Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов дополнил свои предложения. Одно из них касается ужесточения законодательства относительно тех, кто систематически нарушает правила дорожного движения. Он считает необходимым ввести систему штрафных баллов. Подробности — в материале «Ленты.ру».
В основу любого дорожно-транспортного происшествия, как правило, ложится нарушение одного или нескольких правил дорожного движения. При этом многие водители не считают несоблюдение предписаний ПДД чем-то противозаконными или плохим.
Поэтому, чтобы увеличить уровень безопасности на дорогах, Дмитрий Давыдов предлагает обратить внимание и на укрепление сознательности граждан и их мотивации не нарушать правила.
Так как страны Евросоюза лидируют по низким показателям смертности на дорогах, их опыт может послужить примером для России. По данным Европейского Совета Транспортной Безопасности, в 2012 году в 17 из 27 стран Евросоюза использовалась система штрафных баллов — система, при которой нарушению присваиваются баллы, а после достижения определенной суммы в течение определенного периода времени нарушителя лишают прав.
К примеру, в Испании смертность на дорогах сократилась почти в 4 раза за 20 лет. При этом самое заметное улучшение наблюдали с 2006 по 2013 год, когда число жертв сократилось с 4,1 тысяч до 1,7 тысяч. По мнению экспертов, такой прогресс обусловлен именно внедрением в 2006 году системы штрафных баллов за нарушения.
В Испании действует такая система: каждому водителю присваивается 12 баллов (8 баллов тем, у кого стаж менее трех лет и тем, кто возобновляет вождение после лишения прав). В зависимости от тяжести нарушения, он может получить либо штраф, либо штраф и лишение баллов. Если баллы кончаются, водительскую лицензию отнимают на полгода в первый раз и на год в последующие разы. При этом за любое нарушение водитель рискует потерять от 2 до 6 баллов, а за особо серьезное — все.
К примеру, за превышение скорости можно потерять 2 балла, за непристегнутый ремень — 3, а за выезд на встречную полосу — 6. За вождение без прав грозит тюремный срок от трех до шести месяцев, либо три месяца общественных работ.
От количества штрафных баллов также зависит цена страховки, что дает дополнительную мотивацию не нарушать. Водитель может частично вернуть до 6 потерянных баллов, если пройдет 12-часовой курс переобучения, но его можно посещать только раз в два года. Для восстановления прав после лишения необходимо пройти 24-часовой курс и сдать экзамен.
В России для многих нарушений ПДД единственная предупредительная мера — штраф. «Поднятие суммы штрафов является доказанной эффективной мерой в борьбе против нарушителей. Но если полагаться только на одни лишь штрафы, то в определенных случаях водители могут этим злоупотреблять. Если водитель исправно оплачивает все штрафы, это дает возможность регулярно нарушать, поскольку он выполняет все требования закона», — считает Давыдов.
По его мнению, возможность нарушать за деньги — часть менталитета некоторых водителей. Так, обеспеченные граждане, для которых штрафы не кажутся значительными, могут пренебрегать постановлениями. Невнимательные и безответственные водители не имеют стимула к улучшению навыков и манеры вождения, так как считают, что оплатой штрафа они искупают свою вину. А если водителю в определенной ситуации выгодно нарушить и заплатить штраф, он будет пользоваться этой опцией.
В прошлом году Министерство юстиции в проект нового Процессуального кодекса об административных правонарушениях включило ужесточение наказания за систематические нарушения ПДД. Согласно проекту, злостных нарушителей предлагают лишать прав на срок от одного года до полутора лет.
По мнению Дмитрия Давыдова, этих мер недостаточно. В первую очередь, такой подход не учитывает тот факт, что даже небольшие правонарушения могут нести в себе огромный риск для безопасности, поясняет он. Например, если систематическое превышение скорости на 20-40 км/ч не будет грозить лишением прав, это позволит водителям перемещаться по населенным пунктам с опасной и разрушительной для них скоростью 99 км/ч, рискуя только лишь штрафом в 500 рублей.
Под эти критерии подходят Испания, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Канада, Австралия и другие страны.
Основываясь на опыте этих стран, автор проекта «20 идей по развитию России» предлагает в дополнение к существующим штрафам ввести баллы и присваивать от 1 до 8 в зависимости от тяжести нарушения.
Например, нарушение правил пользования звуковыми сигналами и аварийной сигнализацией — 1 балл, проезд на красный свет — 8 баллов. Если водитель наберет 15 баллов в течение двух лет, Дмитрий Давыдов советует лишать его прав на год.
Начинающих водителей и для тех, кто вновь получает права после изъятия, лишать прав после 8 баллов. При этом для восстановления прав по аналогии с Испанией Давыдов предлагает ввести обучение и экзамены, а за каждый год без нарушения, начиная с третьего года, увеличивать кредит баллов на 1 единицу, однако не давать более 20 в сумме.
Он также добавляет, что при этом страховые компании получат преимущество в виде дополнительных данных, на основании которых можно будет более точно вычислять стоимость страховки. Но самое главное — при создании такого весомого сдерживающего фактора количество нарушений заметно снизится, а значит, сократится и уровень травматизма и смертности на дорогах России.
Дмитрий Давыдов направил эту идею органам власти. В Совете Федерации ему ответила заместитель начальника Управления Ирина Харламова, что обращение рассмотрено, и изложенная в нем информация принята к сведению. В МВД Давыдову также сказали, что предложения приняты к сведению. Кроме того, начальник отдела по работе с обращениями граждан Анна Горюнова поблагодарила автора проекта за проявленный интерес к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и активную гражданскую позицию.
В Минюсте Заместитель директора Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Вероника Николаева выразила Давыдову признательность за активную гражданскую позицию и проявленное внимание к вопросам совершенствования законодательства РФ.
Дмитрий Давыдов поблагодарил ведомства в ответ за рассмотрение его предложений относительно совершенствования административных мер для сокращения аварийности на дорогах. Он также попросил МВД, Минюст и Совет Федерации инициировать разработку законодательной базы для внедрения системы штрафных баллов за нарушение ПДД. Однако позиция государства относительно штрафных баллов, как проверенного механизма для сокращения числа нарушений, до сих пор не ясна.
Предложение Дмитрия Давыдова также поддержал Андрей Моторов, главный редактор Motor.ru. По его словам, идея дополнить штрафы за нарушение правил присваиванием штрафных баллов представляется наиболее мягкой, но в то же время действенной мерой повышения водительской дисциплины.
«Она дает возможность бороться именно с систематическим пренебрежением правилами, и применять ее можно дифференцированно», — отметил эксперт.
При этом добросовестные водители от такого нововведения пострадать не должны, ведь штрафные баллы — это гибкая альтернатива простому повышению всех штрафов, добавил Моторов.
«Помимо основной цели — снижения смертности и травматизма на дороге — целенаправленная борьба со злостными нарушениями способствует росту автомобильной культуры, укоренения нетерпимости к асоциальному дорожному поведению», — подчеркнул эксперт.
Таким образом, эксперты находят идею Дмитрия Давыдова полезной и эффективной. Однако для ее реализации понадобится законодательная поддержка со стороны государства.