«НАТО провоцирует горячие головы» Молдавия готовится к новой войне за Приднестровье. Кому нужен второй фронт в Европе?
Михаил Кириллов (корреспондент отдела «Бывший СССР»)
Политический кризис в Приднестровье, похоже, неотвратимо движется к кульминации. На фоне военной операции на Украине Молдавия активно перевооружает армию и в случае военного конфликта с непризнанной республикой намерена обратиться за военной помощью к Румынии. В Приднестровской Молдавской республике (ПМР), в свою очередь, все чаще заявляют о планах окончательно порвать связи с Кишиневом и войти в состав России. И пока в Молдавии пустеют хранилища газа, урожай гибнет из-за небывалой засухи, а общество расколото из-за гонений на оппозицию, власти вновь и вновь требуют от России вывести миротворцев из Приднестровья, угрожая последствиями. Как далеко готовы зайти власти Молдавии в противостоянии с ПМР и чем опасен для России надвигающийся кризис — в материале «Ленты.ру».
Агрессивный нейтралитет
После начала специальной военной операции России на Украине дискуссии о возможном расширении конфликта на другие регионы ведутся практически ежедневно. В Молдавии власти забили тревогу практически сразу, осознавая уязвимость своего положения. Ведь неконтролируемые территории Приднестровья, оказались идеальной мишенью для провокаций.
«Мы обеспокоены и допускаем разные сценарии развития событий, включая самые пессимистичные. В ситуации, если Россия попытается атаковать Республику Молдова, естественно, что мы попросим помощь [Румынии]», — заверила президент страны Майя Санду в конце июля.
И это резкое заявление было сделано, на первый взгляд, не на пустом месте. Несколькими месяцами ранее ПМР потрясла серия терактов. Сначала неизвестные обстреляли из гранатометов здание Министерства государственной безопасности (МГБ) ПМР в Тирасполе, затем были подорваны транслировавшие российское радио вышки связи, атакована с воздуха воинская часть в Парканах.
Поначалу Молдавия и ПМР пытались проявлять взаимную сдержанность: стороны не стали делать поспешных выводов и, похоже, негласно договорились не обострять обстановку
Однако долго удерживать статус-кво не получилось. Попытки реально расследовать инциденты так ни к чему и не привели. Стороны разошлись в оценках случившегося. Молдавия возложила ответственность на противоборствующие стороны внутри региона, ПМР — на некие внешние силы. И все же конкретики на этот счет не смог предоставить никто.
Спустя несколько недель премьер-министр Молдавии Наталья Гаврилица выступила с весьма тревожным заявлением. Она заверила, что вскоре армия получит от Европейского союза (ЕС) крупный транш на закупку оружия и военного снаряжения из-за «нестабильности в регионе». Речь шла о 47 миллионах долларов, что позволило бы удвоить бюджет Молдавии на оборону.
Вскоре и министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс заверила, что союзники по НАТО уже обсуждают вопрос вооружения по стандартам альянса не только Украины, но и Молдавии. В ПМР это восприняли как вполне конкретный сигнал — в случае новой эскалации никто не станет решать вопрос миром.
В начале августа стало известно, что выделенные средства пойдут на закупку новейших западных беспилотников, мобильных платформ IVECO и HAMWE, средств связи и военных грузовиков. Программа поставок рассчитана как минимум на 36 месяцев.
Еще сильнее отразилось на попытках найти компромисс решение Европейской комиссии предоставить Молдавии статус кандидата в ЕС наравне с Украиной. В ПМР выступили с заявлением, что никогда не пойдут на сближение с соседом на фоне такого шага. В Министерстве иностранных дел ПМР официально заявили, что после интеграции страну превратят во «второе румынское государство».
На возможное объединение с Румынией в Молдавии уклончиво намекали и ранее. Президент страны Майя Санду допускала такой сценарий, если его поддержит большинство населения. Подразумевала ли она тогда в том числе и ПМР, оставалось загадкой. Но после ее слов о возможности обратиться к румынской стороне за помощью в борьбе с Россией все стало вполне очевидно.
«Русских — за Днестр»
Но главным и непреодолимым барьером для Вооруженных сил Молдавии на пути к Приднестровью пока остается дислоцированный в регионе миротворческий контингент. Ключевым требованием страны после прихода к власти Майи Санду стал вывод российских частей со спорных территорий: она неоднократно уверяла, что без этого мирное урегулирование кризиса невозможно.
«Сегодня нет неизбежной угрозы вовлечения Молдавии в войну, мы — нейтральная страна, но для этого мы призываем к выводу российских военных с территории Приднестровья, потому что их присутствие нарушает наш нейтралитет», — призывала Санду.
Вооруженные силы России несут службу на линии разграничения с 1992 года. С 1995 года они объединены в Оперативную группу российских войск (ОГРВ) и выполняют задачи совместно с молдавскими силовиками.
Вооруженный конфликт в Приднестровье в 1992 году
Наиболее горячая фаза вооруженного конфликта в Приднестровье продолжалась со 2 марта по 1 августа 1992 года. Война велась между молдавскими войсками, с одной стороны, и не признавшими распада СССР вооруженными формированиями ПМР, с другой стороны. Известно, что на стороне Приднестровья воевали добровольцы из России и Украины, на стороне Молдавии — из Румынии.
