Трам-парам-пам. Бывший президент США снова в центре скандала. Как обыски в поместье Трампа взбудоражили Америку
Как расследование ФБР в отношении Дональда Трампа сплотило и разделило Америку
Обозреватель газеты «Коммерсантъ» Алексей Забродин специально для «Ленты.ру»
С момента обысков в поместье Мар-а-Лаго во Флориде, где проживает бывший президент США, прошло около двух недель, однако сам факт визита сотрудников ФБР к Дональду Трампу и расследование — или, скорее, слухи о ходе расследования — остаются новостью номер один для Соединенных Штатов. В преддверии промежуточных выборов в Конгресс 8 ноября и вот-вот стартующей президентской кампании-2024 эта беспрецедентная история внесла очередной и, пожалуй, самым мощный раскол в и без того поляризованное американское общество. Демократы и симпатизирующая им часть населения не скрывают желания добиться возмездия для ненавистного республиканца за совершенные или не совершенные им прегрешения. Большая часть Республиканской партии, напротив, сплотилась вокруг своего самого популярного представителя, хотя и в ее рядах хватает недругов 45-го президента. «Лента.ру» разбиралась, кому выгодно новое расследование в отношении Трампа, какое наказание грозит политику и куда вся эта ситуация может завести США.
В гостях у Трампа
В 9 часов утра 8 августа агенты ФБР на машинах и в одежде без опознавательных знаков нагрянули с ордером на обыск в поместье бывшего президента США Дональда Трампа. На историческое для Америки событие представителей прессы не пригласили, так что обошлось без прямых трансляций, включений и оперативных комментариев. Лишь спустя несколько часов после того, как спецагенты вынесли из Мар-а-Лаго примерно дюжину коробок, в которых, как утверждается, покоились особо важные секретные документы, ошеломляющее заявление сделал сам подозреваемый.
В собственной социальной сети Truth Social он назвал обыск «охотой на ведьм», «использованием системы правосудия в качестве оружия» и «нападением радикальных левых демократов», а себя — жертвой «неправомерных действий прокуратуры» и «беззакония».
И хотя по закону, как утверждает издание Politico, Трамп имел право предъявить на всеобщее обозрение ордер и список изъятых документов, делать этого он не стал, предоставив своим сторонникам и противникам возможность вдоволь потренировать воображение.
Позже ордер все-таки стал достоянием общественности.
Из него вытекало, что обыск проводился в рамках расследования по статьям о незаконном использовании оборонной информации, хищении и уничтожении документов. Среди пунктов в списке изъятых предметов содержатся в том числе «совершенно секретные документы», «секретные документы» и «конфиденциальные документы»
Как заявил генпрокурор, министр юстиции Меррик Гарланд, он лично принял решение о проведении обыска. История его отношений с Республиканской партией, представителем которой является Трамп, сразу навела общественность на мысль о личной вендетте, однако объективных доказательств этому пока нет.
Кто такой Меррик Гарланд?
Несмотря на беспартийность нынешнего генпрокурора, его карьера напрямую связана с демократами. Так, в период правления президента Билла Клинтона в 1997 году Гарланд благодаря голосам демократов стал судьей Апелляционного суда по округу Колумбия, а с 2013-го по 2020-й был его председателем. В 2016 году на пост судьи Верховного суда его выдвинул президент-демократ Барак Обама, однако подконтрольный республиканцам Сенат даже не стал проводить слушаний по его кандидатуре. Занять должность федерального значения — генпрокурора — Гарланду удалось лишь при Джо Байдене.
Единственный вывод, который можно сделать наверняка, — что к Дональду Трампу у правоохранительных органов есть претензии в связи с ненадлежащим хранением секретной информации. Причем появились они отнюдь не 9 августа. Еще в январе 2022 года Национальное управление архивов и документации США потребовало, чтобы политик вернул 15 коробок с документами, вывезенными из Белого дома в Мар-а-Лаго. У сотрудников управления возникли подозрения, что Трамп мог нарушить законы страны в части обращения с государственными бумагами, в том числе секретными. В связи с этим к делу с соответствующей проверкой подключился Минюст.
Если в итоге выяснится, что среди изъятых у Трампа документов действительно были помеченные как «секретные» или «совершенно секретные» и к этому моменту не рассекреченные, это будет означать, что забирать их из Белого дома он не имел никакого права. Сам Трамп утверждает, что все эти бумаги были рассекречены, но подтверждений этого ни с его стороны, ни со стороны нынешних властей пока не представлено.
Вся остальная информация, циркулирующая вокруг обысков во флоридском поместье, появлялась в СМИ в виде утечек, слухов и домыслов. Так, Politico сообщило, что речь может идти даже о нарушении «Закона о шпионаже». В этом случае республиканцу будет грозить тюремный срок.
