Интернет и СМИ
00:01, 14 августа 2022

«Вы вообще в себе — такое показывать?» Российское ТВ взялось перевоспитывать секс-работниц. Как это разъярило зрителей?

Маргарита Щигарева

«Они дарят другим любовь. Но сами стали ее рабами», — с этой фразы началась первая серия реалити-шоу «Рабы любви» на телеканале «Пятница!». Проект стал новой «перевоспитательной» программой от создателей шоу «Пацанки» — передачи, в которой девушек с антисоциальным поведением пытались превратить в леди. В этот раз вернуть в лоно праведной жизни было решено секс-работниц с разных концов России, отчаявшихся и захотевших покончить с прошлым. Девушек поселили в одном доме, посвятили в сестры и заставили взглянуть на свою жизнь под углом нравственности и любви к себе. «Лента.ру» узнала, почему шоу рассердило и разочаровало многих зрителей.

«Начала чувствовать себя грязной»

«Я поехала к девочке-сутенеру с ней разговаривать о том, что я хочу уйти. Она меня побила. Разбили рожу и сказали: "*** [и не мечтай]. Очухаешься — возвращайся"», — рассказывала о своем прошлом участница программы Софья Жук. По ее словам, сутенерша также потребовала у нее денег, а затем пришла к ней домой и снова избила. «В соседней комнате дети спали, и я не знала, что я могу сделать, чтобы она свалила из моего дома. (...) Я уже реально на тот момент хотела сдохнуть, чтобы не мучиться», — сквозь слезы признавалась героиня шоу.

Софье Жук 28 лет, она одна воспитывает двух дочерей. Как утверждалось в программе, после того, как ее бросил партнер, девушка стала работать проституткой, чтобы обеспечивать детей. По словам Жук, она любой ценой хочет уберечь дочерей от такой судьбы, как у нее. Именно ради них она и решила измениться.

Кроме Софьи в программе участвовали еще десять девушек. Среди них 20-летняя вебкам-модель Анастасия Афанасьева, 24-летняя доминантка Юлия Варминская, 26-летняя Владлена Куликовская, занимавшаяся эскорт-услугами. Некоторые девушки утверждали, что в прошлом разводили мужчин, то есть получали от них деньги, но не были напрямую заняты в секс-работе.

Объединяют героинь программы травматичные ситуации, которые они, по их словам, пережили в семье и за ее пределами. «Меня трижды возвращали в детдом — просто как вещь, которая не подошла», — призналась в своей «визитке» Афанасьева. «Меня гнобила [из-за лишнего веса] родная мать. [Говорила мне]: "Ты жирная корова, ничего не делаешь, встань хотя бы с кровати"», — рассказала Варминская. По словам Мишель Кузнецовой, ее родители рано ушли из жизни, а бабушка ее била

Тяжелыми историями делились и другие участницы проекта. К примеру, Мария Салтыкова рассказала, что в подростковом возрасте ее изнасиловали на дружеской вечеринке. «Тебя просто берут и затаскивают в комнату, поворачивают раком — спиной просто к стенке, и все. Меня изнасиловали в 16 лет. После этого я начала чувствовать себя грязной», — призналась она. Варминская тоже рассказала, что ее бил и насиловал бывший партнер.

Чтобы расстаться с прошлой жизнью и начать новую, девушкам, как заявлялось в заставке шоу, предстояло «пройти долгий путь исцеления». «У каждой из вас будет возможность возродиться из пепла», — пообещала участницам проекта их наставница, ведущая программы Ирина Маслова — основательница движения «Серебряная роза», помогающего секс-работникам. Девушек поселили в общий дом, устроив им символическое посвящение в сестринство и «постриг». Для участниц установили строгие правила: героиням программы пришлось попрощаться с украшениями, маникюром и ярким макияжем, запрещалось пользоваться телефоном и жить «в роскоши и излишествах».

Ради обретения новых себя бывшие секс-работницы выполняли различные задания — например, создавали социальную рекламу против насилия, ухаживали за тяжелобольными людьми, занимались спортом и учились самообороне. Однако некоторые испытания больше напоминали шоковую терапию. Так, в одной из серий девушки, нарядно одетые и помещенные в коробки, были «проданы» мужчинам на символическом аукционе. В другой раз участниц столкнули лицом к лицу с пережитыми травмами, посадив в клетку и заставив слушать нападки переодетых мужчин, изображавших их бывших возлюбленных-абьюзеров.

Еще одной остановкой на пути к преображению стал морг: в одной из серий девушек привели в помещение, похожее на морг, и показали лежащие под покрывалами их «трупы». Для каждой участницы создатели шоу придумали свою причину преждевременной смерти — от гепатита и СПИДа до кровопотери и асфиксии от собственной рвоты, — таким образом девушкам показали, к какому исходу может привести привычный им образ жизни.

