Причал раздора. Дальневосточные рыболовы могут остаться без порта

Фото: Leonid Dubeykovskyi / Russian Look / Globallookpress.com

Профсоюз Владивостокского морского рыбного порта (Владморрыбпорт) обратился с открытым письмом к президенту России с просьбой не допустить развала предприятия. В своем обращении сотрудники компании сообщили, что 23 августа Верховный суд удовлетворил иск ФГУП «Нацрыбресурс» о расторжении с Владморрыбпортом договора аренды причалов. Без этих причалов, вокруг которых Владморрыбпорт выстраивал инфраструктуру в последние годы, работа предприятия окажется невозможной. Какие последствия это может повлечь за собой — в материале «Ленты.ру».

Открытое обращение к президенту Владимиру Путину было подготовлено 26 августа, спустя три дня после решения суда. Времени на раскачку и анализ произошедшего у сотрудников Владморрыбпорта нет.

Главным основанием для расторжения договора аренды «Нацрыбресурс» назвал невыполнение Владморрыбпортом обязательств по строительству холодильно-складского комплекса для перевалки рыбопродукции, хотя комплекс был сдан в эксплуатацию еще в мае текущего года.

Владивостокский морской рыбный порт

Владивостокский морской рыбный порт

Кадр: Russian Fish. Site: shamin.expert / YouTube

Стройка шла несколько лет, и не заметить ее было сложно. Ранее компания запустила в работу рефрижераторный контейнерный терминал. Решение «Нацрыбресурса» перечеркивает планы Владморрыбпорта не только на развитие, но и на само существование.

«Неизбежными последствиями расторжения договора аренды причалов будет сокращение штатов, снижение дохода семей работников Владморрыбпорта, что в совокупности повлечет серьезное ухудшение уровня жизни нескольких тысяч жителей города Владивостока, — отмечает в своем письме президенту профсоюз предприятия (копия документа имеется в распоряжении «Ленты.ру»). — Мы обращаемся именно к Вам, так как полагаем, что Владморрыбпорт может стать или уже является объектом рейдерского захвата с участием высших представителей государственной власти».

Денис Сарана

Денис Сарана

Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

«Вредная» организация

Авторы обращения предупреждают, что отказ в аренде сделает невозможным выполнение программы северного завоза в Сахалинскую и Магаданскую области и на Камчатку. Под угрозой окажется обработка экспортных и импортных грузов, переориентированных с портов европейской части России.

Незадолго до ситуации с Владивостокским морским портом государственный «Нацрыбресурс» парализовал деятельность компании «Востокморсервис». С ней тоже сначала расторгли договор аренды, а затем и вовсе запретили эксплуатацию работоспособного причала. Только после жалобы руководства предприятия в госорганы Управление Федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю начало проверку по обращению портовиков.

Стоит отметить, что и ранее методы работы ФГУП «Нацрыбресурс» с государственными причалами вызывали критику в ряде ведомств и должностных лиц Российской Федерации, в частности — со стороны полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. «В прошлый раз я сказал, что это ненужная организация. Я неправильно сказал. На самом деле она вредная, потому что сейчас я проезжал мимо портов и видел контраст между портами, принадлежащими "Нацрыбресурсу" и принадлежащими частным владельцам, — это просто небо и земля. Одни завалены металлоломом, находятся в аварийном состоянии, а вторые просто работают — и надо просто вкладывать в них немного денег», — заявил Юрий Трутнев.

Фото: пресс-служба ФГУП «Нацрыбресурс»

Маяк санкционной эпохи

Владивостокский морской рыбный порт — градообразующее предприятие с серьезными налоговыми отчислениями. Владморрыбпорт активно инвестирует в развитие портовой инфраструктуры. С 2017 по 2020 год на модернизацию отрасли было направлено 2,6 миллиарда рублей. А к 2023 году запланировано вложить еще около 3 миллиардов рублей. В современных условиях важно и то, что конечными бенефициарами и держателями контрольного пакета акций предприятия являются граждане Российской Федерации.

Несмотря на сбои в цепочках поставок, отказ от работы с российскими компаниями ключевых дистрибьютеров спецтехники и запчастей, уход из России крупных контейнерных линий, Владморрыбпорт за два месяца смог перестроить логистику, найти новых клиентов и вернуться к досанкционным показателям. На данный момент Владморрыбпорт занимает первое место по объему морской перевалки рыбопродукции в России и обеспечивает 40 процентов морской перевалки рыбопродукции в РФ. На предприятии опасаются, что путь к дальнейшему развитию им перекроют местные чиновники и финансово-промышленные группы.

ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»:
1205 рабочих мест
4,8 миллиона тонн грузов перерабатывается ежегодно
1,6 миллиарда рублей налоговых отчислений только за 2021 год

В чьих интересах

В последние годы Владморрыбпорт стал слишком заметным игроком в отрасли. «Порт может стать или уже является объектом рейдерского захвата с участием высших представителей государственной власти», — говорится в письме профсоюза на имя президента РФ. В документе отмечается, что в прошлом году сменился состав акционеров порта.

«Один из основных акционеров — Сарана Д.В., контролирующий 48 процентов акций, в период расследования в отношении него уголовного дела о контрабанде продал свой пакет структурам, аффилированным с действующим губернатором Приморского края Кожемяко Олегом Николаевичем, — отмечается в письме. — Со стороны последних против порта в настоящее время развернута целая судебная кампания с множеством исков и оспариванием действий руководства порта».

Владивостокский морской рыбный порт

Владивостокский морской рыбный порт

Фото: Яндекс.Карты

Любопытно, что описанные события разворачиваются на фоне непростой ситуации, связанной с развитием портовой инфраструктуры Владивостока. Прошлой весной местные СМИ сообщали о том, что в нем примет активное участие компания «Евразийский рыбный центр» Аркадия Пинчевского — бывшего вице-губернатора Сахалинской области, а ныне совладельца управляющей компании группы «Антей». Речь шла об освоении мыса Назимова, на котором предполагалось разместить рыбный агрологистический комплекс с холодильным складом на 25 тысяч тонн и специализированный порт с общим грузооборотом почти 360 тысяч тонн.

Соответствующий проект был представлен на Восточном экономическом форуме. Однако после задержания одного из его главных идеологов этой весной судьба обширных планов по развитию портов Дальнего Востока оказалась под угрозой.

Неудивительно, что в такой ситуации представители трудового коллектива одного из крупнейших российских портов обратились к главе государства с просьбой вмешаться и не допустить развала предприятия.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше