Мария и Антон Тимошенко из Санкт-Петербурга уже больше года живут в Канкуне. Переезд в страну с теплым морем и золотым песком был давней мечтой. Путешествия по Германии, на Бали и в Доминикану в конце концов привели супругов в Мексику, причем это произошло в разгар пандемии. Как им удалось наладить работу и быт, с какими трудностями они столкнулись — в материале «Ленты.ру» из цикла про россиян за границей.
Я родилась и выросла в Магадане. С детства хорошо ориентировалась на сопках, гуляла в минус 40 градусов и знала, что делать, если встретится медведь. Мы всей семьей раз в два года летали на материк, но теплое ласковое море я впервые увидела только в 12 лет.
Они манили меня, и я мысленно прокладывала маршруты от Магадана до какой-нибудь Бразилии, мечтая, что когда-нибудь отправлюсь в кругосветное путешествие.
В 18 лет я решила, что остаться в Магадане — значит навсегда поставить на себе крест. Моя мама была провизором, и я практически выросла сначала в контрольно-аналитической лаборатории, играя с пробирками и реактивами, а затем в производственной аптеке. Мне нравился белый халат, ощущение магии и причастности к выздоровлению людей, поэтому я решила стать провизором и отправилась учиться в Пермь. А затем, получив диплом, уехала жить и работать в Питер.
В 22 года, когда я заканчивала фармацевтическую академию, появилась возможность отправиться в Германию на языковые курсы с перспективой дальнейшего переезда. В этой стране врачи и провизоры востребованы. В то время на родине, работая в аптеке, я получала 12 тысяч рублей в месяц, поэтому европейская зарплата в пару тысяч евро казалась не просто баснословной, а в принципе нереальной.
Мне очень хотелось посмотреть еще больше, пожить в других городах и странах, познакомиться с другими культурами.
Вторую попытку переехать в Германию мы предприняли уже вместе с мужем. Он тоже провизор, и замысел был примерно тот же — выучить немецкий и получить рабочую визу. Муж год ходил на языковые курсы, а потом продолжил учить язык уже в Германии.
Но что-то шло не так... Вскоре мы вернулись в Санкт-Петербург. Сейчас я понимаю, что все как раз было так, как надо. Просто Германия была не той страной, в которой мы на самом деле хотели жить.
Росли наши дети, но мысли о переезде оставались. Мы много путешествовали — насколько хватало бюджета. Но каждый раз по возвращении в Питер возникало ощущение пустоты внутри.
Работа в области фармацевтики меня не удовлетворяла. Там был только бизнес, а мне хотелось помочь людям быть здоровыми. Я задавалась вопросом, почему мы болеем, но даже обучение в фармакадемии не дало мне ответа.
Тогда я решила исследовать эту тему с точки зрения психологии. Получив образование перинатального психолога, помогала женщинам наладить грудное вскармливание, выступала с лекциями и все больше углублялась в изучение психосоматики. Со временем начала проводить консультации, организовывала тематические марафоны и курсы.
Я всеми силами развивала онлайн-деятельность как психолог, понимая, что в нашей картинке идеального будущего нужно хорошо зарабатывать и уметь делать это из любой точки мира.
В какой-то момент у меня такая возможность появилась, а у мужа — нет! Он продолжал ежедневно ездить в офис, тратя два часа на дорогу в одну сторону. Возвращался в конце дня злой, желающий только одного — тишины и покоя. С двумя маленькими детьми это было сложно, поэтому напряжение нарастало. Он тогда работал в крупной дистрибьюторской компании на хорошей должности, со стабильной зарплатой, и бросать ее было страшно.
Мысли о зимовке были у меня давно, и я искренне восхищалась теми, кто мог себе позволить несколько месяцев шлепать босиком по песку и любоваться закатом под шум волн. Муж взял отпуск, и мы полетели.
Скажу сразу: было одновременно и страшно, и любопытно. Возникали опасения: будут ли онлайн-клиенты, а вдруг что-то пойдет не так, а смогу ли я работать, будучи практически всегда с детьми, и многое другое. Оставалось зажмуриться и пуститься в эту авантюру, с которой и началась новая глава в жизни нашей семьи.
Так мы оказались в Таиланде и поняли, что никакая Германия не сравнится с этим кайфом от моря, ощущением свободы, настроением вечного отпуска и лета. Я не знаю, что было бы дальше и как развивались бы события, если бы именно там и тогда нас не настигла новость о надвигающейся пандемии, которая наводила ужас на весь мир.
Мы оказались практически в эпицентре происходящего. В какой-то момент я осознала, что это все серьезно, и шанс улететь домой тает с каждым днем из-за отмены рейсов. Милые приветливые тайцы за один день сменили улыбку в знак приветствия на взгляд исподлобья. Пора было выбираться!