20
лет лишения свободы может грозить Трампу при самом худшем сценарии
Хотя шанс отделаться штрафом у него тоже есть. И статус экс-президента в данном случае Трампу никак не поможет. По окончании срока полномочий президентский иммунитет перестает работать — за исключением действий, совершенных во время пребывания на посту и во имя национальных интересов, что еще надо доказать. Правда, пока никаких официальных обвинений в нарушении этого акта политику не предъявлено, поэтому сейчас всерьез рассуждать, когда и надолго ли сядет Дональд Трамп, было бы пустой тратой времени.
Раскол хочешь?
Сочетание в одном ряду таких слов и понятий, как «обыск», «президент», «поместье», «секретные документы» и, конечно, «шпионаж», живо откликнулось в сердцах американцев. Белый дом поспешил от всего откреститься и заявил, что не имеет никакого отношения к расследованию, а о планировавшейся операции ФБР ничего не знал. Однако президента Джо Байдена и Демократическую партию от обвинений в политической подоплеке дела это не спасло.
Особо радикальные представители консервативной Америки и, соответственно, сторонники Трампа даже выразили готовность с оружием в руках отстаивать честь своего кумира и по первому зову «сделать Америку снова великой». Оппоненты экс-президента, напротив, такому повороту событий в жизни ненавистного республиканца обрадовались: наконец-то его можно будет поставить на место!
Учитывая резонанс, многие в США хотели бы знать, на каких конкретно основаниях был подписан ордер на обыск в доме у Трампа. Публикации документа даже потребовали несколько влиятельных американских СМИ, которые нельзя заподозрить в симпатиях к республиканцу. The Associated Press, The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal и даже CNN обратились к судье из Флориды Брюсу Рейнхарту, подписавшему ордер, и попросили сделать достоянием общественности показания сотрудников ФБР, на основании которых было выдано разрешение на обыск. И хотя судья счел такой запрос вполне логичным, резко против выступил Минюст, уверенный, что это навредит расследованию и раскроет личности агентов.
Брюс Рейнхарт, уже столкнувшийся с «потоком угроз», намерен еще раз выслушать возражения Минюста и после этого принять решение — хотя бы о частичной публикации обоснований.
Между тем, как показал свежий опрос YouGov, 55 процентов американцев одобряют расследование в отношении Дональда Трампа, 31 процент выступают против. Обыск в поместье на основании ордера поддерживают 54 процента, против — 36 процентов. Причем среди демократов за обыск — 85 процентов, а среди республиканцев — 21 процент; против обыска выступают 72 процента сторонников Республиканской партии.
52 %
американцев недовольны тем, что Трамп забрал из Белого дома государственные документы (согласно опросу YouGov)
Ничего удивительного в таких результатах, впрочем, нет. Смутить может разве что достаточно высокий процент республиканцев, одобряющих обыски. Однако Трамп, несмотря на все усилия полностью подмять под себя партию, по-прежнему остается чужаком и скорее оппонентом для примерно четверти сторонников «красных» (цвет Республиканской партии).
Предвыборная операция
В глаза бросается тот факт, что рейд в Мар-а-Лаго произошел аккурат за три месяца до промежуточных выборов в Конгресс, которые часто называют неофициальным референдумом по одобрению деятельности администрации, поскольку приходятся они на первую половину президентского срока. 8 ноября в США будут разыграны все 435 мест в Палате представителей и на треть (34 кресла) будет обновлен Сенат.
Судя по всем прогнозам, демократы, контролирующие на данный момент обе палаты, рискуют потерпеть болезненное поражение. Исследования показывают, что, вероятнее всего, в руки Республиканской партии перейдет как минимум Палата представителей. С Сенатом ситуация обстоит несколько сложнее: его эксперты обозначают как «тяготеющий к республиканцам», однако правящая партия все-таки сохраняет шансы оставить верхнюю палату за собой.
На фоне экономического кризиса, миграционных проблем на южной границе, инфляции, которая хотя и замедлилась, но по-прежнему остается высокой, и — отдельно — роста цен на бензин, пусть и отскочивших от рекордных значений, но все еще значительно превышающих показатели начала президентства Байдена, убедить избирателей в правильности своего курса -— задача для демократов не из простых.
Казалось бы, поймать на крючок экс-президента, которого в истории с обысками поддержала добрая половина видных деятелей Республиканской партии, — сценарий как минимум беспроигрышный. Инфляцию за оставшееся время окончательно не побороть, кризисы не разрешить. Зато выставить оппонентов, поддержавших «преступника», за которым помимо нынешнего расследования тянется целая вереница разбирательств, включая обстоятельства штурма Капитолия 6 января 2021 года, — вполне рабочая стратегия.
