Силовые структуры
00:01, 18 августа 2022

Расстрел на Невском. Как погиб вице-губернатор Петербурга и кто заказал самое громкое политическое убийство 1990-х?

Анна Комиссарова
Кадр: фильм «Снайпер»

25 лет назад, 18 августа 1997 года, в Санкт-Петербурге был расстрелян вице-губернатор города Михаил Маневич. Даже по меркам лихих 90-х это убийство было шокирующим событием: впервые жертвой наемных убийц стал чиновник столь высокого ранга. Расследованием убийства Маневича занялись лучшие московские и петербургские следователи, а их работу взял под личный контроль президент России Борис Ельцин. Недостатка в подозреваемых у следствия не было. Среди тех, кому была выгодна смерть вице-губернатора, проводившего бесконечные реформы, были самые разные фигуры — от воров в законе до его коллег из правительства Северной столицы. Историю одного из самых громких заказных убийств в истории современной России вспомнила «Лента.ру».

«Помню, какое тяжелое впечатление произвело на меня известие об убийстве Маневича. Я видел Михаила и говорил с ним за пару дней до этого, на пресс-конференции в Смольном. Этот молодой, энергичный черноусый человек совсем не производил впечатление чиновника, скорее какого-то общественного активиста. Я и понятия не имел, что мы с ним почти соседи. От этого было еще более тревожно. Впрочем, и времена тогда такие были — тревожные. Многие из тех, кого я знал, погибли от пуль киллеров» (писатель Павел Ганипровский).

***

В середине июня 1997 года к кассиру платного туалета на улице Рубинштейна подошли двое незнакомцев. Они представились женщине сотрудниками правоохранительных органов, прибывшими в этот район на спецзадание: якобы из воинской части на улице Каляева сбежал солдат — и он должен появиться у приятеля, живущего на улице Рубинштейна.

«Милиционеры» объяснили: чтобы не упустить дезертира, им нужно вести наблюдение из туалета. Кассир визитерам поверила — несколько дней подряд они провели в туалете, а потом внезапно исчезли. Снова они объявились лишь 12 августа и, использовав ту же легенду, вновь наблюдали за обстановкой на улице несколько дней.

Одновременно с этим на крыше находящегося рядом дома 74/76 по Невскому проспекту двое неизвестных сбили старые засовы на дверях чердака, установив взамен новые с замками. Затем они отогнули в стороны и закрепили железные пластины, закрывавшие одно из слуховых окон чердака.

К этому же окну они перетащили стоявшую около квартиры №94 железную двухсотлитровую бочку, поставив на нее несколько металлических ящиков для транспортировки яиц.

А за железной решеткой незнакомцы заранее спрятали автомат Калашникова румынского производства с оптическим прицелом и рацию, завернутые в обычную детскую пеленку

Вся подготовка закончилась точно к 18 августа — дню, на который было намечено убийство 36-летнего вице-губернатора Санкт-Петербурга Михаила Маневича. Благодаря туалетным наблюдателям киллер изучил распорядок дня жертвы и решил действовать в тот момент, когда Маневич утром поедет на работу.

В 8:30 чиновник с женой Мариной вышел из своего дома на улице Рубинштейна и сел на переднее пассажирское сиденье в служебный Volvo 940, которым управлял водитель Синицкий. Марина села сзади. В это время за ними наблюдал один из сообщников киллера, который по рации дал старт началу операции.

Второй сообщник с рацией находился на выезде из двора, а третий — на пересечении улицы Рубинштейна и Графского переулка. В 8:45, когда автомобиль Маневича начал постепенно сбавлять скорость, готовясь повернуть на Невский проспект, киллер восемь раз выстрелил по машине с чердака дома 74/76.

Убийца стрелял из того самого слухового окна, а бочку и металлические ящики использовал как опору для оружия. Пули попали в правую часть машины, не задев водителя. Две пули по касательной ранили Марину, остальные достались Михаилу.

