Экономика
17:44, 23 августа 2022

Как уйдет из России Freedom Finance? Кому достанется бизнес и что делать отечественным инвесторам

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В июне этого года Freedom Holding Corp., материнская группа одной из крупнейших инвестиционных компаний на российском рынке — ИК «Фридом Финанс», объявила об уходе из России. Как обстоят дела сейчас и как будут развиваться российские и зарубежные подразделения группы, рассматриваем в этой статье.

Кому достанется бизнес

Покупатель российского бизнеса если и найден, то еще не назван официально. Сначала предполагалось, что российский бизнес выкупит основатель холдинга Тимур Турлов в качестве физического лица, однако позже эта информация была опровергнута: такой вариант противоречил рекомендациям западных контрагентов компании и положениям санкционного режима. Сразу после этого некоторые СМИ заговорили о том, что российские активы перейдут под управление кого-то из топ-менеджмента компании, хорошо знакомого с бизнесом.

В казахстанской прессе появилась информация о том, что новым владельцем российского подразделения станет человек, не связанный с деятельностью группы. Учитывая заявления компании о мерах по скорейшему завершению реструктуризации, полагаем, что ждать осталось недолго.

Новая бизнес-модель

Вместе с тем продажа российской компании, имеющей значительное число клиентов и налаженные бизнес-связи, совершенно постороннему лицу кажется маловероятной. Однако холдинг уже прекратил любые инвестиции в развитие новых проектов российской «дочки». Кроме того, после продажи она будет обязана провести ребрендинг и полностью отделиться от Freedom Holding Corp., став, по сути, новой отдельной компанией.

Представители Freedom Finance неоднократно подчеркивали, что российский бизнес сохранит работоспособность. Инвесткомпания и банк, остающиеся в России, будут выстраивать свою стратегию, фокусируясь на возможностях отечественного фондового рынка и расчетно-кассовом обслуживании российских клиентов.

Прежний фундамент

Стратегия холдинга остается неизменной: он по-прежнему будет ориентирован на предоставление клиентам доступа к иностранным торговым площадкам. Что касается нововведений, одновременно с реструктуризацией в холдинге проходит смена аудитора. Группа завершает сотрудничество с WSRP и приступает к работе с «большой четверкой» аудиторов, что можно рассматривать как несомненный плюс. Если рассуждать о стабильности бизнеса группы, стоит обратиться к отчетности. Так, в июне Freedom Holding Corp. объявила о годовых результатах, отразив в отчетности рост клиентских счетов на 41 процент и рост выручки на 60 процентов относительно предыдущих показателей.

Результаты квартальной отчетности за 2023 фискальный год также говорят о позитивной динамике: по данным на 30 июня 2022 года число клиентских счетов увеличилось на 17 процентов относительно уровня, отмечавшегося 31 марта 2022 года. И есть вероятность, что увеличение клиентской базы достигается не вопреки геополитической ситуации, а благодаря ей: про брокерский туризм в дружественные страны сейчас не говорит только ленивый.

В этом контексте следует выделить казахстанское подразделение группы — Freedom Finance Global, зарегистрированное в Международном финансовом центре «Астана». Именно к этой компании сейчас приковано внимание большинства клиентов российского подразделения Freedom Finance. Аудитор компании — представитель уже упомянутой «большой четверки», компания Deloitte. Кроме того, отмечаются явные признаки приверженности холдинга развитию именно этой дочерней структуры: сюда переводится часть сотрудников российского подразделения, в том числе аналитики и персональные менеджеры. Сюда же группа приглашает европейских маркетмейкеров. На фоне увеличившегося потока российских клиентов это может стать триггером для существенного скачка в развитии казахстанской компании.

Что с инвесторами

Однако не следует забывать, что Freedom Holding Corp. хоть и базируется в Казахстане, но зарегистрирована в США и имеет листинг на одной из основных американских бирж — NASDAQ. Это обязывает компанию не только выполнять все требования и рекомендации американских регулирующих органов, включая Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), но и действовать в рамках санкционного режима.

Представители холдинга неоднократно подчеркивали, что намерены строго соблюдать все требования и процедуры западных участников рынка. А потому каждый новый клиент брокерских подразделений группы проходит жесточайший комплаенс. Однако пугать россиян это не должно. Хотя бы потому, что для отечественных инвесторов, подуставших от множества ограничений на российском фондовом рынке и рисков блокировок, серьезные процедуры «онбординга» могут стать гарантией прозрачности и надежности инфраструктуры, в рамках которой вновь можно получить доступ к иностранным акциям и иностранной валюте.

< Назад в рубрику