию в ее честь — La Belita. Глэдис — одно из имен моей матери. Лайн — от дедушки по материнской линии и от слова "лев". Кажется, одним из наших предков был Ричард Львиное Сердце», — рассказывала Белита.
Отец ее был офицером, прошедшим Вторую англо-бурскую и Первую мировую войны, очень строгим, а порой и жестоким человеком. Мать была фигуристкой, дочерью придворного врача короля Эдварда VII. У Белиты было два брата. Именно с подачи матери Белита впервые встала на коньки, а также начала заниматься балетом.
Некоторое время девочка брала уроки у известного хореографа и танцовщика Антона Долина — участника Русского балета Дягилева. Вместе они ездили на гастроли по стране, Белита выступала и на мероприятиях при королевском дворе, однако в подростковом возрасте поняла, что будущее хочет связать с фигурным катанием.
Мать устраивала ее к лучшим тренерам (одним из них был, например, наставник олимпийской чемпионки Сони Хени).
Белита, которая уже успела приобрести славу юной талантливой танцовщицы, очень быстро обратила на себя внимание национального спортивного сообщества и стала членом Королевского клуба фигурного катания. А в 12 лет вошла в сборную страны для участия в Олимпийских играх-1936, которые проходили в Германии.
Выступление на Играх стало для Белиты настоящим испытанием, в чужой стране она чувствовала себя очень неуютно. В частности, она вспоминала, что во время пребывания в Германии британскую делегацию постоянно сопровождали вооруженные солдаты, которые были крайне неприветливы. По словам Джепсон-Тернер, перед каждым выходом на лед спортсменов заставляли произносить фразу «Хайль Гитлер».
Неудача на Олимпиаде заставила Белиту задуматься о том, что на международной арене ее вряд ли ждет большой успех. Конечно, нужно было сделать скидку на отсутствие опыта и юный возраст, однако британка была очень самокритична. Она дала себе еще один шанс на чемпионате мира-1937, где стала седьмой. Джепсон-Тернер посчитала, что это отчасти спасло ее репутацию, однако желания продолжать карьеру не прибавилось.
В те годы популярность набирали ледовые шоу, и после чемпионата мира Белиту, одну из самых известных фигуристок страны, пригласили в одно из них. В 14 лет она стала солисткой постановки «Рапсодия на льду», которую показывали в Королевской опере «Ковент-Гарден». Критики были в восторге от Джепсон-Тернер: отмечали вдумчивость исполнения роли, несвойственную подросткам, крайнюю элегантность, несмотря на «маленькое бледное лицо и кажущиеся хрупкими руки и ноги». Интересно, что девочка сама разрабатывала дизайн платьев и придумывала макияж.
Невиданный успех, который имела «Рапсодия», подарил Белите возможность отправиться в турне по США и освободил от необходимости соревноваться. На турниры по фигурному катанию она не вернулась.
В Америке пришлось задержаться — началась Вторая мировая война. Обосновавшись в Нью-Йорке, Белита решила попробовать вернуться к занятиям детства и стать балериной. Ее легко приняли в труппу местного театра, однако хореография, в отличие от ледовых представлений, не позволяла достаточно зарабатывать. А девушке нужно было содержать не только себя, но и мать.
«На сцене мы получали лишь несколько центов в день на еду. Одна из балерин как-то сказала мне: "Почему ты не катаешься? Единственные, кому платят больше, чем фигуристам, это кинозвезды"», — вспоминала Белита. Это оказалось пророчеством.
В 1941-м британка дебютировала на экране в качестве фигуристки в киноверсии шоу «Эскапады на льду», которую презентовала киностудия Republic Pictures. Белита исполняла главную роль. Хотя сюжет, по мнению экспертов, был плох, картина полюбилась публике. Платили Джепсон-Тернер, по слухам, хорошо — до двух тысяч долларов в неделю.
А в 1942-м Белите предложила контракт голливудская студия Monogram. Она была далеко не самой крупной и не располагала сверхбюджетами, однако для старта карьеры этого было достаточно. По соглашению, британка сыграла в двух киноревю на льду: «Серебряные коньки» и «Леди, давайте потанцуем».