Общие потери сторон составили более тысячи человек погибшими, по официальным данным. По неофициальным, их могло быть гораздо больше. Вооруженные силы Молдавии наступали на Дубоссары, в июне шли кровопролитные бои прямо на улицах Бендер с применением тяжелого вооружения. В конце июня 1992 года в Приднестровье инкогнито приехал генерал Александр Лебедь. Через некоторое время он возглавил 14-ю гвардейскую общевойсковую армию, которая перешла к открытой поддержке непризнанной республики.
21 июля 1992 года президенты Молдавии и России Мирча Снегур и Борис Ельцин подписали соглашение о принципах мирного урегулирования конфликта, накладывающее обязательства и на Приднестровье. Стороны обязались прекратить огонь, отвести войска, отказаться от санкций и блокад и начать переговоры об оказании помощи мирному населению. При этом статус и государственная принадлежность Приднестровья не оговаривались.
Согласно документу, между Приднестровьем и Молдавией была создана зона безопасности под контролем совместных миротворческих сил с участием российского контингента. Были начаты переговоры о политическом урегулировании конфликта. С 2005 года они проходят в форме «5+2»: Молдавия и ПМР при посредничестве России, Украины и ОБСЕ, с участием США и ЕС в качестве наблюдателей.
Приднестровский конфликт часто называют замороженным, имея в виду, что он не переходил в горячую фазу после 1992 года, в отличие от ситуации в других непризнанных республиках. При этом Молдавия по-прежнему настаивает на выводе российских миротворцев из региона.
Россия неоднократно утверждала, что готова вывести своих военных и даже помочь с уничтожением оставшегося оружия и боеприпасов, но только когда между Молдавией и ПМР возникнет стабильный диалог. К середине 2022 года обе стороны находятся, пожалуй, на максимальном расстоянии друг от друга. И понимая невозможность разрешить проблему собственными силами, они решили сыграть ва-банк.
16 марта парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию, признающую Приднестровье «зоной российской оккупации». Молдавская делегация не участвовала в ее разработке, но проголосовала за.
В ответ на резолюцию в ПМР пригрозили пересмотреть необходимость коммуникаций с международными организациями, действующими на территории Приднестровья. Там также подчеркнули, что считают размещенную в стране миссию миротворцев России эффективной, и напомнили, что республика существует не на основании чьей-либо «оккупации», а по итогам референдума о независимости.
Вскоре, 29 июля, по случаю 30-летия прекращения огня в регионе министерство иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Молдавии опубликовало ультимативное заявление — вооруженная миротворческая миссия должна быть переформатирована в гражданскую. Туда, по мнению дипломатов, должны войти представители международных организаций и западных государств, а российские войска — изгнаны.
Следует упомянуть, что проблемы с доступом миротворцев на линию разграничения Молдавия ранее чинила неоднократно. Но всего за неделю до этой публикации впервые открыто запретила въезд нескольким российским офицерам, отправленным в регион по ротации. Власти заявили, что их пребывание в стране незаконно, и не позволили им покинуть столичный аэропорт.
Действия молдаван в совокупности с планами переформатировать миссию вызвали негодование в Москве. МИД России счел произошедшее провокацией и пообещал «отреагировать должным образом». И реакция не заставила себя ждать слишком долго. Буквально на следующий день после задержания военных министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев официально объявил, республика намерена усилить работы по интеграции с Россией, чтобы стать ее частью уже в ближайшем будущем.
В Кремле заявление министра комментировать не стали. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков упомянул, что «не знает причин», побудивших дипломата выступить с таким обращением. Но сигнал получился даже слишком явным — любые попытки препятствовать проведению миссии закончатся для Молдавии печально.
И, вероятно, все эти заявления можно было бы счесть рутинными: представители ПМР не раз сообщали о желании войти в состав России, а власти Молдавии — изгнать российских миротворцев. Но сейчас международная конъюнктура таким резким выпадам явно не благоволит. Потерять контроль над ситуацией можно слишком легко. Обе стороны прекрасно осознают это обстоятельство. Как осознают и другие, явно незаинтересованные в нормализации обстановки государства.
Военная необходимость
На возможность разрешения территориального спора военным путем Молдавии намекает, в первую очередь, соседняя Украина. Еще в апреле, когда по региону прокатилась волна терактов, украинцы открыто предлагали молдаванам решить вопрос с «сепаратистами» силами Вооруженных сил Украины.
Безусловно, украинское командование опасается удара российских регулярных частей с неподконтрольных Молдавии территорий. Однако численность действующих там подразделений Вооруженных сил России сейчас не превышает 1,2 тысячи человек. Возможности перебросить дополнительные силы у России попросту нет, а текущих недостаточно даже для продолжительной обороны.
Также в ПМР прямо пообещали не нападать на Украину и не допустить атаки других войск со своей территории. «Нападение Приднестровья на Украину невозможно. Такая информация для внутриукраинского потребителя, чтобы украинский социум чувствовал опасность, якобы от Приднестровья исходящую», — утверждал президент ПМР Вадим Красносельский в начале мая.
