Лиора уехала в Египет полгода назад. В Каир ее позвал бизнес-партнер и будущий муж. Женщину поразили грязь на улицах, отсутствие парков и гробовое молчание во время трапезы. В рамках цикла о жизни за границей «Лента.ру» публикует ее рассказ о том, как устроены египетские семьи и почему нельзя выходить замуж за местных мужчин, какие особенности и недостатки жизни в Каире.
Впервые я побывала в Египте, когда отправилась на отдых в туристический город Шарм-эль-Шейх. Мне посчастливилось познакомиться с одной египетской семьей. Отец семейства когда-то получил медицинское образование в России, поэтому члены семьи более-менее владели русским языком. Мы стали общаться: они рассказывали мне о своей стране, а я — о своей.
Когда я уехала из Шарм-эль-Шейха, мы продолжали поддерживать общение. Однажды они познакомили меня с адвокатом из Египта. Так как у меня тоже юридическое образование, меня заинтересовала перспектива взаимовыгодных рабочих отношений между двумя странами. Мы начали работать вместе, часто общались и созванивались. Позже у нас завязались романтические отношения, и он предложил мне переехать к нему в Египет.
Я снова посетила Шарм-эль-Шейх, побывала в городах Эль-Аламейн и Эль-Гуна. Прожив полгода в этой стране, я понимаю, что туристы, которые приезжают в Шарм-эль-Шейх на отдых, даже не представляют, что такое настоящий Египет.
Когда я приезжала в Шарм-эль-Шейх в качестве туристки, меня окружали в основном русские и украинцы, поэтому я не представляла, как устроена египетская семья, и ничего не знала о бытовой культуре.
Оказалось, что местные жители очень работящие. Это у них в крови. Каждый зарабатывает, как может, но работают все. Люди в Египте очень дружелюбные, выручат в любой ситуации и предложат помощь даже тогда, когда этого не требуется. Думаю, это связано с их верой. При этом сами никогда не попросят помощи, даже если попадут в беду. Здесь нет лицемерия, косых взглядов и наглости. Египтяне — люди с открытой душой.
В каждом египетском доме есть большой длинный стол, за которым собираются соседские семьи. Раньше в египетских семьях было пять или шесть детей. В современных молодых семьях обычно не более двух.
Стол всегда переполнен разнообразной едой, но запивать ее не принято. Напитки появляются, когда все заканчивают трапезу. Напитков, кстати, тоже огромное количество: разные соки, газировки и так далее.
Интересно, что во время приема пищи все молчат. На разговоры уделяется не более десяти минут после окончания трапезы, а затем все расходятся по домам.
Скорость употребления пищи — просто космическая. Такое впечатление, что египтяне постоянно соревнуются в конкурсе «кто быстрее съест». Едят они руками и из общих тарелок, а столовые приборы достают, только если в гости приходит, к примеру, судья или прокурор.
Что касается египетских мужчин, то, прожив здесь какое-то время, я поняла, что можно столкнуться и с жадностью, и с людьми себе на уме. Поначалу они могут дарить подарки и обещать, что свернут горы ради возлюбленной. Однако потом относятся к женщине как к прислуге, с ней могут плохо обращаться и даже бить.
Знаю историю девушки, которая родила ребенка от египтянина и попала в тяжелую жизненную ситуацию. Она просила помощи у подписчиков группы «Русские в Египте» в соцсети, говорила, что муж бьет ее и издевается над ней. Русские забрали ее с ребенком из дома, когда муж был на работе, помогли собрать денег на билет и добраться до Москвы.
Мне в этом плане повезло, у меня другой характер. Меня сложно прогнуть под себя, поэтому в моих отношениях все хорошо. Но, несмотря на это, я жалею, что переехала в Египет. Я не знала, что здесь все так устроено. Впрочем, я приехала сюда ради бизнеса, а не ради отношений.
В Каире множество школ, больниц и торговых центров. Торговые центры или, как они их тут называют, моллы, — огромные и вмещают в себя все виды развлечений: можно покататься на коньках, посмотреть фильм, вкусно поесть. Когда на улице плохая погода, местные жители приезжают в моллы и проводят там целый день. На праздники египтяне тоже предпочитают собираться в торговых центрах.
Из плюсов — большое количество дорог, по которым можно доехать куда угодно. Ездить по ним — одно удовольствие.
Многие дороги в городе — трехуровневые. Часто, чтобы их построить, дома как бы срезают. Строят, кстати, очень быстро.
Из минусов — большое количество мусора. Это связано с жителями города, которые просто выставляют пакеты с мусором за дверь, сами его не относят в контейнер. К тому же египтянин может идти по улице и бросить упаковку от еды на землю — для них это нормально.
Весь город хорошо освещается, а вот парки тут редкость. Египтяне не проводят время в парках, они привыкли собираться дома с семьей и друзьями. К тому же в египетских семьях зачастую много детей, и это довольно трудно — выезжать куда-то большой семьей. Парки, как правило, строят только в новых городах. Очень хочется разуться и постоять босиком на траве, а негде.
Цены на коммунальные услуги в Каире невысокие. Вот что действительно дорого — это телефонная связь и интернет. При этом в каждом районе разные цены. В модных и богатых районах один и тот же тариф обходится в несколько раз дороже, чем в бедных. Чтобы тратить меньше, египтяне предпочитают общаться между собой в бесплатных мессенджерах.
Кстати, сейчас каждому жителю Египта выдаются продовольственные пластиковые карточки, которые каждый месяц пополняются на две тысячи египетских фунтов (около шести тысяч рублей). Жить на них целый месяц, конечно, не получится, однако если кто-то попал в беду, то он не останется голодным, потому что сможет воспользоваться предоставленными государством деньгами.
Я живу вдали от шумных дорог, на закрытой территории. Жить рядом с оживленной трассой тяжело, потому что египтяне постоянно сигналят. Неважно, есть кто-то на дороге или нет — местные жители таким образом привлекают к себе внимание.
На территорию дома, где я живу, не пускают посторонних. Если приезжает такси, водитель оставляет права на посту охраны, пока не заберет пассажиров. Придомовая территория убирается, поливаются растения и деревья. Ежедневно ездят машины, которые забирают мусор. Над благоустройством дома и придомовой территории работает примерно 15 человек. За комфорт, который обеспечивают работники, конечно, необходимо платить.
Я живу в Египте почти полгода. Сейчас занимаюсь поставками сельскохозяйственной продукции, автотранспортными услугами и пытаюсь внедрить на рынок акваавтомобили, в шинах которых есть крутящийся механизм для передвижения по воде. Этот проект было очень трудно реализовать.
Сверху такая машина похожа на лимузин с открытой крышей, и колеса есть. А под водой больше напоминает российские суда на подводных крыльях. Акваавтомобиль вмещает восемь пассажиров и разгоняется до 90 километров в час. Салон отделан кожей, внутри есть караоке и барная стойка.
Еще я провожу рекламную кампанию детских танков, на которых можно кататься. Так как детей здесь очень много, такие игрушки пользуются спросом у местных жителей.
В общем, в Египте я по работе. Остаться навсегда в этой стране не смогу, не выдержу. Здесь нет водоемов, парков, другой менталитет, шутки и восприятие мира, другой язык. Отдельные арабские слова — это очень красиво. Но в разговорной речи все по-другому — язык не льется песней, как русский.
Я собираюсь заработать денег и уехать. Сначала в Краснодарский край, а потом в Одессу. Там море, красивая архитектура, ведь этот город строили зодчие Италии и Франции.