Еще 30 лет назад обычные россияне не представляли, что в ближайшем будущем поиск супруга или супруги можно будет доверить алгоритмам, а сам процесс потребует всего пары кликов. Сайты и приложения для знакомств, которые на заре их появление считали отрадой отчаявшихся одиночек, давно перестали быть таковыми: к 2021 году ими в разное время своей жизни успели воспользоваться 32 процента жителей страны. Настоящей революцией в мире онлайн-дейтинга в свое время стал Tinder, появившийся осенью 2012 года. Как люди искали пару в сети до появления Tinder и за что сегодня критикуют сайты знакомств — в материале «Ленты.ру».
«Эффектная блондинка 31 года, рост 164 см, образование высшее экономическое, воспитывает сына 9 лет, увлекающегося теннисом, имеет двухкомнатную квартиру в Кунцевском районе; создаст семью с серьезным мужчиной, увлекающимся спортом и контактным с детьми», — такие объявления приходилось писать тем, кто искал пару в 80-х годах, незадолго до повсеместного распространения интернета.
Чтобы откликнуться на объявление, нужно было написать понравившемуся человеку письмо. Принцип поиска был похож на тот, который используют в современных дейтинговых приложениях, с той лишь разницей, что знакомства через газету занимали куда больше времени. Если переписка шла удачно, люди договаривались о встрече. Как и сегодня, их нередко ждал сюрприз: например, в жизни красавец из переписки оказывался совсем не тем, за кого себя выдавал.
«Сейчас познакомиться можно без проблем и с девочками, и с мальчиками. Достаточно зайти в соцсети и лайкнуть чью-то фотку. Я уж не говорю о целых тоннах сайтов знакомств. Там автоматически можно выбрать любой идеал — главное, чтобы этот идеал искал именно вас. А раньше все было интереснее и живее», — ностальгировали о газетных знакомствах пользователи.
По их словам, объявления в рубриках журналов и газет были намного увлекательнее свайпов в современных сервисах. «В каких-то можно сразу с фото. В каких-то — только определенное количество слов. Нужно было уложиться рекламой о себе. Например: Петя, 35 лет, люблю собак, ищу жену. Или: Маша, 14 лет, устала быть одинокой, ищу свою большую любовь», — вспоминала одна из авторов таких объявлений.
Позднее к способом познакомиться добавились телевидение и интернет.
К началу 2000-х на некоторых российских каналах появились специальные SMS-чаты: под музыкальными клипами крутилась лента с пикантными признаниями и призывами, благодаря которой зрители могли попытаться найти себе пару. Тогда же начали набирать популярность и сервисы SMS-знакомств. В то время можно было отправить сообщение на специальный короткий номер и начать переписываться с тем, кто тоже ищет пару.
Первым аналогом современных площадок для знакомств стал сервис под названием Match — первая в мире компьютерная служба знакомств, созданная командой из Гарвардского университета в 1965 году. Пользователи платили три доллара, заполняли специальный опросник и получали список потенциальных партнеров, с которыми у них была высокая совместимость, — именно такой подход до сих пор используют многие сайты знакомств. Спустя 30 лет сервис переехал в интернет и стал пионером онлайн-дейтинга: история сайтов знакомств начинается с Match.com.
В России, однако, одним из первых сайтов знакомств стал легендарный в начале 2000-х чат «Кроватка». В нем существовали специальные «комнаты», в которых пользователи общались на самые разные темы. В их числе — «Любовь», «Знакомства», «Флирт», «Кому за 30» и «Секс-чат». Такие комнаты, в которых можно было найти себе пару, не были российским ноу-хау. Они существовали и на других популярных по всему миру площадках, например, на Craigslist.
И хотя создатели чата изначально не планировали превращать его в сайт по поиску жен и мужей, с помощью «Кроватки» было создано немало семей. «Столько "кроваточников" переженилось, свадеб было невероятное количество! Каждый месяц кто-нибудь женился, потом детей рожали.
Я знаю огромное количество людей, которые там спутника жизни себе нашли, а начиналось все с невинного чесания языками по ночам в чате», — вспоминал позже один из создателей чата Андрей Куля.
Создатель «Кроватки» вспоминал, что постояльцы чата регулярно устраивали встречи в барах, на которых знакомились по-настоящему. Однако вскоре после запуска соцсети Facebook (соцсеть запрещена в России; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) в 2004 году флирт и знакомства практически полностью переместились в онлайн.
За пару лет до этого цифровизацию романтики и флирта предрек журнал Wired. «Спустя 20 лет идея искать любовь не в интернете будет считаться глупой. Примерно как идея игнорировать каталог и бродить вдоль полок, потому что правильные книги можно найти только случайно», — иронизировали журналисты над противниками онлайн-дейтинга.
Однако мир онлайн-знакомств, о котором говорили в Wired, был еще крайне далек от современного. В те времена телефоны еще использовали в основном для звонков, а мобильных приложений попросту не существовало. В 2000 году появился сайт eHarmony — для поиска партнеров для серьезных отношений. Его создатели утверждали, что при составлении пар учитывали 29 аспектов совместимости, в том числе интеллект, физическую энергию, навыки разрешения конфликтов и даже «эмоциональную энергию». Другой особенность сайта было то, что пользователю не нужно было никого искать: eHarmony сам выбирал подходящие варианты.