Соратник Чубайса

Михаил Маневич родился 18 февраля 1961 года в семье коренных ленинградцев — его назвали в честь деда по матери. Отец Михаила Владислав Маневич был преподавателем в Ленинградском финансово-экономическом институте имени Вознесенского. где позже стал профессором. Этот же вуз с отличием окончил Михаил в 1983 году.

До 1990 года работа Маневича была тесно связана с исследовательской деятельностью в Ленинградском инженерно-экономическом институте

В этот период он написал диссертацию на тему «Управление в социальных и экономических системах» и стал кандидатом экономических наук. Ближайшим другом и соратником Маневича был будущий министр финансов России Анатолий Чубайс, с которым у них совпадали взгляды на реформы в сфере экономики.

В 1987 году Маневич оказался в числе перспективных ленинградских экономистов и обществоведов, посещавших клуб «Синтез» в Ленинградском дворце молодежи. В политику Михаил пришел в 1990 году: при поддержке блока «Демократические выборы-90» он баллотировался на выборах народных депутатов РСФСР и депутатов Ленсовета.

Впрочем, тогда Маневич проиграл своему соратнику по блоку Никите Толстому. В том же году Михаил стал начальником одного из отделов Комитета по экономической реформе Ленгорисполкома, который возглавлял Чубайс.

Одновременно с этим Маневич продолжил образование: в 1992 году, окончив школу международного бизнеса МГИМО, он получил должность директора Института проблем приватизации Госкомимущества России, где занялся разработкой законопроектов и госпрограмм приватизации.

Немногим позже Маневич стал зампредседателя Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Санкт-Петербурга — одним из главных направлений работы Михаила стало реформирование сферы ЖКХ

Карьера Маневича на этом поприще была стремительной: уже в ноябре 1993 года его назначили исполняющим обязанности председателя КУГИ.

А в марте 1994 года Михаил стал председателем КУГИ и вошел в состав правительства Санкт-Петербурга. С этого момента чиновник курировал и комитет по банкротству, жилищный и земельный комитеты, а также управление городского хозяйства.

«Городу нужны профессионалы»

В декабре 1994 года правительство Санкт-Петербурга приняло разработанную Маневичем концепцию: Михаил счел неправильным, что всей городской недвижимостью распоряжается глава города. Он предложил дать право принимать решения в этой сфере специально созданной комиссии.

Успешной была и политическая карьера Маневича — в правительстве главы Санкт-Петербурга Анатолия Собчака он занял пост вице-мэра. Примечательно, что после ухода Собчака новый глава города Владимир Яковлев предложил Маневичу остаться в его команде.

За советом, как ему быть, Михаил обращался в том числе и к будущему президенту России Владимиру Путину, который до отставки Собчака работал в петербургской мэрии.

За год до убийства, в 1996 году, Маневича назначили вице-губернатором Санкт-Петербурга — вторым лицом после главы города Яковлева. Политологи пророчили активному и деятельному Михаилу в будущем пост главы города или место в правительстве Москвы. По некоторым данным, в 1997 году он должен был переехать в столицу, где его ждала должность зампредседателя Госкомимущества.

Но все перспективы оборвала пуля киллера — заказное убийство чиновника столь высокого уровня стало первым для постперестроечной России. Неожиданная гибель Маневича шокировала его окружение. За помощь в поиске убийц чиновника объявили награду в 100 тысяч долларов.

Киллеры в галошах

Похороны Михаила Маневича прошли спустя несколько дней на Волковском кладбище Санкт-Петербурга — свой последний приют чиновник нашел в некрополе Литераторские мостки. Присутствовавший на траурной церемонии Анатолий Чубайс пообещал друзьям и близким убитого найти и покарать заказчиков и исполнителей преступления.

Тем временем в МВД России состоялось совещание, по итогам которого была создана следственная группа из лучших специалистов Москвы и Санкт-Петербурга.

Дело взяли под личный контроль глава милицейского ведомства Анатолий Куликов и президент России Борис Ельцин

Вскоре в Северную столицу прибыли московские следователи под руководством начальника Главного управления уголовного розыска генерал-лейтенанта Ивана Храпова. К тому моменту уже было известно, что стрелявший в Маневича киллер бросил орудие убийства на чердаке и перебежал на крышу соседнего дома на Литейном проспекте.

