Экономика
08:32, 11 августа 2022

«Нас поддержали по всей России» Российские рекламщики объединились против монополии на рынке. Почему это важно?

Михаил Архипов
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Участники первого съезда Союза операторов наружной рекламы подготовят поправки в законопроект, касающийся создания единого оператора наружной рекламы и объявлений частных лиц. В первом чтении документ был принят депутатами 15 июля. Но, по мнению участников рынка, данная инициатива противоречит интересам не только отрасли, но и всего государства и его граждан. О проблеме — в материале «Ленты.ру».

О чем речь

«Консолидация для конструктивного диалога» — под таким лозунгом прошел в Москве первый съезд Союза операторов наружной рекламы, целью которого стала выработка единых правил работы. Впервые в истории российского рекламного рынка произошла подобная консолидация: союз насчитывает 342 компании из 278 городов, работающих в 59 российских регионах. Поводом для создания Союза стал законопроект, которым предлагается создать единого оператора цифровой наружной рекламы и объявлений.

По словам Ильи Фомина, за три недели, прошедшие с момента принятия законопроекта в первом чтении, было проведено тысячи встреч, десятки круглых столов, множество бесед с депутатами. «Нас поддержали четыре фракции в Госдуме, бизнес-омбудсмены по всей России, общественные организации и бизнес сообщества», — подчеркнул Илья Фомин.

Поправки в закон о рекламе, как уже рассказывала «Лента.ру», предполагают выбор одной частной компании, наделенной эксклюзивными правами на формирование схемы цифровых рекламных конструкций и их размещение во всех регионах страны сроком от 30 лет, в том числе на объектах культурного наследия, без ограничений, установленных законодательством. То есть единый оператор получит право установки любого количества рекламных конструкций в любом месте любого города Российской Федерации, причем сможет осуществлять свою деятельность на заявительной основе без согласования с органами местного самоуправления, без ограничений в отношении зон исторического и культурного наследия, без соблюдения правил безопасности дорожного движения и без учета схем размещения уже существующих рекламных конструкций.

Естественно, что устанавливать свои рекламные конструкции он сможет в самых лучших с точки зрения трафика местах, в том числе в исторических, культурных и деловых районов городов, на самых опасных перекрестках. Там, где раньше размещение было недопустимо. «После установки таких видеоэкранов коммерческие заказчики перенесут свои размещения на рекламные видеоэкраны данного единого оператора, — отмечалось во время выступлений на круглом столе в Государственной Думе. — Потому что, во-первых, они получат уникальную возможность размещения в самых востребованных местах, во-вторых, на первое время единый оператор специально установит более низкие расценки по сравнению с другими компаниями, поскольку арендная плата у него в разы меньше, чем у других, и он имеет возможность демпинговать. А после того, как весь рекламный бизнес будет уничтожен, его расценки могут быть подняты в разы».

По экспертным оценкам, местные операторы в течение 6-9 месяцев с момента появления единого оператора в любом населенном пункте, уйдут из бизнеса. А доводы о том, что проведение аукционов продолжится, не имеют подтверждения. Дело в том, что еще до выставления рекламного места на аукцион единый оператор будет иметь право выбрать себе лучшие места без конкурса. Соревноваться с единым оператором будет невозможно, оставшиеся рекламные места будут хуже, а арендная плата выше.

Кроме того, единый оператор получит эксклюзивное право размещения рекламы только через свое программное обеспечение на всех рекламных конструкциях, принадлежащих другим операторам рекламы. Причем он вправе взимать с пользователей плату за любые оказанные услуги с использованием своего программного обеспечения, а ее размер законом не ограничен. Соответственно после разорения местного бизнеса начнут страдать потерявшие налоговые поступления и плату с аукционов региональные бюджеты.

Есть сомнения в том, что единый оператор поможет навести порядок в части незаконного размещения рекламных конструкций, говорили участники съезда. Во-первых, такие полномочия не прописаны в законопроекте, во-вторых, единый оператор не имеет подобного функционала. Что касается незаконных конструкций — то за последние годы как раз таки проведена большая работа в этом направлении в регионах, благодаря усилиям региональных и муниципальных властей города избавлены от навязчивой рекламы, ставшей органичной. И напротив, единый оператор, получая право ставить, где угодно и что угодно, нивелирует все усилия по формированию органичного облика.

Законопроект внесен в Госдуму 8 июля и уже 15 июля без положительного отзыва правительства был принят в первом чтении на внеплановом пленарном заседании.