А еще в одной серии, посвященной имиджу и самопрезентации, девушкам пришлось выслушивать нелестные комментарии от незнакомцев, которые оценивали их по фотографиям в соцсетях. «Дешево выглядит», «Пустышка», «Тут явно отдает каким-то быдлядством», «Полная безвкусица», «Загламуренные мозги», «Прям такая сельская женщина», — вынесли суровый вердикт судьи

Последнее испытание ждало участниц в самом конце шоу, уже после объявления победителя. Девушек попросили сжечь большие буквы, образующие слово «прошлое». «Пути обратно нет. Теперь новое будущее, новая жизнь, все с чистого листа», — объявила в конце выпуска победительница проекта Софья Жук.

Несмотря на противоречивый характер некоторых испытаний, многие участницы отзываются о проекте положительно. По словам Александры Стасюк, программа открыла ей новые возможности и позволила понять, что она способна измениться. «Это самые счастливые моменты в моей жизни. (...) Проект научил меня говорить о чувствах», — описала съемки Юлия Варминская и добавила, что после проекта смогла наладить отношения с матерью.

«Выглядит прям не по-настоящему»

На «Пятнице!» назвали программу «социальным реалити», а в описании шоу на сайте канала заверили, что покажут участницам другую жизнь, вернут им доверие к миру и помогут заново обрести себя и поверить в любовь. Ведущая шоу Ирина Маслова добавляла, что шоу помогает бороться со стигматизацией секс-работниц. «Героини [шоу «Рабы любви»] меняются с каждой ситуацией, которая прорабатывалась, и с каждым эпизодом преодолевают себя», — уверяла Маслова.

Практически в каждом выпуске девушки совместно с психологами прорабатывали старые травмы и обиды на родственников, учились любить, прощать и понимать — как себя, так и окружающих, а также не повторять прошлых ошибок.

Именно реальная помощь и полюбилась многим зрителям шоу.
«К сожалению, у нас в стране таких историй море! Будет здорово, если молодые девочки поймут, что все можно изменить», «Шоу раскрывает значимые проблемы», — хвалили они проект в комментариях к постам «Пятницы!» во «ВКонтакте».

Однако критики передачи заявили, что светлый посыл о вере в себя был изрядно приправлен элементами шоу, и обвинили программу в чрезмерном пафосе и излишнем накале страстей. «Какие же кринжовые подсъемы героинь во время их рассказов о своей тяжелой судьбе! Лично мне это прям мешает сопереживать им, потому что все выглядит так не по-настоящему», — написал один из пользователей YouTube в комментарии к обзору программы от блогера «Приятный Ильдар». Зрелищные эффекты в программе некоторые также сочли режиссерскими приемами эпохи 90-х. По мнению отдельных зрителей, социальную значимость идеи подпортило несовершенство ее исполнения. Некоторые телезрители даже предположили, что программа может оскорбить чувства верующих.

В передаче действительно проскальзывают околорелигиозные мотивы: в частности, в первой серии девушки, одетые в напоминающие монашеское облачения платья и платки, прошли через символический постриг. А свои прошлые поступки, связанные с секс-работой, участницы называли грехами. Кроме того, девушки в программе носили кулоны в виде лотоса, символизирующие «женскую чистоту», а помещение, в котором происходило подведение итогов каждой недели и исключение участниц, ведущая называла «зал таинств».

Несмотря на нестандартные творческие решения, по мнению части зрителей, у создателей программы получилось не радующее новизной шоу, а лишь калька «Пацанок». При этом солидной фан-базой, как у второго проекта, по которому зрители даже пишут фанфики и рисуют его героинь, «Рабы любви» обзавестись пока не успели

Как все реалити-шоу, новый проект «Пятницы!» столкнулся с обвинениями в постановочном характере. Телеканал с ними категорически не соглашался. «Это ложь. Все девочки и их судьбы реальны», — утверждалось в официальном аккаунте телеканала во «ВКонтакте».

Однако подозрения критиков усиливало то, что некоторые участницы передачи уже появлялись на ТВ. Самые бдительные зрители обнаружили, что Владлена Куликовская в прошлом участвовала в реалити-шоу «Дом-2». На сайте «телестройки» даже сохранился ее профиль, а на Rutube опубликовано видео, в котором девушка участвует в потасовках с другими героинями проекта. Еще одна участница передачи «Рабы любви» Мишель Кузнецова снималась в программе «Моя свекровь — монстр» на телеканале «Ю». Кузнецова, правда, позже заявила, что проект на «Ю» был срежиссирован.

Некоторые усомнились в искренности героинь программы и заявили, что девушки пришли на шоу ради пиара. Другие утверждали, что секс-работницы не заслуживают сочувствия, потому что они сами выбрали такой способ заработка вместо более социально приемлемого, но тяжелого труда. Несмотря на то что в программе неоднократно показывали негативные последствия такой деятельности, были зрители, обвинявшие шоу в пропаганде проституции и аморального образа жизни. В комментариях с такими заявлениями нередко вспыхивали споры о том, нужно ли вообще показывать такие программы в эфире и заслуживают ли секс-работницы понимания.