Нам повезло: мы успели улететь последним рейсом. По прибытии домой ушли на карантин, мужа перевели на удаленку, и в нашем доме снова воцарились гармония и спокойствие. Никто никуда не бежал, не спешил, не было этих многочасовых поездок на работу.
Я решила окончательно заняться онлайн-направлением, а муж помогал мне. Проработав еще пару месяцев, он уволился, и мы стали вместе взращивать наш крутой онлайн-проект.
Мне сложно поддерживать себя в ресурсе, когда цвет асфальта не отличается от цвета неба. Раньше я пыталась бороться с этим и даже убеждала себя, что так живут все. Но после отпуска в Таиланде все изменилось. Я хотела яркости и тепла!
Когда на горизонте показалась осень, мои наработки и опыт удачно вошли в симбиоз с экспертностью и структурированностью моего мужа. Мы достигли отличных результатов, которые давали надежду на то, что можно не бояться ехать туда, куда хотим.
А стремились мы на Бали. Я смотрела фото острова и представляла себя купающейся в океане. Смотрела на эти милые кафешки, природу, вулканы и понимала, что половина меня уже там. Многие наши друзья тоже отправились туда. Но из-за пандемии и ограничений перелетов попасть в Индонезию было чем-то вроде квеста. Мы боролись с бюрократической машиной, искали входы и выходы. Шло время, я ушла с головой в работу, пытаясь убедить себя снова, что все хорошо, но ощущение апатии и рушившихся надежд не покидало. Бледные дети с мешками под глазами от сидения дома уверенности тоже не прибавляли.
В какой-то момент показался свет в конце тоннеля: вопрос с визой почти решился. Мы даже купили билеты на самолет на 11 января. Но он не полетел, и визу нам не дали.
Я сидела и ревела, жалея себя, злясь на всех и вся, не понимая, как мне работать в таком эмоциональном состоянии. Мы настолько настроились уехать, что сама мысль о том, что все было напрасно, ужасала.
Это была авантюра. Далеко. Долго. Незнакомо. Никаких гарантий, что нам там понравится. Дорого, в конце концов. Но остаться было страшнее. И мы рискнули.
25 января наш самолет взлетел и только 27 января приземлился в Доминиканской Республике. Никогда не забуду это непередаваемое ощущение, когда он садился среди пальм и пролетал над Карибским морем. Рай... Я его увидела!
Мы прожили в Доминикане счастливые полгода и именно там поняли, что вот оно — это место! То самое, где мы хотели бы жить. Вернее, даже не сама Доминикана, а именно Латинская Америка.
Дети ходили в школу, мы с мужем работали. Я начала учить испанский и влюбилась в него. Объехали весь остров и поражались особенностям местного менталитета. Он заставлял задуматься о смысле жизни, о вечной гонке и спешке, о том, что нужно уметь наслаждаться моментом!
Спустя полгода мы поняли, что переехать в Латинскую Америку — отличная идея, но оставаться в Доминикане больше не хочется — при всей нашей любви к ней. Причин было несколько.
Мы снова посмотрели на карту — и увидели Мексику, страну из моего детства. Я уверена, что многие из вас помнят мексиканские сериалы. Это земля майя и ацтеков, земля ценнейшего культурного наследия, полная тайн.
Было решено вернуться в Россию за кошкой, решить основные дела и отправиться покорять Мексику уже на несколько лет. Когда у нас спрашивают, почему именно Мексика, я отвечаю, что это страна, идеально сочетающая в себе все то, что нам было интересно и важно: образование, менталитет, язык, уровень экономики, природа, культура.
Условия въезда тоже максимально просты. Достаточно загранпаспорта, билета (и обратного тоже), электронного разрешения на въезд, которое оформляется на сайте мексиканского посольства в течение 25 дней. Никаких дополнительных документов, виз, тестов и прочих справок не нужно.
Контроль по прибытии в Мексику мы тоже прошли без труда, поскольку у нас была бронь в отеле и обратные билеты. Но порой эта процедура может оказаться длительной и малоприятной: придется ответить на вопросы миграционных офицеров, и во многом от них зависит, на какой срок вам разрешат остаться в стране. Ранее нашим соотечественникам можно было жить в Мексике до 180 дней без оформления вида на жительство, сегодня условия ужесточились из-за увеличения потока мигрантов в США.
Сейчас мы живем в Мексике ровно год и не жалеем о принятом решении. Изучив все города Мексики, мы выбрали Канкун. Он покорил нас невероятными пейзажами, оживленностью и неповторимым мексиканским колоритом.