«Мы наблюдали, что практически ни один вопрос депутатов к инициатору законопроекта не получил обоснованного логичного ответа. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его цель — «защита национальных интересов Российской Федерации». Но если читать внимательно, очевидно, что заявленная цель никак не стыкуется с положениями документа, а главная его идея — передать все права на наружную рекламу одной частной компании, создать монополию», — считает Евгения Волгина.

Что будет

Опрошенные «Лентой.ру» участники рынка в один голос утверждают, что в случае создания единого оператора их ждут большие проблемы вплоть до закрытия бизнеса. Например, компания «Неон» со штатом сотрудников примерно 100 человек и оборотом 6 миллионов рублей в месяц работает на востоке Московской области в Балашихе, Реутове и Королеве. «Мы понесем значительные убытки, и придется распускать персонал, — рассказал «Ленте.ру» глава «Неона» Евгений Бзюк. — Мы бы хотели приостановить рассмотрение данного законопроекта, нельзя одну компанию наделять правом устанавливать какие-либо рекламные конструкции. Это все равно, что прийти в квартиру и начать на кухне ремонтировать двигатель, там, где люди очень трепетно относятся к чистоте».

Руководитель рекламной компании Neo из Миасса (Челябинская область») Павел Логинов также признался, что ему придется закрывать направление наружной рекламы, а операторы транзитной рекламы на транспорте отметили, что их больше беспокоит необходимость установки чужого программного обеспечения и плата за него.

Еще одна проблема, с которой уже сегодня столкнулись операторы: рекламодатели заняли выжидательную позицию в связи с рассмотрением поправок в закон о рекламе и начали замораживать свои рекламные кампании. Учитывая, что два года назад бизнес столкнулся с последствиями пандемии, а затем с уходом с российского рынка иностранных компаний, поправки в закон о рекламе могут стать критическим ударом по отрасли.

На стороне бизнеса

«Законопроект ведет к уничтожению отрасли, наши города будут изуродованы огромным числом рекламных конструкций, а регионы потеряют налоговые и рекламные платежи», — констатирует генеральный директор компании «ДРИМ» Игорь Лернер. По его словам, собравшись вместе, отрасль хочет показать свою единую позицию по данному законопроекту». Поддержали операторов наружной рекламы и политики.

«ЛДПР будет работать вместе с вами, чтобы не допустить второго чтения», — заявил присутствовавший на съезде лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. По его оценкам, принятие законопроекта приведет к потерям региональных бюджетов в сумме более 3 миллиардов рублей в год, а муниципальных бюджетов — около 4 миллиардов рублей в год, число сокращенных специалистов составит 150-200 тысяч человек, на рынке исчезнет конкуренция.

Депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия — За правду» Дмитрий Гусев рассказал, что в комитет Госдумы поступило уже более 100 поправок в законопроект: от представителей АКАРа, интернет-торговли, Уполномоченного по правам предпринимателей города Москвы, Союза операторов наружной рекламы, OZON, «Авито». «Во-первых, все выступают против введения единого оператора; во-вторых, все говорят о переходном периоде для введения единых норм по программному обеспечению, — отметил депутат. — Мы сейчас эти поправки готовим и приглашаем депутатов всех фракций присоединиться к нам, чтобы до 15 августа их внести».

Политик предложил и вовсе в корне пересмотреть существующий закон «О рекламе», который, по его словам, уже не соответствует сегодняшним требованиям. «В условиях изменившегося рынка и сложившейся вокруг России геополитической ситуации нужно создать межфракционную рабочую группу, чтобы его (закон — прим. «Ленты.ру») переписать с учетом новых требований», — заявил Дмитрий Гусев.

Против создания единого оператора выступили представитель партии «Новые люди» Антон Ткачев и уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева. «Я не вижу ни антикоррупционной экспертизы, ни заключения ФАС. Закредитованность компаний отрасли составляет более 15 миллиардов рублей, в случае принятия законопроекта работу могут потерять около 150 тысяч высококвалифицированных специалистов. Закон может убить весь рынок электронной рекламы и ничего хорошего не принести. Я на стороне бизнеса, на вашей стороне», — подчеркнула омбудсмен.

А Мария Дробот из КПРФ задалась вопросом, действительно ли этот законопроект повысит уровень информационной безопасности России? «Его внесли экстренно в течение суток, без заключения правительства, даже не все депутаты успели его прочитать. В профильном комитете также рассмотрели законопроект за сутки. К чему такая спешка?» — интересуется депутат.