Затем стрелок выбрался на улицу через парадную и устремился в один из соседних дворов, где его на автомобиле ожидали подельники.

Киллера видел один из местных жителей, который описал его как небритого, худощавого и высокого мужчину лет 30-40

Экспертиза пуль, извлеченных из тела Маневича, показала, что стрелок использовал патроны, которые числились за Военным институтом физической культуры (ВИФК), но были похищены в 1989-1990 годах. Следов убийцы на АК эксперты не обнаружили: перед тем как взять оружие, стрелок воспользовался кремом для рук.

Это позволило киллеру не только лучше чувствовать спусковой крючок, но и не оставить отпечатки пальцев. Однако на чердаке нашли следы обуви стрелка — галоши артикула «104Ф» размера 45 (предназначены для обуви 42 размера).

На тот момент в российском криминальном мире лишь одна ОПГ отличалась особой любовью к галошам — группировка киллеров, созданная жителем Тамбовской области Андреем Челышевым, известным в криминальных кругах, как Ферганец. При этом идеологом ОПГ была мать Андрея Антонина, которая нередко подыскивала для киллеров подходящие заказы.

Сам Челышев привык к галошам во время службы в Узбекской ССР, а его племянник Сергей — также участник ОПГ — носил эту обувь из-за того, что страдал болезнью почек. Ходили в галошах и другие подручные Ферганца. К примеру, Сергей Василисин (Малыш) считал, что резиновая подошва идеально подходит для скользких поверхностей.

Такими поверхностями могли быть крыши домов, на которых вооруженные СВД киллеры нередко поджидали своих жертв

От своих информаторов оперативники узнали, что летом 1997 года Сергей Челышев прибыл в Санкт-Петербург и искал автомат с оптическим прицелом. Он проговорился, что готовился к некоему «крупному делу».

На волосок от разгадки

Когда следователи обыскивали квартиру сожительницы одного из участников ОПГ в Усмани (Липецкая область), они нашли куски металлической трубы — точно такой же, какую использовали киллеры, мастеря запоры на дверях чердака дома 74/76 по Невскому проспекту.

А в тамбовском доме бандита Сергея Яковлева нашли оружейное масло, предназначенное, предположительно, для смазки АК, из которого застрелили Маневича. Важной уликой для следствия стал найденный на чердаке волос: эксперты установили, что с большей вероятностью он принадлежал Николаю Смирнову — еще одному участнику ОПГ Ферганца.

Другой подручный главаря, Юрий Волков, до прихода в банду служил в Западной группе войск и учился в ВИФК как раз в тот период, когда оттуда похитили патроны для АК, из которого стрелял киллер.

Родной брат Волкова Анатолий был отличным стрелком — именно его некоторые специалисты Департамента по борьбе с терроризмом (ДБТ) ФСБ России считали непосредственным исполнителем убийства Маневича

Всех участников банды Ферганца арестовали в 1998 году: к допросам у них были заготовлены четкие «легенды», которые они тщетно пытались использовать в качестве алиби.

Сергей Василисин с поразительной точностью рассказал некоторые детали убийства Маневича, однако от участия в преступлении открещивался — по его словам, всю информацию ему выдал знакомый бригадир Малышевской ОПГ. В итоге все участники группировки Ферганца получили от 4 до 20 лет лишения свободы за самые разные преступления. Но несмотря на все собранные следователями улики, доказать причастность ОПГ к расстрелу вице-губернатора так и не удалось.

От Могилы до Хасана

Подозревались в организации убийства Маневича и некоторые из криминальных авторитетов — в частности, знаменитый Константин Яковлев (Костя Могила) из Петербурга. Причиной его неприязни к чиновнику могло служить акционирование городского Морского порта, которым занимался вице-губернатор.

Маневич собирался преобразовать статус 28,8 процента акций объекта: из привилегированных (готовых к продаже) перевести их в разряд обычных — для возвращения под контроль государству. Это очень не нравилось Косте Могиле, который претендовал на долю от порта.