«Вы в себе вообще — такое показывать? Кто такое пропустил на канал? Жалобу [надо писать] в Роскомнадзор!», «Пропаганда шмар!», «На телевидении уже не осталось ничего святого», — возмущались пользователи в аккаунте «Пятницы!» в Instagram (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена). Однако создатели программы с такими обвинениями не согласны.

«Это точно не про пропаганду»

Не согласились с ними и эксперты, с которыми пообщалась «Лента.ру».
К примеру, экзистенциальный психотерапевт, кандидат психологических наук Федор Осипов обратил внимание на то, что участницы программы не рассказывали о плюсах проституции, напротив — делились со зрителями болью и переживаниями, связанными с этой деятельностью. Он выразил уверенность в том, что проект не является пропагандой секс-работы и аморального образа жизни. Участниц программы Осипов назвал «очень травмированными подростками».

Аналогичного мнения придерживается и психолог Алексей Небогов. В разговоре с «Лентой.ру» специалист отметил, что некоторые молодые девушки считают проституцию источником легкого заработка, роскоши и мужского внимания. Шоу же демонстрирует обратную сторону этой деятельности — насилие, венерические заболевания, психологические травмы и сломанные судьбы.

Неоднозначная реакция пользователей сети на подобный проект вполне предсказуема, считает психолог Елена Комолова. В разговоре с «Лентой.ру» она объяснила это тем, что большинство телезрителей считает: если кто-то становится участником шоу, то он должен заслужить это чем-то хорошим — например, опытом личностного роста или достижениями.

По словам Комоловой, в сознании зрителей может существовать портрет «рядового героя» телепрограммы, который, как правило, похож на него самого или же сталкивается с аналогичными ситуациями, — это позволяет посмотреть на собственный опыт со стороны и отрефлексировать его. «При этом отношение к профессии героинь [шоу «Рабы любви»] не сопоставляется с историей успеха и жизненным путем зрителя, а наоборот — демонстрирует негативную оценку, воспринимается как нечто недостойное, поэтому возникает эмоция негодования», — отметила Комолова.

Передача посвящена не сексу как таковому, а чувствам, много внимания в ней уделено психологии, однако зрители с проблемами в психосексуальной области увидят в программе то, что хотят увидеть, добавил психотерапевт Федор Осипов. По его мнению, многие зрители негативно отнеслись к программе и обвинили ее в пропаганде аморального по той причине, что боятся соприкоснуться с тем, что «очень хочется и очень сильно запрещено внутри».

Подростки же, считает Осипов, в любом случае будут «делать то, что они делают» — вне зависимости от характера передач на телевидении. А такие программы, как «Рабы любви», по его мнению, можно назвать полезными — но при условии, что зритель будет находить в них разумный подтекст.

«Рабы любви» являются скорее антипропагандой проституции и смежных видов деятельности, согласился психолог Алексей Небогов: «На мой взгляд, такое видение может не только не навредить подросткам, но и вдохновить их учиться и развиваться, становясь полноценными личностями».

Комолова добавила, что у критиков было бы куда больше реальных причин для недовольства, если бы участницы шоу стали лицами канала и своеобразными лидерами мнений, однако этого не произошло. «Чтобы возникло желание им подражать, они должны были делиться своим опытом с позиции успешных женщин, которым посчастливилось узнать секрет благополучия и процветания. Мы же наблюдаем, что все истории девушек звучат сквозь слезы, открывают перед зрителем голые, беззащитные, израненные души», — объяснила психолог.

Адвокат и преподаватель кафедры информационного права РУТ Татьяна Сустина обратила внимание на то, что хотя программа и не допустила никаких нарушений (шоу транслировалось с возрастной маркировкой «16+»), подобные шоу можно было бы рекомендовать показывать в более позднее время — «Рабы любви» обычно выходили в 19:00. Сустина добавила, что передачи такого рода не должны романтизировать проституцию, однако в целом решать проблему с защитой подрастающего поколения от потенциально опасной информации нужно не запретами, а цифровым просвещением как детей, так и родителей.

С тем, что детей и подростков не нужно погружать в информационный вакуум и ограждать от любого упоминания о несовершенстве мира, согласилась и психолог Елена Комолова. Она подчеркнула, что молодые люди без труда смогут найти антисоциальный контент, если действительно этого захотят.

***
Несмотря на дерзкую задумку и некоторый общественный резонанс, «Рабам любви» все же не удалось выбиться в любимицы телезрителей. По данным Mediascope, за семь недель трансляции программа по итогам каждой недели ни разу не стала лидером просмотров среди взрослой аудитории «Пятницы!» в крупных российских городах. Судя по рейтингам, зрителям оказалось куда интереснее наблюдать за тем, как шеф-повар Константин Ивлев распекает незадачливых поваров ресторанов, нежели слушать истории секс-работниц о насилии и ненависти к себе.

< Назад в рубрику