Туристическое мастер-планирование — новый инструмент развития индустрии путешествий. В чем его суть, как оно влияет на развитие региона, его туристическую и инвестиционную привлекательность, читайте в материале «Ленты.ру».
Если говорить о сути, то туристический мастер-план рассматривает территорию нескольких регионов как единое интегрированное пространство. Для того чтобы турист захотел посетить какую-то территорию, должны сойтись множество факторов: удобная и вариативная транспортная доступность (регулярное сообщение и возможность выбора альтернативных путей и способов передвижения), качественные средства размещения для всех типов путешественников (от гостиниц 5 звезд до кемпингов), точки сервиса (кафе, рестораны, магазины, аптеки, туристические центры, пункты проката туристического оборудования и прочее).
На туристическую привлекательность региона также влияет его событийная насыщенность — возможность сходить в театр или на концерт, посетить спортивное мероприятие или фестиваль. Кроме того, с ростом турпотока необходимо также грамотно распределять и регулировать антропогенную нагрузку на территорию и выстраивать всю инфраструктуру с заботой об окружающей среде и историко-культурном наследии. Сочетание и качественный уровень всех этих факторов определяют туристическую и, как следствие, инвестиционную привлекательность того или иного места направления.
Мастер-планирование позволяет выявить сильные и слабые стороны, понять, что нужно развивать и улучшать в первую очередь. Это комплексное исследование экономических, социокультурных, географических, инфраструктурных, транспортных, инженерных и экологических возможностей и ограничений, а также всех уже существующих на территории туристических сервисов, маршрутов, объектов показа. В рамках блока социологии по проекту проводятся онлайн-анкетирования российских и иностранных туристов, глубинные интервью с представителями туротрасли, а также экспертные мероприятия в формате стратегических и так называемых форсайт-сессий.
Сейчас по инициативе Федерального агентства по туризму (Ростуризм) компания «ПроГород» (входит в ВЭБ.РФ) занимается разработкой туристических мастер-планов для нескольких макрорегионов России. До конца 2022 года их представят в правительстве Российской Федерации. Осенью этого года начнется работа по созданию туристического мастер-плана «Из Москвы в Санкт-Петербург», в который вошли восемь регионов ЦФО и СЗФО.
Яркий пример комплексного развития туризма на территории конкретного макрорегиона с использованием инструмента мастер-планирования — проект Большого Золотого кольца. Работа состоит из четырех этапов и завершится в декабре 2022 года.
Сейчас это больше не автобусный тур по нескольким городам, а огромная территория (девять областей) с множеством интересных объектов показа и маршрутов. Ключевым видом туризма по данному направлению, предсказуемо, является культурно-познавательный — самая высокая в стране плотность памятников истории и архитектуры (одна пятая всех ОКН страны) дает туристам возможность узнать больше о прошлом страны, познакомиться с культурой и промыслами народов центральной России напрямую, а не по картинкам.
Еще один плюс в том, что Золотое кольцо буквально опоясывает Москву и ее агломерационную зону, тем самым становясь наиболее удобным и доступным форматом отдыха для жителей столицы.
При этом Москва сама по себе тоже является ключевой точкой притяжения: это второе по популярности направление для внутренних туристов (после пляжного отдыха) и первое — для иностранцев.
Исследование туристических предпочтений, которое проводилось в рамках проекта, показало, что туристы, приезжающие в Москву, готовы посетить соседние регионы — среди них пользуется спросом продукт «Москва+». Большое Золотое кольцо часто становится таким дополнением к поездкам в Москву и Санкт-Петербург.
Однако устоявшийся стереотипный образ Золотого кольца как скучного направления для школьных экскурсий и людей пенсионного возраста с однообразными достопримечательностями снижает его популярность и мешает развитию. По словам заместителя руководителя Ростуризма Елены Лысенковой, «главный стереотип — по Золотому кольцу ездят только пенсионеры, которые хотят посетить монастыри и храмы, и уехать, ничего современного там нет, молодым неинтересно».
Хотя, например, в Туле есть замечательное креативное пространство «Искра», под Калугой — известный на всю страну арт-парк Никола-Ленивец. На территории Большого Золотого кольца можно полетать на воздушном шаре, посетить музыкальные фестивали или сражения реконструкторов и даже понежиться в термах. И все это — только малая часть огромного многообразия туристических продуктов, которые может предоставить Большое Золотое кольцо.
Еще один недостаток направления в том, что путешественник ограничен в выборе точек посещения на уже сформированных маршрутах — ввиду недостаточности инфраструктуры (куда-то просто нет нормальной дороги) или отсутствия агрегированной информации о новых интересных местах.
Проблемы транспортной доступности уже решаются — ключевой транспортной артерией, связывающей все регионы Большого Золотого кольца, является одноименная федеральная трасса Р-132, съезды с которой формируют распределенную сеть маршрутов вглубь регионов. Важный аспект, который учитывают разработчики мастер-плана, — транспортная мультимодальность, то есть возможность выбора и/или комбинирования способов перемещения между точками: рейсовый автобус, поезд, личный автомобиль, велосипед, теплоход. Это делает любое путешествие комфортнее и интереснее.
Если Большое Золотое кольцо — это историко-экскурсионный и средовой туризм, то Дальний Восток, для трех субъектов которого (Приморье, Сахалин и Камчатка) разрабатывается еще один туристический мастер-план, привлекает любителей отдыха на природе и экотуризма.
Мастер-план позволяет выявить наиболее перспективные с точки зрения туризма территории и предложить варианты их использования и развития с учетом возможных ограничений. Большая часть (более 80 процентов) территории регионов, входящих в проект «Дальний Восток», — это природные достопримечательности, многие из которых имеют статус особо охраняемых территорий, а некоторые даже входят в число памятников ЮНЕСКО. В рамках мастер-планирования просчитываются прогноз и распределение туристического потока, а также предлагаются меры по его регулированию в целях снижения возрастающей антропогенной нагрузки.
При разработке мастер-планов учитываются мнения жителей, бизнеса и власти: проводятся стратегические сессии с регионами, соцопросы, экспертные интервью, а также краудсорсинговые кампании. Все решения по проекту согласовываются с рабочими группами, куда входят профильные федеральные и региональные министерства, представители муниципалитетов, НКО, отраслевые эксперты. Каждый этап проходит обсуждение и верификацию в рамках заседаний рабочих групп или стратегических сессий. На краудсорсинговых платформах собрано более 600 идей от туристов и местных жителей о том, как сделать туризм в ДФО комфортнее.
Для реализации мастер-планов нужны частные инвестиции. Инженерная и транспортная инфраструктура, изменение нормативной базы — задача государства, но создание и модернизация туристической инфраструктуры (гостиниц, точек питания, проката оборудования и т.д.) — дело частных инвесторов.
Елена Лысенкова выделяет три основные группы инвесторов: малые и микроинвесторы, для которых такой проект может быть даже первым бизнесом; средние, вкладывающие в гостиничные предприятия до миллиарда рублей; и крупные, которые иногда становятся ленд-девелоперами огромных территорий.
Ленд-девелоперы размежевывают крупные земельные участки и разрабатывают конкретный проект под каждый из них. Очевидно, что с распространением практики мастер-планирования в выигрыше окажутся все. Туристы получат больше вариантов для интересных и комфортных путешествий и качественную распределенную инфраструктуру, бизнес — предсказуемое понятное развитие рынка и возможность инвестировать в проекты, которые пользуются маркетинговой и бюджетной поддержкой государства, жители — новые рабочие места и улучшение качества городской среды, а региональные бюджеты — дополнительные поступления.