Россия
00:02, 31 августа 2022

Директор перестройки. Жизнь и карьера Михаила Горбачева — в главных снимках фотографов всего мира

Дмитрий Окунев (Редактор отдела «Россия»)
Фото: Getty Images

Умер Михаил Горбачев — генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985-1991 годах, а также первый и последний президент СССР. Сравнительно недолгий период его пребывания на вершине власти вместил в себя массу масштабных событий: это и перестройка, и вывод войск из Афганистана, и окончание холодной войны, и распад Организации Варшавского договора — блока, созданного в противовес НАТО. Горбачев взял курс на улучшение отношений с Западом и позволил объединить Германию. С другой стороны, при нем произошла серия кровопролитных конфликтов на национальных окраинах СССР, некоторые считают Горбачева ответственным за силовой разгон митинга в Тбилиси в 1989 году, когда погиб 21 человек. То же самое относится к событиям в Вильнюсе в январе 1991-го. О результатах правления Горбачева спорят до сих пор. Одни благодарны ему за демократизацию режима, другие винят политика в развале СССР. Жизнь и карьера Михаила Горбачева — в главных снимках фотографов всего мира.

***

Михаил Сергеевич Горбачев родился 2 марта 1931 года в селе Привольное Ставропольского края в семье бригадира тракторной бригады, «скромного трудяги, честного вояки». Еще школьником 15-летний Миша начал работать помощником комбайнера на машинно-тракторной станции. А уже в 17 лет был награжден орденом Трудового Красного Знамени, как и его отец, — за ударную работу. Благодаря высокой награде Михаил смог без экзаменов поступить в МГУ на юридический факультет, который окончил с отличием в 1955 году.

Уже в 19 лет Горбачев стал кандидатом в члены КПСС и был принят в партию в 1952 году. По партийной лестнице взбирался быстро — новые посты менял один за другим. В 1970 году он стал первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. Потом — членом ЦК, а в 1980-м — и Политбюро. После «гонок на лафетах» в первой половине 1980-х годов, когда после смерти Леонида Брежнева один престарелый генсек сменял другого, наконец настало время Горбачева, который при своем предшественнике Константине Черненко уже стал вторым лицом в государстве.

Верховная власть в стране долгое время принадлежала «кремлевским старцам», которые старались поддерживать сложившийся статус-кво и не допускать его резкого изменения. Даже внешний вид и публичное поведение Горбачева разительно отличали его от предшественников. Он был энергичным, улыбчивым, открытым для людей.

Раиса Горбачева, жена Михаила Сергеевича, стала настоящей первой леди СССР. Впервые в истории страны супруга генсека сопровождала мужа повсюду и элегантно выглядела. Советские женщины с одной стороны восхищались ею, с другой стороны — публичность Раисы Максимовной вызывала раздражение: многим казалось, что она слишком много внимания уделяет своей внешности.

По словам Горбачева, именно супруга склонила его к введению сухого закона — радикальных мер по борьбе с пьянством, о которых в СССР было объявлено в первые месяцы после назначения нового главы государства. «Слушай, что-то ненормальное происходит. Что-то надо делать. Народ гибнет!» — вспоминал ее слова Горбачев.

Пожалуй, единственным однозначным последствием горбачевского сухого закона стало уничтожение почти трети виноградников в СССР. Указания на это сверху никто не давал, но на местах, как обычно бывает, инициативу партии поняли по-своему и постарались на славу.

В первые месяцы у власти молодой генсек не отличался прогрессивными идеями не только во внутренней, но и во внешней политике. Он традиционно поддерживал «борьбу за мир во всем мире», резко критиковал Запад и «военщину».

Ситуация поменялась, когда Андрея Громыко на посту министра иностранных дел в июле 1985 года сменил Эдуард Шеварднадзе. Нормализация отношений с западными странами, прекращение противостояния с США в конфликтах в Африке и Латинской Америке — это была новая страница в отношениях СССР и всего мира.

В 1987 году у этой политики появилось название — «Новое мышление», которое обрисовал Горбачев в своей книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Оно предполагало отказ от двухсистемного мира, признание его неделимости и необходимости решения проблем мирным путем.

Больше всего Горбачев беспокоился об оружии массового поражения. Поэтому предлагал полностью отказаться от него всем странам, и поддерживать баланс вооруженных сил крупных держав на минимуме.

Призыв президента США Рейгана к Михаилу Горбачеву в 1987 году «снести эту [Берлинскую] стену» известен многим. Однако стена пала скорее вопреки нему. Генсек не собирался никак способствовать объединению Германий, и через газету «Правда» Рейгану пообещали, что у него ничего не выйдет. Но Берлинская стена потеряла свой смысл, когда Венгрия осенью 1989 года объявила об открытии границы с Австрией, через которую поток граждан ГДР пошел в ФРГ.

Слово «перестройка» было известно в 1980-е годы не только в СССР, но и за рубежом. О необходимости «перестраиваться» Горбачев заявил еще в 1985 году, не говоря при этом ни о чем конкретном, однако советская пресса подхватила новое слово. Тогда под перестройкой понимались небольшие изменения в хозяйственной сфере, никак не затрагивающие устои системы в целом. Всем хотелось жить лучше и зажиточнее, желательно поскорее, а значит, развитие страны нужно было ускорить.

Однако падение цен на нефть и авария на Чернобыльской АЭС убедили Горбачева в том, что административные меры воздействия не помогут исправить ситуацию. Он решился на реформы в духе демократического социализма, предложенные группой во главе с заведующим отделом пропаганды ЦК, секретарем ЦК и членом Политбюро Александром Яковлевым. Началась эпоха гласности и мелкого частного предпринимательства в форме кооперативов.

Дальше события развивались стремительно. Реформы, объявленные на январском пленуме ЦК КПСС 1987 года и спущенные буквально сверху, вышли из-под контроля уже через два года. В стране начался тотальный дефицит товаров народного потребления, а на границах республик СССР, которые одна за другой объявляли о независимости, начали разгораться военные конфликты. В 1991 году, после попытки путча и полного развала всех систем страны, в Беловежской пуще руководители РСФСР, УССР и БССР подписали договор, который констатировал «прекращение существования Союза ССР».

25 декабря 1991 года Горбачев объявил об отставке с поста президента государства, так как этого государства уже по сути не существовало. «События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны», — заявил он в телеобращении к гражданам.

В первые годы после отставки Горбачев основал некоммерческие организации Горбачев-фонд и Международный Зеленый Крест. Первая занимается исследованиями истории перестройки и проблем, актуальных для российской и мировой истории, а вторая — экологическим просвещением.

В 1996 году Горбачев принял решение баллотироваться в президенты России, противопоставив себя двум основным кандидатам — Борису Ельцину и Геннадию Зюганову. Эта инициатива закончилась полным провалом: за Горбачева отдали голоса лишь 0,51 процента избирателей.

20 сентября 1999 года от лейкоза скончалась жена Михаила Горбачева Раиса Максимовна. Бывший руководитель СССР беззаветно любил ее и очень тяжело переживал. «Мы с Раисой были привязаны друг к другу насмерть. Как это получилось, не знаю. Увидел ее один раз — и пошло», — вспоминал он.

«Когда мамы не стало, я три года каждый день была с папой — ему было просто необходимо видеть, слышать, чувствовать человека, который выглядел бы так же, как она, так же говорил и таким же образом жестикулировал», — рассказывала единственная дочь Раисы и Михаила Горбачевых Ирина.

Во второй половине 2000-х Горбачев отошел от политики и сосредоточился на публицистике и работе своих фондов.

В последние годы он периодически комментировал мировые события для российских СМИ, изредка его комментарии просачивались и в зарубежную прессу, однако возраст брал свое: все чаще его представители отказывали журналистам в интервью.

До последних своих дней Михаил Горбачев оставался идейным социалистом и свято верил в СССР — не как в империю с великой историей, но как в государство, передовые идеи которого можно было переосмыслить и претворить в жизнь. Герберт Уэллс назвал «кремлевским мечтателем» Ленина, но в большей степени это название подходит Горбачеву, разве что с добавлением слова «наивный».

«Я остаюсь на своей позиции: Союз можно было сохранить. Обновленный Союз был нужен республикам. А те, кто его разрушал, не представляли себе последствий», — эти слова в той или иной форме Горбачев повторял постоянно.

< Назад в рубрику