Тем не менее, как полагает политолог, бывший депутат Верховного Совета ПМР Анатолий Дирун, именно ход событий на южном фронте российской военной операции определит последующую судьбу региона. Речь идет в том числе о риске для Тирасполя быть втянутым в конфликт.
Однако силовой сценарий не устраивает главным образом саму Молдавию. Эксперт уверен, что ее Вооруженные силы находятся в плачевном состоянии и не смогут вести успешные наступательные действия. По его словам, Молдавия хотя и готовится к осложнению ситуации, но не заинтересована в возобновлении противостояния в ближайшее время.
«Начиная с численного паритета и заканчивая вооружением, молдавская армия не в состоянии решить вопрос с Приднестровьем силовым путем в среднесрочной перспективе. Таких предпосылок просто нет», — объяснил «Ленте.ру» Анатолий Дирун.
Иными словами, если Украина и решится на вторжение в спорный регион, молдавские власти окажутся попросту неспособны удержать ситуацию под контролем. Именно по этой причине они рассматривают сценарий, когда за военной помощью придется обращаться к Румынии.
Хотя Молдавия и готовится к войне в обозримом будущем, пока всеми силами старается оттянуть этот момент
Ведь нарушить прописанный на конституционном уровне нейтралитет и начать ускоренную интеграцию с НАТО по украинскому образцу республика также не в состоянии. Как неоднократно предупреждали в России, именно внеблоковый статус Молдавии позволяет сохранять мир по обоим берегам Днестра. И в случае нарушения этого условия, вопрос о признании ПМР со стороны России будет решен окончательно.
Иными средствами
Однако у Молдавии по-прежнему сохраняется набор инструментов, позволяющих оказывать давление на ПМР: от экономической блокады до ужесточения законодательства, касающегося неподконтрольных земель. С началом специальной военной операции экономика региона претерпела серьезные потрясения. Хозяйственные связи, которые его жители вели с украинскими регионами, оказались разрушены. ПМР испытывает серьезный дефицит по импорту. В первую очередь это касается лекарств и промышленных товаров.
«Логистика была нарушена самым серьезным образом. Транспортные и торговые связи, которые выстраивались более 20 лет через украинскую границу, просто прервались. Вся торговля теперь происходит только через таможенные терминалы Республики Молдова. Крупнейший экспортер в Приднестровье холдинг "Шериф" до сих пор не может полностью наладить эти цепочки», — заверил политолог Анатолий Дирун.
Сильная зависимость региона от экономики центра усугубляется соглашением, которое Тирасполь подписал с Кишиневом в 2015 году. Тогда ПМР присоединилась к Зоне свободной торговли между Молдавией и ЕС (DCFTA) в рамках Соглашения об ассоциации. Предприятия непризнанной республики получили возможность выйти на европейский рынок. Решение Европейской комиссии о предоставлении статуса кандидата в ЕС только сильней укрепило эти взаимосвязи.
Другим негативным для ПМР фактором остается автотранспортная проблема. Молдавия до сих пор отказывается пропускать через свои контрольные пункты автотранспорт с приднестровскими номерами. ПМР не может осуществлять регулярные пассажирские автобусные маршруты в обход центральных регионов страны, что только сильнее усиливает изоляцию. Попытки исправить эту ситуацию пока не привели ни к чему.
Однако осложнить картину для Молдавии может сильнейший экономический и энергетический кризис, который охватил всю Европу в 2022 году, наиболее сильно сказавшись на бедных странах. В совокупности с аномальной жарой, обмелением Днестра, неурожаем и нехваткой средств на оплату российского газа попытки давления на Тирасполь могут закончиться для властей по меньшей мере неудачно.
700
миллионов долларов
составляет долг Молдавии перед «Газпромом» вместе с пеней
Эта ситуация, безусловно, идет на пользу России, которая получает мощнейший инструмент для сдерживания амбиций молдавского руководства. Любые попытки изолировать левый берег Днестра могут привести к изоляции уже всей страны в целом. И этот баланс только укрепляет нежелание Молдавии решать конфликт военным путем, временами активизируя переговорный процесс и позволяя сохранять шаткий статус-кво.
«На самом деле между Тирасполем и Кишиневом до сих пор существует определенная «телеграфная линия». Неофициально, конечно. Ее цель — снять риски, которые могут возникнуть из-за международной ситуации. Через нее ПМР и сумела донести Молдавии, что занимает нейтральную позицию по Украине», — заключил Анатолий Дирун.
***
Неразрешенные проблемы, возникшие вокруг Приднестровья еще в начале 1990-х годов, в 2022-м хотя и обострились, но до сих пор не привели к эскалации. И Молдавия, и ПМР зависят прежде всего от внешнего мира, и нарушить хрупкий баланс без катастрофических последствий для себя не выйдет ни у кого. Пока. Почти все замороженные конфликты на планете рано или поздно разгораются вновь под воздействием накопившихся противоречий. Ведь, как известно из древних времен, хочешь мира — готовься к войне.