Вместе с государством

Участники рынка говорили также о том, что это лобистский законопроект, преследующий интересы одной бизнес-структуры — компании Russ Outdoor. А отрасль способна сама себя отрегулировать, ее представители консолидированы и конструктивны. Отрасль понимает важность своего канала коммуникаций и абсолютно готова работать вместе с государством, решая, в том числе и его задачи, и для этого единый оператор наружной рекламы совсем не нужен. И без него компании размещают достаточно много социальной рекламы.

Один из самых недавних примеров — это то, как вся отрасль наружной рекламы консолидировалась в борьбе с коронавирусом, предоставив свои широчайшие охватные возможности для размещения материалов, рассказывающих об опасности новой коронавирусной инфекции. Но дело тогда не ограничилось только этим — в ходе пандемии менялась и повестка, и операторы наружной рекламы не прекращали ее поддерживать.

Так, уличные экраны оповещали жителей городов о способах защиты и правилах поведения в условиях «новой нормальности», на экранах появились слова благодарности врачам, которые боролись за жизни пациентов, строителям, которые в кратчайшие сроки возводили временные стационары и, конечно же, волонтерам, которые заботились об одиноких пожилых людях, доставляя им продукты питания, лекарства и товары первой необходимости. И наконец, когда Россия первой в мире разработала вакцину от коронавируса, наружная реклама в едином порыве благодарила ученых за этот без преувеличения подвиг. Более того, понимая важность создания коллективного иммунитета от коронавируса, операторы присоединились к кампании по продвижению вакцинации.

В 2022 году наружная реклама в очередной раз показала свою сплоченность и патриотизм — с началом специальной военной операции операторы установили на своих щитах плакаты в поддержку российской армии и портреты героев СВО. Так, оператор наружной рекламы Gallery за последние три года на безвозмездной основе запустил десятки социальных кампаний на 750 экранах в 20 городах, среди которых «стопкоронавирус» в рамках информирования населения о мерах борьбы с COVID-19, а также проводил ставшие уже традиционными для него акции по поддержке волонтерства «#МЫВМЕСТЕ», акции памяти «Бессмертный полк» и «Свеча памяти», поздравлял соотечественников с Днем Победы, размещал праздничные креативы к юбилею полета первого космонавта Юрия Гагарина. Проводились кампании о подвигах наших военных, размещались плакаты в их поддержку, наши соотечественники были проинформированы о возможности присоединиться к оказанию гуманитарной помощи республикам Донбасса и беженцам.

Против и за

Сами компании — члены Союза операторов наружной рекламы заявили на съезде о своей готовности обеспечить на принципах саморегулирования гарантии того, что у них отсутствует какое-либо иностранное участие; они используют только российское программное обеспечение, разработанное в соответствии с требованиями государственных стандартов, а к программному обеспечению будут применяться высочайшие стандарты безопасности. Также будет обеспечен доступ контролирующим государственным органам для контроля за выводимым на цифровые рекламные конструкции контентом, и будет предоставлено эфирное время для распространения социально значимой информации.

13 августа 2022 года
срок внесения поправок

Сейчас законопроект готовится ко второму чтению. Но, как отметила заместитель генерального директора компании Gallery Евгения Волгина, Комитет по экономической политике Госдумы внес предложение о пролонгации срока внесения поправок до 9 сентября по поступившей просьбе ФАС. Совет Госдумы должен рассмотреть это вопрос на своем заседании 11 августа.

Участники съезда Союза операторов наружной рекламы, говоря о поправках в законопроект, единогласно проголосовали за полное исключение из документа положения о едином операторе цифровых рекламных конструкций, внесли пункт об ограничении иностранного участия в организациях, осуществляющих деятельность оператора наружной рекламы, и положение, предусматривающее разработку и утверждение единых требований программного обеспечения. Таким образом, операторы показали консолидированную и конструктивную позицию отрасли и готовность к диалогу с властями.

В заключение остается добавить, что против законопроекта о едином операторе выступают все без исключения участники рынка наружной рекламы, депутаты фракций ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия — За правду», «Новые люди», общественные организации «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, правительства Москвы, Санкт-Петербурга и еще более чем 30 российских регионов. Поддерживают законопроект только один инициатор законопроекта в Госдуме и компания Russ Outdoor.

< Назад в рубрику