Еще будучи в Санкт-Петербурге, мы нашли в соцсетях риелтора, который помог нам подобрать жилье. Хозяева двухэтажного дома на 300 квадратных метров с бассейном, который мы снимаем, оказались русскими, а сама резиденция — охраняемой и вполне уютной. Ежемесячно аренда обходится нам в 110 тысяч рублей, коммунальные платежи — еще дополнительно 20 тысяч рублей.
По приезде мы сразу приобрели машину. Брать ее в аренду на длительный срок здесь слишком дорого. Мы просто отдали деньги продавцу, и он вписал нас в техпаспорт. В Мексике купля-продажа машины — очень простая процедура. Достаточно подписи двух свидетелей, что все прошло в соответствии с законом.
Конечно, есть в Канкуне и автобусы. Ходят они довольно часто, стоимость проезда доступная — около 34 рублей. Но есть одна проблема — кражи, поэтому для нашей семьи с двумя детьми авто все же предпочтительнее.
Еда в Мексике доступная и качественная. В магазинах много недорогих овощей, сыров, большой выбор фруктов, продукция местной марки Hecho en Mexico, суперфуды, экопродукты. На один поход в супермаркет, если в семье четыре-пять человек, требуется около 10 тысяч рублей.
Можно полакомиться местными блюдами — например, начос, гуакамоле, маисовыми лепешками. Первое время пребывания в Мексике мы не отказывали себе в таком удовольствии, но сейчас я стараюсь обходить эту еду стороной. Уж слишком она специфичная.
И как тут не упомянуть нашу любимую гречку, которую в Мексике не найдешь днем с огнем! Нет здесь и привычного россиянам творога, кефира или селедки. Но это незначительные минусы. Благодаря огромному выбору продуктов в супермаркетах тут вполне можно питаться здорово и вкусно, найдя привычным блюдам достойную замену.
Обе наши дочки с удовольствием ходят в школу в Канкуне: старшая — в третий класс, младшая — в подготовительный. В городе множество учебных заведений, детей в них принимают с трех лет.
Мы выбирали школу не только по расположению, но и по количеству русскоговорящих детей — не хотелось, чтобы среди одноклассников были наши соотечественники, — так девочкам проще изучать иностранный язык. Если рядом кто-то говорит по-русски, появляется соблазн попросить перевести речь учителя, что наша старшая дочка часто делала, когда мы жили в Доминикане.
Обучение в мексиканских школах платное. Есть два варианта взноса:
Подход к организации учебного процесса мне очень нравится. Педагоги внимательны к эмоциональному состоянию малыша. Когда ребенок приходит в школу, первое, что у него спрашивают учителя, — «как ты себя сегодня чувствуешь?» Обучение проходит на двух языках. До обеда с детьми разговаривают на английском, во второй половине дня — на испанском. Дети разных возрастов учатся вместе, но у каждого класса своя программа.
Много времени и внимания уделяется творчеству, которое в мексиканских школах считается столь же важным, как язык или математика. Дети мастерят, клеят, рисуют. Есть много кружков, куда можно записать ребенка.
Хотя наши дочки проводят в школе почти целый день, мы все знаем об их занятиях. В Мексике родители очень вовлечены в жизнь школьников и обязательно приходят на открытые уроки и выступления. Остается только удивляться, когда они успевают работать!
Жители Латинской Америки и их менталитет покорили нас еще в Доминикане. Здесь умеют наслаждаться жизнью и никуда не спешить. В Мексике много праздников и выходных, и перерабатывать не принято. Местные жители любят петь и танцевать при каждом удобном случае.
Тут регулярно проходят яркие мероприятия, которые всегда вызывают у меня восторг. Мексиканцы ответственно подходят к праздникам. Например, к Дню мертвых, признанному нематериальным наследием ЮНЕСКО, готовятся всей страной за пару месяцев.
Что еще покорило меня в местных жителях — это их преданность семье и уважение к старшим. Здесь нет домов престарелых. Старшее поколение в стране чтут и уважают. На улицах, в супермаркете часто можно увидеть стариков в окружении многочисленных родственников.
С таким же почтением относятся и к семейным традициям. На праздники и выходные близкие люди собираются вместе, готовят национальные блюда, танцуют и веселятся.
Мексика удивила нас своим радушием и ощущением внутренней свободы. Сейчас я не представляю, в какой еще стране мы могли бы чувствовать себя настолько комфортно. И благодарна судьбе, что через множество путешествий, трудностей и случайностей она привела нас сюда.
Мы продолжаем изучать Мексику, ее самобытные места и туристические маршруты. Поняли, что не привязаны к одному месту. И если очень захотеть, можно жить в любой точке мира. Главное — найти свою локацию, которая откликается в душе, и не бояться перемен.