Возможность отойти от компьютера появилась у ищущих пару в интернете в 2007 году. Тогда появился сайт Zoosk, который одновременно был и мобильным приложением. В нем использовалась и другая революционная для своего времени идея: для авторизации в Zoosk можно было использовать профиль в Facebook или в Google+, что помогало избежать долгой и не всегда приятной регистрации.
В итоге уже к 2007 году онлайн-знакомства стали второй по величине онлайн-индустрией с платным контентом.
Пик развития платформ для знакомств пришелся на 2010-е годы. Онлайн-дейтинг окончательно перестал считаться зазорным, а аудиторию подобных площадок прекратили воспринимать как отчаявшихся людей. По данным Pew Research Center, с 2005 по 2015 год число американцев, которые считают, что онлайн-дейтинг — хороший способ с кем-то познакомиться, выросло с 44 до 59 процентов. Тогда же появилось множество узконаправленных сайтов знакомств для представителей разных сексуальных ориентаций, религий и рас и даже специальные площадки, которые учитывали любимые мемы или хобби человека, когда подбирали ему пару.
Помимо Tinder, самого популярного в мире приложения для знакомств, в то же время активно развивались и такие сервисы, как Badoo, LovePlanet, Bumble, OkCupid, Hinge. Большинство из них работает по алгоритму Дэвида Гэйла и Ллойда Шепли, согласно которому для любого равного числа мужчин и женщин всегда можно найти партнера для стабильного брака.
В сервисах для знакомств он учитывает предпочтения, сортирует черты лица фотографий профилей, которые пользователи одобрили.
«Недостаточно, чтобы покупатель просто выбрал продавца. Важно, чтобы продавец выбрал покупателя в ответ. Алгоритм должен дать максимальную возможность совпадения в предпочтениях обоих пользователей», — объяснял принцип работы подобных приложений IT-специалист Константин Быченков.
Однако в итоге, несмотря на огромную конкуренцию, самым популярным приложением в мире дейтинга в итоге оказался Tinder. «Быть генеральным директором этой компании — поистине восхитительная и необыкновенная возможность сделать все для следующего поколения одиноких людей по всему миру», — говорила о своей работе бывший генеральный директор Tinder Рената Нюборг.
Американская корпорация Match Group запустила приложение почти десять лет назад, в сентябре 2012 года. За эти годы Tinder сильно изменился: со временем в нем появилось множество дополнительных платных функций и различных ограничений. Сегодня пользователи приложения могут даже делиться с потенциальными собеседниками плейлистом из стримингового сервиса Spotify, чтобы продемонстрировать свои музыкальные предпочтения.
И хотя многие считают, что приложение используют только легкомысленные люди, которые не ищут крепких отношений, Нюборг уверяет, что познакомилась с будущим супругом именно в Tinder. «Я свайпнула своего мужа, и это изменило мою жизнь», — вспоминала она.
«Сначала это были встречи, чтобы просто вкусно поесть и повеселиться... Спустя три года свиданий, которые подарили столько воспоминаний, мы поженились. Его я тоже встретила в Tinder!» — добавляет еще одна бывшая пользовательница платформы.
Приложения для знакомств во многом упрощают процесс построения отношений, но такой подход имеет и свои негативные стороны. Как отмечал психиатр Алексей Демьяненко, современные сервисы для поиска партнеров формируют «культуру потребления отношений».
«С одной стороны, наличие специального пространства, в которое люди приходят, чтобы познакомиться, — безусловный плюс. С другой стороны, мнимая легкость и доступность партнера формирует отношение к выбору партнера как товара в магазине, который при необходимости можно сдать или поменять. В результате этого может возникать объективация партнера — когда живой человек воспринимается как объект с необходимыми функциями», — подчеркивал Демьяненко.
Об этом говорят и сами юзеры сервисов для знакомств. По данным исследований, пользователи приложения Tinder нередко ощущают себя товаром на рынке романтических отношений.
Другим неожиданным последствием онлайн-дейтинга оказался рост количества заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП). Департамент здравоохранения американского штата Род-Айленд сообщал, что в период с 2013 по 2014 год в штате наблюдался заметный рост числа половых заболеваний, включая 70-процентное увеличение случаев заражения сифилисом. По данным департамента, в те же годы выросли и случаи заболевания гонореей, а число вновь выявленных случаев ВИЧ увеличилось почти на треть.
Tinder называл обвинения в свой адрес бездоказательными и необоснованными. Компания заверяла, что ее не стоит ассоциировать с венерическими заболеваниями.
***
Как бы то ни было, приложения для знакомств, начавшие свой путь с объявлений в газетах, уже превратились в неизбежную часть реальности XXI века. «И ведь правда — сейчас много людей, у которых логистика жизни такая, что человек работает в офисе допоздна, потом перемещается на машине домой, дома ложится спать. На следующий день — то же самое, человек никогда не бывает в обществе, в людных местах. Таким образом, вероятность встретить новых людей стремится к нулю», — рассуждал автор VC.ru.