Вероятными заказчиками убийства Маневича разные источники также называли вора в законе Аслана Усояна (Дед Хасан) и авторитета Алексея Гудыну (Леша Питерский), интересы которых в плане скупки акций якобы пересекались с действиями вице-губернатора как в плане Морского порта, так и объекта «Ленэнерго», также желанного для криминального мира.

А депутат Госдумы Вячеслав Шевченко и вовсе обвинил в гибели Маневича главу Санкт-Петербурга Владимира Яковлева — мол, тому был крайне невыгоден курс в плане городского имущества, которого придерживался его заместитель.

Не исключалось также, что киллеры могли просто перепутать жертв — в одном доме с Маневичем жил знаменитый питерский бандит Сергей Отс (Тормоз), который ездил на таком же Volvo 940, как и вице-губернатор. Впрочем, никакого подтверждения все эти версии так и не получили.

Все дороги ведут в порт

Среди прочих в причастности к гибели вице-губернатора Маневича подозревали бывшего депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга и помощника Анатолия Собчака Юрия Шутова. Его мать в свое время была капитаном контрразведки СМЕРШ, а сам Шутов окончил Ленинградский кораблестроительный институт, но избрал для себя другую стезю.

В начале 90-х Шутов пошел в политику, став помощником председателя Ленсовета Анатолия Собчака

Однако вскоре между единомышленниками начались разногласия: Шутова заподозрили в афере и уволили с формулировкой «за неэффективность в работе».

Через некоторое время Шутов попал под следствие по подозрению в связях с бандой киллеров бывшего офицера-афганца Айрата Гимранова. Затем он некоторое время провел в клинике нейрохирургии Военно-медицинской академии, после того как ему проломили голову на пороге собственной квартиры. И наконец, в 1996 году Шутов вернулся в политику.

На этот раз он возглавил петербургское ответвление временной Комиссии по анализу итогов приватизации 1992-1996 годов, созданной по инициативе КПРФ и ЛДПР. Судя по содержимому его докладов, Шутов был крайне недоволен результатами деятельности КУГИ в целом и Маневича в частности, по сути став его прямым противником.

Кроме того, по некоторым данным, Шутов наряду со всеми сам активно интересовался акциями порта. Заподозрив Шутова в организации убийства вице-губернатора, следователи установили за ним наблюдение, которое продолжалось вплоть до 1998 года.

В декабре Юрий Шутов был избран депутатом Заксобрания Санкт-Петербурга II созыва

Впрочем, это не спасло его от уголовного преследования — в феврале 1999 года депутат был арестован. Несмотря на то что Калининский суд признал арест Шутова неправомерным, бойцы СОБР вновь взяли его под стражу прямо после этого решения, столкнувшись в судебном зале со сторонниками политика. В итоге Шутов пробыл в СИЗО до самого суда.

Пока шло следствие, Шутова повторно избрали депутатом (на этот раз — Заксобрания III созыва в 2002 году). Он стал единственным в истории России человеком, который победил на выборах, находясь за решеткой.

Ликвидированные убийцы

Между тем правоохранительные органы активно прорабатывали версию о причастности депутата Шутова к ликвидации Маневича: исполнителями преступления, по версии следствия, могли быть киллеры из группировки бывшего офицера-афганца Гимранова.

Задержанный по делу еще об одном покушении бригадир ОПГ Борис Ульянов сообщил следователям интересные факты

Он рассказал, что в 1996 году его сообщник Анатолий Васильев предложил взять заказ на высокопоставленного чиновника, который передвигался по Петербургу на Volvo 940. Заказчики были готовы заплатить 100 тысяч долларов, но хотели, чтобы жертву расстреляли. А Ульянов был подрывником и потому отказался от заказа.

Следователям удалось задержать и допросить Васильева, но тот молчал по поводу загадочного заказа. Между тем при помощи фотороботов, составленных со слов свидетелей, оперативники задержали одного из «дозорных» с рациями, которые отслеживали передвижения вице-мэра и помогали киллерам.