Другое дело, что не так все просто, а сага о Мар-о-Лаго — палка о двух концах, причем для обеих партий. Во-первых, с Трампом произошло то, что он больше всего любит: он снова оказался в центре внимания, и о нем говорит вся Америка. Наверняка Джо Байден и его однопартийцы хотели, чтобы СМИ наперебой обсуждали недавно подписанный главой Белого дома «Акт о снижении инфляции-2022», в который заложены инвестиции и субсидии на сумму 430 миллиардов долларов. Однако, несмотря на всю историческую значимость закона, прозванного в народе «климатическим», новости о нем лишь сверкнули, но не смогли затмить яркие дискуссии о Трампе. Хорошо уже то, что после принятия акта удалось несколько поднять рейтинги президента Байдена, но в преддверии выборов расчет был, конечно, на куда больший эффект.
Республиканцам тоже не позавидуешь. Вместо того, чтобы клеймить правящую партию за инфляцию, разгул преступности и миграционный кризис, все внимание политических новостей и дебатов свелось к одной персоне. Вот и приходится ломать выстроенную линию нападения и отстаивать тезис преследования демократами по политическим мотивам самого популярного из республиканцев.
Впрочем, как ни странно, однопартийцам Трампа разразившийся скандал даже больше на руку. Во всяком случае тем, кто давно записал себя в трамписты или подумывает к ним присоединиться.
С начала 2022 года, по разным опросам, его поддержка среди республиканцев неоднократно опускалась ниже 50 процентов — вплоть до 41 процента. Между тем исследования Politico показывают положительную динамику: в январе уровень одобрения Трампа среди сторонников партии был на уровне 49 процентов, в июне составил 51 процент, а сразу после обысков вырос на пять процентных пунктов.
56 %
составил рейтинг одобрения Трампа среди республиканцев после обысков в его доме
Сейчас бывший хозяин Овального кабинета лидирует среди потенциальных кандидатов в президенты от Республиканской партии с отрывом от ближайшего преследователя на 38 процентных пунктов. У губернатора Флориды Рона Десантиса (кстати, вставшего на сторону Трампа в споре с ФБР) — 18 процентов. Замыкает тройку бывший вице-президент Майк Пенс, давно ушедший в оппозицию к своему бывшему боссу. Его поддерживают 8 процентов сторонников республиканцев. Выходит, что визит ФБР никак не ослабил позиции экс-главы Белого дома, а в некоторой степени их даже укрепил.
По мнению эксперта Российского совета по международным делам (РСМД), американиста Алексея Наумова, не стоит сомневаться, что обыск у Трампа был проведен на законных основаниях, поскольку «в таком щепетильном деле, политически щекотливом, все формальности были соблюдены в максимально возможной мере». Другое дело, что важно, как это трактуется, пояснил «Ленте.ру» эксперт.
А в условиях политической поляризации и все большей разобщенности двух партий происходящее во многом воспринимается как попытка ФБР диктовать, кто может, а кто не может быть американским президентом. «Это видится как некое возмездие глубинного государства за трамповское самоволие. Именно с таким заголовком на Fox News вышел один из материалов: "Рейд показывает, что ФБР диктует нам, кто может править страной"», — напомнил Наумов.
Эксперт уверен, что для Трампа визит ФБР — скорее плюс: «Даже если рассматривать вариант присуждения какого-то штрафа, — не думаю, что речь пойдет о реальном тюремном сроке, — это дает ему некое преимущество».
По его словам, это лишь доказывает значимость Трампа как для республиканцев, так и для демократов, которые видят в нем сильного противника.
С точки зрения промежуточных выборов на демократических избирателей обыски в Мар-а-Лаго не производят мобилизационного эффекта. «Для них важна попытка сохранить "завоевания революции", достижения Байдена, позволить ему сохранить право единолично при поддержке партии властвовать в стране», — считает Наумов. Для республиканцев это, напротив, мобилизующий фактор, поскольку «нападают на партию, на любимчика партии — на самого популярного республиканского политика объявлена охота». Поэтому политическое преследование, как это толкуется большинством республиканцев, должно сплотить электорат, подытожил эксперт.
Кроме того, не стоит забывать, что из республиканского лагеря, где хорошо помнят о двух попытках импичмента Дональду Трампу в его бытность президентом, уже звучали угрозы и обещания запустить аналогичную процедуру против Джо Байдена в случае победы на выборах в ноябре. Если Республиканской партии действительно удастся взять под контроль Конгресс или хотя бы одну из палат, то визит ФБР к бывшему президенту станет еще одним поводом для мести демократам в лице президента действующего.