В 1946-м Белита получила главную роль в фильме Фрэнка Таттла «Саспенс» — самой высокобюджетной картине Monogram. Британка должна была сыграть фигуристку, звезду шоу, владельцем которого был ее супруг, убитый при загадочных обстоятельствах. Актерская работа Джепсон-Тернер была слабой, однако мастерство владения коньком скрывало этот недостаток, писали критики. А партнер британки по площадке, американский актер Барри Салливан, отмечал: «Мне нравилась Белита, потому что она не понимала, что происходит! Актерская игра и в целом кинопроизводство ей были совершенно чужды, но фигуристкой она была великолепной».
Несмотря на противоречивые оценки, роли Белите предлагали одну за другой. Актерская магия британки была в том, что все ее первые фильмы принесли прибыль — несмотря на спорное качество ее игры. За это журналисты называли ее одной из ведущих коммерческих звезд Голливуда.
В 1947-м, снова вместе с Салливаном, Белита снялась в триллере «Гангстер». По сюжету, гангстер под влиянием чар певицы из ночного клуба постепенно теряет хватку, и его убивает конкурент. Кинокритик Хэл Эриксон, анализируя картину, заявил, что хотя «она подается как психологическая драма, в ней много стрельбы и крови для поклонников боевиков, в ней также мощная сексуальная притягательность в лице подружки гангстера Нэнси (которую сыграла Джепсон-Тернер)».
В начале 1950-х Белита отправилась в Европу, где ей предложили несколько хорошо оплачиваемых ролей, одна из которых была театральной. Вместе с Чарльзом Лоутоном, обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме «Частная жизнь Генриха VIII» (1933), она сыграла в «Вишневом саде». Кроме того, в те годы Джепсон-Тернер катала несколько ледовых шоу в Лондоне — правда, делала это без прежнего энтузиазма. В один момент она решила завязать с фигурным катанием и во всеуслышание заявила: «Я всегда ненавидела лед. Я ненавидела его холод, запах и все, что с ним связано. Я делала все только ради денег».
Это никак не сказалось ни на количестве предложений, которые она продолжала получать от режиссеров, ни на отношении к ней фанатов. Белиту просто обожали. Как писала газета The Telegraph, на пике популярности «куда бы она ни пошла, ее сопровождали толпы поклонников».
Следующие десять лет Белита плотно работала. Она снялась в шпионском триллере «Не отпускай меня» с Кларком Гейблом и Джин Тирни, мюзиклах «Приглашение к танцу» с Джином Келли и «Шелковые чулки» с Фредом Астером, военной мелодраме «Ключ» с Уильямом Холденом и Софи Лорен, а также в аргентинском фильме «Терраса», где сыграла саму себя.
Надо ли говорить, что обладательница голливудской славы со спортивным прошлым была очень необычной девушкой. Современники замечали резкий нрав, который периодически проявлялся у Белиты, и крайнюю целеустремленность — это, вероятно, передалось ей от матери. Она умела стоять на своем, мало считалась с мнением критиков, шла по головам, если было нужно. А в глубине души была ранимой и мягкой.
В газетах также писали, что Белита была способна преуспеть в любом деле. Ей постоянно нужно было что-то новое. Кроме кино, хореографии и фигурного катания, британка брала уроки большого тенниса у ведущих спортсменов, каталась на водных лыжах, занималась подводным плаванием. Она же придумала подводный балет — нечто похожее на смесь дайвинга с современным синхронным плаванием. «Я попробовала все», — отмечала британка в интервью.
Постепенно уходить в тень Белита стала в середине 1960-х. Тогда она как раз во второй раз вышла замуж — за ирландского актера Джеймса Бервика (первый брак британки с голливудским актером Джоэлом Макгиннисом распался из-за творческих и финансовых разногласий). Вместе с Бервиком они открыли садоводческий центр в Лондоне.
Умерла Белита во Франции в 2005 году. Ей было 82. Последние годы жизни она не общалась с прессой и не появлялась в публичных местах.