Задержанным оказался инспектор отдела охраны и режима Северо-Западной базовой таможни Игорь Бондаренко. Следствие быстро выяснило, что мужчина отсутствовал на рабочем месте с 12 по 26 августа 1997 года — сам Бондаренко пояснил, что в это время болел, но где он находился, толком пояснить не смог.

На пиджаке подозреваемого эксперты обнаружили микрочастицы от близкого выстрела, а изучение его армейских полуботинок показало, что они с большой долей вероятности касались пола чердака на Невском 74/76.

Но этих улик оказалось недостаточно, чтобы привлечь таможенника к уголовной ответственности за убийство Маневича

В итоге Бондаренко получил всего полгода лишения свободы условно за фальшивую трудовую книжку, которую нашли следователи. А в 2002 году представители правоохранительных органов заявили о большом успехе — задержании двоих торговцев оружием — Борисова и Иванова.

По версии следствия, они продали киллерам — неким Колягину и Максимову — тот самый автомат Калашникова, из которого был расстрелян вице-губернатор Маневич.

Из показаний торговца оружием Борисова:

Такой случай был в 1997 году, более точно время не помню. Ко мне в Ленинградский дворец молодежи дважды приезжали два или три человека и просили меня достать им оружие. Что это за люди, я не знаю. Одного из них звали Сергей. Как они выглядели, уже не помню, в связи с этим не знаю, смогу ли я их узнать. Как мне припоминается, разговор был о пистолетах ТТ. Кроме того, они просили достать винтовку со всеми делами: с оптическим прицелом, если есть возможность — с глушаком

Правда, эти важные данные так и не помогли выйти на след заказчиков преступления: как выяснилось, Колягин и Максимов были ликвидированы вскоре после убийства Маневича.

«Все, что обещал на могиле, — выполнил»

15 февраля 2006 года суд вынес приговор в отношении Шутова и Гимранова — оба получили пожизненные сроки. При этом в перечне преступлений депутата и бывшего офицера убийства вице-губернатора не было: собранных улик для обвинений оказалось недостаточно.

В 2009 году неожиданно заговорил находившийся под следствием киллер банды Гимранова: 38-летний экс-военный Александр Гардоцкий во время очередного допроса заявил, что именно он убил Маневича.

Ликвидатор рассказал, что вместе с сообщниками несколько месяцев готовился к преступлению, тренируясь на учебном полигоне в Ленинградской области

По словам Гардоцкого, его действия координировал бригадир ОПГ Андрей Зарипов, с которым киллер держал связь по рации. Впрочем, сам Зарипов дать показания не смог: он погиб еще в 2007 году при взрыве самодельного взрывного устройства. Да и слова Гардоцкого в итоге своего подтверждения так и не нашли.

Между тем возможную причастность Шутова и Гимранова к расстрелу Маневича косвенно подтверждал Анатолий Чубайс.

Год спустя, когда 21 ноября 2006 года Верховный суд оставил в силе пожизненные приговоры Шутову и Гимранову, Чубайс сделал новое заявление.

Слова чиновника оказались для Шутова пророческими: в 2014 году он скончался в колонии «Белый лебедь». В ходе следствия по делу об убийстве Маневича следователи допросили 1450 свидетелей, провели 237 обысков и 136 экспертиз. Благодаря собранным материалам удалось раскрыть больше 20 уголовных дел, фигуранты которых не имели прямого отношения к гибели вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Но официально найти причастных к расстрелу вице-мэра за четверть века так и не удалось: убийство Михаила Маневича стало одним из самых громких нераскрытых преступлений в истории современной России

***

В 1999 году на могиле Маневича установили памятник, представляющий собой прошитый пулями и расколотый шар. Спустя три года неподалеку от места расстрела Маневича появилась мемориальная доска с надписью «В память выдающемуся экономисту, вице-губернатору Санкт-Петербурга». В 2008 году имя Маневича присвоили скверу по Щербаковскому переулку, где позже открыли памятник Михаилу.

< Назад в рубрику